Все новости
Политика
1 Марта 2013, 15:43

Нормотворческая лексика

Госдума рассмотрит 80 законопроектов, в том числе о ненормативных словах

Впервые за последние годы «Единая Россия» не имеет в нижней палате парламента конституционного большинства. Это стало поводом для многочисленных «пророчеств» по поводу предстоящих жарких законотворческих межфракционных баталий, парламентского раскола и проявления радикализма оппозиционных партий. Об этом, и не только разговор с заместителем председателя комитета Госдумы по культуре Зугурой Рахматуллиной.
— Зугура Ягануровна, какие из принятых за прошедший год Госдумой законов вы считаете особенно важными?

— Те, что касаются наших детей. Один из них — об их защите от противоправной информации в интернете. К сожалению, наши маленькие граждане очень доверчивы, их психология — это благодатная почва для разного рода спекуляций — мировоззренческих, идеологических, противоправных. У семьи, школы, детских организаций очень много «конкурентов» в деле воспитания. С каждым днем растет число охотников за детскими душами. В том числе и через интернет-ресурсы. Сегодня здесь полно развращающей и деструктивной для детского ума, души, здоровья, поведения информации. Принятый закон как раз и направлен на защиту духовной безопасности и здоровья детей. Кроме того, уже создан единый реестр доменов и сайтов с противоправным контентом.

Резонансный закон, запрещающий усыновление российских детей американскими гражданами, получил имя Димы Яковлева, уехавшего в Америку и трагически погибшего в новой семье. Пристегнутого в детском кресле ребенка, которому не было и двух лет, американский отец оставил в жару в закрытой машине на целых 9 часов умирать. Суд не нашел в действиях мужчины состава преступления, а усмотрел только небрежность и оправдал его. Это не первый случай, когда виновные в гибели усыновленных российских детей американцы отделываются легким наказанием или не несут его вовсе. Кстати, на днях стал известен очередной случай гибели усыновленного ребенка в США...

Хочу подчеркнуть, что этот закон несет в себе глубинный политический и идеологический смысл: уважающая себя страна должна защищать своих граждан — и взрослых, и детей, особенно сирот и инвалидов. Введение такого запрета обусловлено неоправданно лояльным отношением американской Фемиды к родителям, причастным или допустившим гибель усыновленных российских детей, равнодушием американских властей к этим трагедиям.

Вокруг закона развернулась целенаправленная «общественная дискуссия», разделившая население страны на тех, кто «за» и кто «против», с приклеиванием ярлыков его авторам, с масштабной «загрузкой» в массовое сознание негативной информации. Но многие, вставшие на сторону противников документа, и не догадываются, что тезис «граждане США усыновляют в основном тяжелобольных детей-сирот» является красивым мифом, что многие американские усыновители просто решают свои финансовые проблемы, получая солидную денежную поддержку и различные льготы, а после сдают ставших ненужными детей в приюты, ранчо-резервации. Есть пример подобного учреждения в штате Монтана, где живут десятки брошенных приемными родителями российских детей без достаточного ухода, лечения и воспитания, при этом в отчетах они фигурируют как счастливо проживающие в приемных семьях.

Общественность просто не получает информацию о том, что гибель усыновленных детей не только в США, но и в других странах становится массовой, а многочисленные посреднические агентства и фирмы, построившие на этом прибыльный бизнес, имеют миллиардные барыши. Безусловно, за всеми развернутыми сегодня дискуссиями тянется «финансовый шлейф» — этот черный бизнес получил от российских депутатов первый, но серьезный удар. Самое главное, закон Димы Яковлева инициировал в России масштабное осознание того, что нужно и должно прежде всего развивать институт внутреннего, национального, усыновления. Российские дети-сироты должны жить в родной стране, о них должно заботиться родное, а не чужое государство.

В дополнение к этому закону депутаты приняли постановление о совершенствовании института усыновления. А в конце года президент страны подписал указ о защите детей-сирот. Очевидно, что необходимо поощрять не только усыновление, но и помогать семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации: ежегодно 65 — 70 тысяч российских детей становятся сиротами при живых родителях. В некоторых регионах страны уже есть неплохой опыт такой поддержки. Например, у нас в Башкортостане работает закон, дающий право на единовременное пособие усыновителю в размере материнского капитала — сегодня это 408 тысяч 961 рубль.

— Госдума сейчас обсуждает вопрос об особом порядке выборов глав национальных республик. Какова здесь ваша позиция?

— Законопроект, позволяющий регионам отказаться от прямых выборов губернаторов и вернуться к их назначению, принят в первом чтении. Вопреки утверждениям некоторых критиков, эта законодательная инициатива — не отказ от прямых выборов. Принципиально здесь то, что регионы смогут сами, исходя из своей специфики, определять порядок выборов. Какой вариант окажется наиболее востребованным, покажет время.

Этнокультурное многообразие России не позволяет везде проводить прямые выборы губернаторов. Мы знаем, что где-то возникали ситуации, когда победа любого из многочисленных кандидатов могла привести к социальному взрыву. Кроме того, наши регионы очень разные и в социально-экономическом развитии, и в этнокультурном плане, и не все хотят прямых выборов: это серьезные организационные мероприятия, финансовые издержки, которые порой разумнее направить на решение социальных проблем. К тому же в многонациональных и поликонфессиональных республиках прямые выборы — всегда дополнительное «искусственное возбуждение» общественного и этнического сознания, чреватое провокациями. Думаю, возможность выбирать формат выборов является для регионов оптимальным решением.

— Насколько эффективно вам удается вмешиваться в принятие судьбоносных решений? Бытует мнение, что без одобрения правительства, которое распоряжается государственными финансами, ни один закон не принимается...

— Безусловно, любая законодательная инициатива, прежде чем стать федеральным законом, проходит процедуру рассмотрения в правительстве и в правовом управлении администрации президента страны. Как правило, отрицательное заключение получают документы, в которых есть действительно серьезные и веские доводы для их отклонения. И не надо забывать, что многие законопроекты несут в себе дополнительные и незапланированные расходы. Принятие не обеспеченных финансово законов — всего лишь красивый лозунг и популизм.

— Как налажена совместная работа с башкирским парламентом?

— Безусловно, мы общаемся с депутатами профильного комитета Госсобрания. Но, возможно, нужна более тесная работа в продвижении актуальных для республики совместных законодательных инициатив — зачастую собственные, региональные, проблемы имеют системный характер.

— Удается ли уделять должное внимание вашим избирателям в республике?

— Я закреплена за пятью районами — Балтачевским, Бураевским, Иглинским, Нуримановским и Татышлинским, а также за Стерлитамаком. По возможности стараюсь принимать участие в их культурной жизни, через газеты информирую население о законотворческой работе Госдумы. От избирателей поступает очень много обращений. Они касаются проблем с жильем, трудоустройством, оказанием медпомощи, повышением зарплаты, возвращением «сгоревших» в финансовых пирамидах вкладов. Одни приходят за советом, другие — за материальной поддержкой, третьи — со своей душевной болью, обидами, с кажущимися неразрешимыми проблемами, за которыми, как выясняется, порой кроется незнание собственных прав и обязанностей. Очень много обращений подвижнического характера с просьбой помочь в реконструкции или строительстве сельской школы, дома культуры, детского садика, моста. Ни одна просьба не остается без внимания. Когда удается помочь (словом или делом), это уже радость для депутата. Разве можно забыть глаза двух счастливых, танцующих при открытии детского садика в Иглинском районе крох-близняшек, которые чуть не остались сиротами? Или молодую маму троих детей Э. Кутлиахметову, получившую серьезные осложнения после перенесенного гриппа? Ее спасли оперативная реакция минздрава республики, упорство и профессионализм врачей Республиканской клинической больницы имени Куватова. Многодетная мать Р. Алибаева, сельская учительница, оказавшаяся в трудной ситуации без работы, жилья, одна с несовершеннолетними детьми на руках, обратилась с просьбой определить ее детей в школы-интернаты Уфы, помочь с жильем в Уфе и трудоустройством. Мама сейчас работает социальным педагогом, дети успешно учатся, решен вопрос с общежитием… К счастью, историй с хорошим концом немало.

— 2013 год открыл новый политический сезон. Чего нам от него ожидать, что тревожит лично вас?

— В перечне на весеннюю сессию — 80 приоритетных законопроектов. Одна из актуальных проблем — защита национальной духовности от антикультуры, от аморальной информационной атаки, ненормативной лексики, которая стала естественным фоном общения. За примерами далеко ходить не нужно: речи с высоких политических трибун, художественные выступления и интервью кумиров современной молодежи — представителей поп-культуры, СМИ, многочисленные молодежные передачи изобилуют такими «перлами» обсценной (в переводе с англ. — непристойной, грязной, бесстыдной — авт.) лексики, которые повергли бы в шок даже Эллочку-людоедку. Дошло до того, что издан огромнейший толковый словарь ненормативной лексики русского языка, содержащий около 16 тысяч слов и 4 тысяч фразеологизмов, которые, как утверждается в аннотации издателя, «обогащают отечественную лексикографию». Сколько труда, времени, отличной бумаги, денег вложено в издание этого «опуса»! Но «результат», к сожалению, есть: не раз я становилась свидетелем того, как в приличном книжном магазине именно у полки с этим словарем толпилась любопытная молодежь, с хохотом и восторгом показывающая друг другу «железное» доказательство легитимности и естественности их современной речи! Ненормативная лексика — это неуважение к языку и страшное моральное зло по отношению к тем, к кому она направлена.

В весеннюю сессию принят в первом чтении законопроект об административной ответственности за изготовление и распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань. Кстати, наш комитет внес в Госдуму еще один проект закона, предлагающий установить административную ответственность за употребление нецензурной брани не только в СМИ, но и в кинофильмах, теле- и радиопередачах, на спектаклях и в других зрелищных мероприятиях.
Читайте нас: