Все новости
Политика
28 Февраля 2013, 15:11

Александр Дегтярёв: Мы воспитываем национальную элиту

Госдума приняла в первом чтении проекта закона, запрещающего должностным лицам хранить деньги в иностранных банках и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов. Каковы особенности закона и на кого он будет распространяться? Почему в России важно воспитать национально ориентированную элиту? Как поможет этот закон в борьбе с коррупцией? На эти и другие вопросы ответил председатель комитета по образованию, член фракции «Единая Россия» Александр Дегтярев, представляющий в Госдуме Башкортостан.

— Александр Николаевич, закон, внесенный президентом, резонансный, о нем многие говорят, но не все знакомы с деталями. Так о чем же идет речь?

— В законопроекте перечислен перечень должностных лиц, которым запрещено иметь счета за рубежом. К ним отнесены лица, занимающие госдолжности РФ, первые заместители и заместители генпрокурора РФ, члены совета директоров Центробанка. В этом перечне лица, замещающие госдолжности субъектов РФ, а также те, кто находится на федеральной госслужбе, если их назначают и освобождают от должности президент России, правительство или генпрокурор. Под запрет также подпадают лица, занимающие должности в госкорпорациях, фондах и иных организациях, созданных на основании федеральных законов. Запрет касается супругов и несовершеннолетних детей всех этих категорий служащих.

— Но в законе есть и исключения?

— Да, все верно. Запрет на открытие счетов не распространяется на госслужащих, работающих в дипломатических представительствах, в консульствах и других официальных представительствах России.

— Закон предполагает, что чиновники должны избавиться от иностранных счетов, если они есть?

— Они должны будут сделать это в течение трех месяцев после принятия закона. Те, кто подпадают под его действие и имеют счета в иностранных банках за рубежом, должны закрыть их и избавиться от ценных бумаг иностранного эмитента. В противном случае их полномочия — если речь идет о депутатах и сенаторах — будут прекращены, а чиновники потеряют свою должность.

— А если иностранные счета все же не будут закрыты?

— За этим последует наказание, и оно будет неотвратимым. Законопроект предусматривает возможность проверки соблюдения запрета, если для этого будет «достаточная информация». Она должна быть представлена в письменной форме, в том числе от правоохранительных структур и руководящих органов политических партий. Основанием для проверки может стать и информация, поступившая в письменной форме от Общественной палаты и российских средств массовой информации. Подчеркну, что анонимная информация основанием для проверки служить не может. Проверяемое лицо на время проверки может быть отстранено от должности на срок до 60 дней, который может быть продлен до 90 дней.

— А какова, собственно, цель принятия законопроекта?

— Как заявлено в статье 1 этого документа, он подготовлен «в целях обеспечения национальной безопасности РФ, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции».

Я возглавляю комитет по образованию и от себя хочу добавить, что вижу в законопроекте и другой важный аспект. Он поможет в деле воспитания национально ориентированной элиты, когда высшие чиновники будут прежде всего думать об интересах российского общества, российского государства. Конечно, такое воспитание — это непростой и долгий процесс, в одночасье, с принятием закона такая элита не появится, но нужно ведь с чего-то начинать.

— Закон носит запретительный характер, а к появлению новых ограничений в обществе часто относятся с опаской…

— Думаю, в данном случае мы имеем дело с исключением. Счета за границей — не преступление. Но люди, которые обязаны защищать суверенитет страны, не должны зависеть от других государств.

Этот закон отвечает запросам общества. И это не голословное утверждение. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более 61 процента россиян поддерживают запрет чиновникам иметь счета в банках за границей. И эта цифра говорит о том, что для большинства россиян вопрос давно решен: любые меры по пресечению перекачки средств из нашей страны в другую пользуются ураганной поддержкой. Причем термин «ураганная поддержка» используют сами социологи, говоря, что по этому поводу нет никаких дискуссий в обществе: народ требует, чтобы все государственные деятели были душой и телом, в том числе и собственными финансами, с Россией.

— Реакция общества на законопроект действительно показательна, а вы лично его поддерживаете?

— Да, я считаю это правильной и своевременной мерой. Уверен, что принятие закона поможет успеху тотальной войны с коррупцией, которую объявил президент Владимир Путин. Мы должны избавиться от этого зла. И законопроект — важный и действенный инструмент в борьбе. И я, и мои коллеги по фракции «Единая Россия» в Госдуме, которая составляет большинство в нижней палате парламента, имеем принципиальную позицию: закон нужно принимать.

Предлагаемые президентом меры — это реальная защита национальных интересов нашей страны. А самое главное — это действенный механизм очищения власти. Это честно по отношению к гражданам России и справедливо по отношению к тем, кто находится на государственной службе. Причем в законопроекте кроется еще и сверхзадача: важно, чтобы принимаемые законодательные нормы стали и моральными нормами общества.

— А есть ли к этому предпосылки?

— Например, в Великобритании нет закона, подобного тому, что собирается принять Госдума, но общественное мнение таково, что если, скажем, у кандидата на выборный пост обнаружится счет, допустим, в Швейцарии, общество его осудит, и он никогда не попадет в парламент. И эти моральные ограничения по сложившейся практике действуют сильнее, чем прямые ограничения закона. Я уверен, что и мы в России рано или поздно к этому придем.
Читайте нас: