Это стало продолжением реформы исполнительной власти, о которой глава Башкирии заявил еще в августе. «Серьезные модернизационные перемены в системе исполнительной власти Башкирии — то, чего и следовало ожидать», — комментирует новости политолог Вадим Гайдук. Он уверен, что «наступила эра эффективных политических менеджеров. «И если человек не справляется с возложенными на него обязанностями, ему находят замену. Подобные замены продлятся до тех пор, пока нужный политический результат не будет достигнут.
Это как в математике — погрешности здесь недопустимы», — говорит профессор Гайдук.
Теперь в республике 13 министерств, пять госкомитетов, четыре агентства, пять управлений и три инспекции, не считая ведомств федерального подчинения.
В новом правительстве девять заместителей премьер-министра, в том числе один первый — Рауф Нугуманов, занимавший этот пост и прежде. Остался на своем месте и вице-премьер Илшат Тажитдинов, он руководит работой аппарата правительства Башкирии. Его коллега Эрнст Исаев несет ответственность за деятельность министерств природопользования и экологии, сельского и лесного хозяйства, опекает торговлю и сферу защиты прав потребителей, гостехнадзор и ветеринарию.
Президент повысил в ранге министра экономразвития Евгения Маврина. Но и в качестве вице-премьера он будет отвечать за «свое» министерство. Впрочем, работы у Е. Маврина прибавится, поскольку за ним также закреплены госкомитеты по размещению госзаказов, по тарифам и агентство по территориальному развитию.
Ответственность за проведение в Уфе международных саммитов ШОС и БРИКС возложена на вице-премьера Салавата Сагитова, курировавшего раньше культуру, спорт и образование. Теперь молодежная политика, спорт, туризм и работа загсов закреплена за новым заместителем премьер-министра Маратом Магадеевым, человеком в республиканском руководстве небезызвестным. Раньше он возглавлял региональное МЧС, а в последние два года — Межведомственный совет общественной безопасности при аппарате президента Башкортостана.
Единственная среди заместителей премьера женщина — Лилия Гумерова отвечает за социальный блок, который, впрочем, был хорошо ей знаком и ранее: по своей карьерной лестнице Л. Гумерова шла от школьного учителя, заместителя главы городской администрации по социальным вопросам до заведующей отделом в правительстве и вице-спикера башкирского парламента.
А вот Дмитрий Шаронов — лицо совершенно новое. В его трудовой книжке значатся такие должности, как генеральный директор Фонда поддержки инноваций, директор Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие РБ до 2006 года», временно исполняющий обязанности руководителя Центра стратегических разработок при президенте республики, ученый секретарь научно-исследовательской части Уфимского авиационного университета. Новоявленный вице-премьер «взял» на себя промышленность, инновации, информационные технологии и Академию наук Башкирии.
Имя еще одного заместителя премьер-министра — полномочного представителя Башкортостана при президенте России пока не названо.
Должность премьер-министра в структуре отсутствует. По мнению политолога Вадима Гайдука, «экс-премьер Азамат Илимбетов не оправдал возложенных на него надежд, правительство так и не смогло перейти при нем на модернизационные рельсы развития».
В состав правительства глава республики включил руководителя администрации президента Владимира Балабанова.
Ожидается, что в ближайшие дни будут назначены профильные министры. Сейчас уже известно, что количество министерств в республике сократилось. Ликвидировано министерство связи и массовых коммуникаций. Вместо него создано агентство по печати и средствам массовой информации. Связь и информатизация, ранее подконтрольные министерству, отойдут в ведение вновь созданного агентства по информационным технологиям. Реорганизовано министерство труда и соцзащиты населения. К нему присоединяется управление службы занятости населения. Нет в новом списке и госкомитета по предпринимательству и туризму — вместо него в республике будет действовать агентство по туризму. В составе правительства также появилось новое агентство по территориальному развитию.
Такие структурные изменения в органах исполнительной власти республики полностью поддержал руководитель регионального исполкома партии «Единая Россия» Альберт Мифтахов. «Сейчас президент республики аккумулирует у себя в руках всю власть, а значит и несет полную ответственность за судьбу региона», считает единоросс. «Глава исполнительной власти в Башкортостане — это президент, — уверен он, — а при наличии премьер-министра происходило раздвоение исполнительной власти. Это приводило, в том числе, к определенному расточительству на содержание аппарата правительства, его гаража, столовой, службы обеспечения и т. д.».
А. Мифтахов полагает, что теперь существенно «будет сокращено расходование бюджетных средств на эти цели». «Немаловажно, — говорит он, — что увеличится оперативность работы. Ведь до этого министры должны были донести вопросы до профильного вице-премьера, он, в свою очередь, до премьер-министра, а премьер-министр все равно выносил вопрос на решение президенту». Глава исполкома «ЕР» уверен, что все эти перемены «исключительно положительные и пойдут на пользу делу и республиканскому бюджету».
Предполагается, что в результате таких изменений общая численность аппарата сократится более чем на треть. В республиканское законодательство в связи с этим будут внесены соответствующие изменения.
— Первое, что бросается в глаза, — желание сделать правительство более компактным. На мой взгляд, это правильно — так проще управлять, решения доходят быстрее, не вязнут в бюрократической машине.
Что же касается вице-премьеров, то новых лиц я не увидел, кроме Дмитрия Шаронова, а также Лилии Гумеровой и Марата Магадеева, которые ранее так или иначе были представлены во власти.
Правда, трудно судить о полной конфигурации правительства, пока мы не увидим, кто возглавит министерства и агентства. Возможно, там появятся новые люди. И тогда можно будет судить о том, не остались ли внутренние противоречия, которые были раньше, и насколько слаженной станет команда.
Хорошо, что президент замкнул на себе функции премьер-министра и подчинил ключевые министерства и ведомства. С госимуществом понятно — это сделано для того, чтобы не допустить злоупотреблений и эффективно его использовать. С агентством по печати тоже правильное, на мой взгляд, решение: именно глава региона формирует образ будущего республики и является носителем идеологии нового Башкортостана.
Логичным является усиление позиций Рауфа Нугуманова. Он показал себя как сильный управленец, который руководил Уфой, строительство и ЖКХ — это именно его вопросы,
в них он хорошо ориентируется. Я приветствую это назначение и как представитель «Башдомкома».