Все новости
Политика
15 Сентября 2012, 20:36

Политические предпочтения депутата на законотворчество не влияют

Спикер парламента Башкирии приглашает оппозицию к диалогу

Константин Толкачев: «Наши инициативы без внимания Госдумы не остаются».
Константин Толкачев: «Наши инициативы без внимания Госдумы не остаются».
Начало нового политического сезона в стране традиционно связывают с началом осенней сессии Госдумы. Актуально ли это утверждение для Госсобрания? Как принимаются законы и как намерен работать парламентский корпус в год, завершающий его депутатские полномочия? Об этом беседуем с председателем Госсобрания — Курултая республики Константином Толкачёвым.

— Константин Борисович, какими будут приоритеты этой осени? Вы ожидаете, что наступившая сессия будет...

— ...напряженной. Традиционный осенний приоритет — это рассмотрение бюджета республики на следующий год. Будем думать, как наиболее эффективно заставить работать государственные деньги. Они не такие большие, как нам бы хотелось, а задач при этом предстоит решать много. К обсуждению финансового документа будет привлечена общественность, каждый сможет внести свои предложения.

Кроме этого, депутаты будут работать над целым рядом законопроектов. Каждый из них чрезвычайно важен в своей области, и приоритеты тут выделить сложно, поскольку при планировании мы исходим из нужд и потребностей жителей нашей республики. Пример? Участились жалобы населения на плохую экологию. Значит, недостаточно у нас принимается мер по защите окружающей среды. А ведь это та сфера, которая непосредственно влияет на качество жизни. Законодательство здесь, к сожалению, напоминает лоскутное одеяло. В существующий закон внесена масса поправок. Возможно, пора задуматься о принятии нового экологического кодекса республики.

На работе парламента отразится и активная модернизация политической системы, которая продолжается в стране. Закон о митингах, недавно принятый Госдумой, подтолкнул нас к созданию рабочей депутатской группы. Ее задача — разработать республиканские проекты законов, устанавливающих места проведения митингов и шествий, проще говоря, определить местные Гайд-парки.

Мы внимательно отслеживаем изменения федерального законодательства. Известно, что Госдума готовится принять законопроекты о выборности глав муниципалитетов, о новых правилах формирования российского парламента. В кратчайшие сроки наши законы будут приведены в соответствие с федеральными. Со следующего созыва изменения ждут и Госсобрание — уменьшается количество депутатов, значит, нужна новая «нарезка» избирательных округов.

В нашем регионе идет активная модернизация политической системы, реформируется система госуправления. Президент взял на себя руководство правительством. Эти действия абсолютно конституционны: по сути, Рустэм Закиевич привел реальность в соответствие с Конституцией Башкортостана, в которой написано, что правительство республики возглавляет президент. Все это требует от парламента изменения ряда законодательных актов, касающихся структуры власти. Бюрократия должна быть минимизирована, нам нужна современная, динамичная, компактная и эффективная модель управления республикой.

— Президент Рустэм Хамитов не раз подчеркивал, что в республике нужно создавать выгодные для инвесторов условия. Нынешняя парламентская сессия пройдет на фоне подготовки к саммиту глав государств — членов ШОС и встрече руководителей БРИКС. В Башкирии реализуются крупные инвестпроекты — строительство технопарка с участием «Русгидро» и Alstom, развитие малой авиации на базе Кумертауского авиационного предприятия, нового металлургического производства в Белорецке и другие.
Предполагается ли законодательное сопровождение задач, поставленных президентом, в целом и этих проектов в частности?

— Мы провели значительную работу для создания благоприятных условий для привлечения инвестиций на рынок Башкирии. Думаю, сегодня республика — самый привлекательный, с точки зрения инвесторов, регион России. Движение уже есть. По итогам 2012 года ожидается, что объем инвестиций в экономику составит 240 — 250 миллиардов рублей — на четверть больше уровня прошлого года. Это тысячи новых рабочих мест, оснащенных самыми передовыми технологиями, дополнительные налоги в бюджет. Но мы желаем большего, поэтому работа в этом плане продолжится.

А вот принимать закон по каждому отдельному, пусть даже очень крупному проекту, по-моему, не серьезно. Правильно —определить общий масштаб поведения. Все субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности должны находиться в равном положении и работать в рамках существующего законодательства.

Впрочем, подготовка к саммитам, на мой взгляд, не должна пройти стороной и для депутатов. Они — избранные представители народа. Это более ста успешных, состоявшихся людей, которые на своих местах, в рамках своих полномочий и возможностей будут делать все возможное, чтобы мировые форумы прошли на высоком уровне. Каждый понимает, что это шанс открыть нашу республику всему миру, дать мощный толчок развитию региона, и эту возможность нам упустить нельзя.

— Вы говорили о том, что парламентскую трибуну необходимо предоставлять лидерам партий, чьи фракции не представлены в Госсобрании, что необходимо плотнее строить с ними работу. Насколько мне помнится, свои идеи и предложения перед депутатами изложил лишь представитель местного отделения партии «Патриоты России». И молчок! Лавочку решили прикрыть?

— Мы регулярно приглашаем представителей непарламентских партий на наши мероприятия. Оппозиция нужна, она помогает держать себя в тонусе, работать более эффективно. Однако воспользоваться законным правом выступить один раз в год на заседании Госсобрания они почему-то не спешат. Об их мотивах судить сложно. К сожалению, в политике часто желание говорить сочетается с неспособностью конструктивно работать. Увы, многие сосредоточились только лишь на митинговой деятельности в предвыборный период.

— Летом Госсобрание наделило депутата от КПРФ Вадима Старова статусом вашего заместителя на общественных началах...

— Надеемся, это подтолкнет оппозицию к более активной работе. Пока я не помню ни одной инициативы, которая исходила бы от фракции КПРФ.

— Насколько активно Госсобрание работает с коллегами из Госдумы в плане изменения федерального законодательства?

— В этом отношении мы — один из наиболее активных регионов. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находятся порядка тридцати наших инициатив. Все они согласованы и имеют неплохие шансы на принятие. На ближайшем заседании планируем внести законопроект, который поможет пополнить доходную часть бюджета республики. Речь идет о возвращении в региональную казну пяти процентов налога на добычу полезных ископаемых, как это было до 2010 года. К сожалению, компенсация, которая выделяется Башкирии вместо утраченного налога, оказалась в разы меньше. Ежегодные потери составляют 2 — 2,5 миллиарда рублей.

С развитием в Уфе футбольного клуба наши органы правопорядка столкнулись с ранее нетипичным поведением болельщиков. В хоккее таких проблем нет, в футболе же традиции иные. Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга поведение футбольных фанатов стало настоящей головной болью, цивилизованные болельщики боятся ходить на матчи семьями. Так было в свое время в Англии, но там проблему решили. Мы сейчас изучаем весь существующий опыт, чтобы принять законы, которые помогут сформировать культуру «боления» на стадионах.

— Журналисты не раз терзали вас вопросами о том, что законопроекты, поступившие в Госдуму в качестве законодательной инициативы от башкирских депутатов, приобретают статус законов крайне редко. Почему же, по вашему мнению, не проходят законопроекты субъектов РФ, а правительственные идут с ходу?

— Я всегда говорю, что бесплатных законов не бывает — каждый требует определенного материального обеспечения. Это связано с вторжением в действующий бюджет и, следовательно, с необходимостью получения положительного заключения правительства. Многие инициативы так и остаются нереализованными прежде всего из-за нехватки средств. Увы, бюджет очень ограничен, и вписать в него дополнительное обременение непросто. На получение положительного решения уходят годы.

Но главное, что наши законодательные инициативы будоражат общественное мнение и не остаются без внимания думских депутатов, руководства страны. Не раз бывало, что предложенный башкирским парламентом законопроект отклонялся, а затем принимался — но уже под другим авторством. Логика таких решений нам неизвестна, но главное в таких делах — результат. Поэтому мы получаем моральное удовлетворение от проделанной работы, поскольку привлекаем внимание к проблеме и подсказываем ее решение.

— Например?

— Когда ввели ЕГЭ, мы первыми предложили предоставить успешно сдавшим экзамены ученикам возможность поступить в вузы, то есть дать им небольшую отсрочку от армии. Госдума тогда нашу инициативу отклонила. Но через какое-то время этот законопроект поступил в российский парламент от президента и получил единогласную поддержку.
— Вы не раз уже предлагали жителям республики включиться в обсуждение наиболее значимых законопроектов. Мнение населения востребовано в работе парламента?

— Участие в выработке государственных решений — неотъемлемое право каждого гражданина. Мы используем все возможные форматы обсуждения — «круглые столы» с привлечением общественности, парламентские слушания, экспертные советы, мнения блогеров. Главное в такой работе — конструктивность и нацеленность не на сам процесс обсуждения, а на его результат, улучшение качества законодательства. Моя личная позиция — максимально открытое обсуждение всех значимых проектов законов на всевозможных площадках.

— Каким бы, в идеале, вы хотели видеть Госсобрание республики?

— Я практически ответил на этот вопрос. Прежде всего необходима конструктивность. Хотелось бы, чтобы отчетливее звучал голос фракции коммунистов. Но, повторю, это должен быть не крик, а деловой разговор, в котором не только ставятся проблемы, но и предлагаются варианты их решения.

У депутатов есть реальные инструменты влияния на ситуацию, пожалуйста, вносите законопроекты, отстаивайте их. В нашем парламенте нет практики отказываться от конструктивных предложений из-за «неправильной» политической «окраски» инициатора законопроекта.
Вопрос на засыпку

— Какие три законопроекта вы предложили бы к рассмотрению в первую очередь? О чем бы они были?

— Первостепенное значение я бы придал закону о разграничении полномочий между субъектами Федерации и центром. Обратите внимание, что до 40 процентов изменений в республиканское законодательство мы вносим в связи с новыми федеральными документами. Но, как мне кажется, должны быть четко определены абсолютная юрисдикция федерального центра и правовой статус субъекта, взаимных пересечений допускать нельзя. Без этого наше законодательство не может отличаться стабильностью. Мы рассчитываем на результативность работы комиссий по разграничению полномочий, которые возглавляют Хлопонин и Козак.

У нас есть большая цель — дать людям тот уровень социальной защищенности, который существует, к примеру, в развитых европейских странах. Если бы на деле все было так же просто, как и на словах, мы хоть завтра написали бы такой закон, повысили прожиточный минимум, гарантировали каждому право на бесплатное жилье... Но коммунизм построить так и не смогли. Поэтому ставим перед собой реальные задачи и двигаемся к цели.
Читайте нас: