Все новости
Политика
10 Августа 2012, 15:57

Становление демократии

Как сложились судьбы первых депутатов

Здание городского банка и Уфимской городской думы.
Здание городского банка и Уфимской городской думы.
Свою деятельность Уфимская дума начала очень энергично. Утверждается городской бюджет, принимаются меры по улучшению снабжения населения продовольствием в условиях нормирования по карточкам на хлеб, сахар, обувь. И казалось, что есть возможность как-то сблизить позиции, пойти на компромиссы между основными политическими силами, в том числе по вопросу введения в городе прогрессивного налога на недвижимость. Но эта «возможность» рухнула осенью 1917 года.

Нарастание революционных событий в стране напрямую влияло на политическую жизнь уфимской провинции. В сентябре 1917 года окончательно оформились самостоятельные организации большевиков и меньшевиков, накануне полного разрыва были левые и правые эсеры. Октябрьский переворот в Петрограде изменил все течение жизни и в Уфе, где создается губернский ревком во главе с большевиками, который шаг за шагом начинает утверждать новую — советскую власть. И здесь городская дума оказалась заложницей своего состава.

— Что раньше объединялось на словах, разделилось на деле, — говорил в те дни один из гласных думы А. Юрьев.

Заседание городской думы 30 октября 1917 года продолжалось несколько часов. Обсуждался вопрос — об отношении к октябрьскому перевороту. Все резолюции проваливались одна за другой. Наконец выносится решение, что у думы отсутствует «определенное мнение на происходящие события». Это было ее политическим концом, а ее практическая деятельность все больше ограничивалась «вермишелевыми» вопросами (выражение тех дней). Через полтора месяца дума объявила о своем роспуске, назначив новые выборы на 21 января 1918 года. Но они не состоялись, муниципальная власть в городе полностью стала советской. Так закончилась история Уфимской городской думы, избранной всеобщим, тайным голосованием и просуществовавшей 163 дня. Аналогичный конец был и у других городских дум.

Современный читатель, тем более интересующийся прошлым своей малой родины, всегда невольно задумывается о людях, которые наполняли это прошлое. Думаю, следует рассказать о судьбе некоторых гласных городских дум Уфы и Стерлитамака.

Автор статьи еще в 50-х годах был лично знаком с пятью бывшими гласными Уфимской думы, а также с родственниками некоторых других гласных. Октябрь 1917 года, а затем братоубийственная Гражданская война разбросали всех 102 гласных по красным и белым лагерям, а затем уже в 1930-е годы нескольких из них уничтожил культ личности.

Лидер уфимских кадетов, издатель газеты «Уфимская жизнь», граф П. Толстой в июне 1918 года был вывезен из Уфы и расстрелян вместе с другими заложниками красных на реке Кама около Сарапула. Вместе с ним такая же участь постигла тогда бывших гласных присяжного поверенного А. Полидорова и редактора «Уфимской жизни» А. Ница. А четвертый номер по списку кадетов в городскую думу М. Зубакин, будучи юрист-консультом Бельского речного пароходства, был расстрелян в Уфе в декабре 1937 года, как «враг народа».

М. Витрищак (ей в 1917 году было 22 года) состояла в руководстве организации левых эсеров, в декабре 1917 года являлась членом Уфимского губернского ревкома. В советское время работала счетоводом. Расстреляна в Уфе в 1937 году как «враг народа».

Гласный думы левый эсер И. Штейнберг, юрист, с декабря 1917 года по март 1918-го занимал пост наркома юстиции Совнаркома РСФСР. Впоследствии эмигрировал за границу. Умер в 1957 году в Нью-Йорке.

Председатель Стерлитамакской думы левый эсер В. Прозоровский в начале 1918 года возглавлял уездный совнарком, а в августе с группой стерлитамакских комиссаров — левых эсеров и большевиков, среди которых находилась и его жена, учительница, комиссар просвещения, был расстрелян белой контрразведкой.

Председатель Уфимской думы А. Цюрупа с 1918 года работал в Москве наркомом продовольствия, затем заместителем председателя Совета народных комиссаров и СТО и председателем Госплана РСФСР. Скончался в 1928 году, похоронен в Кремлевской стене.
Член управы Ф. Першин в 1920-х годах работал председателем Уфимского горсовета, при нем был открыт в Уфе памятник Ленину. Скончался в Москве в 1958 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Заместитель председателя думы Н. Брюханов — с 1920-х годов в Москве, нарком продовольствия РСФСР, затем зам. наркома и нарком финансов СССР. Репрессирован в 1938 году, скончался в 1943 году.

Трагически оборвалась жизнь члена управы эсера с 1901 года слесаря А. Шеломенцева, участника первой русской революции. Еще в марте 1917 года он возглавил комиссию по организации Уфимского совета рабочих и солдатских депутатов, а в начале следующего года избирается председателем городского комитета правых эсеров. Это был хороший организатор и оратор, который до конца боролся против власти Советов, основы которой, но с другим содержанием и целями, он сам закладывал. В июле 1918 года он с группой правых эсеров уехал из Уфы защищать от красных частей Ижевск, в одном из боев был убит. В ноябре его прах был доставлен в Уфу, где прошли грандиозные похороны. Отдать долг памяти пришли представители всех антисоветских партий, консул Франции в Уфе, руководители и члены городских профсоюзов. Около городской управы состоялся митинг, здесь к процессии присоединились военный оркестр и подразделения двух батальонов — русско-чешского и Комуча, которые сопровождали процессию до Ново-Ивановского кладбища. Под грохот оружейных выстрелов и мелодию «Коль славен» прах был предан земле. На этом кладбище в 1920 — 1930-х годах было похоронено еще несколько бывших гласных той думы.

Графиня Е. Толстая скончалась в Уфе в 1968 году в возрасте 86 лет. Ее могила находится на Сергиевском кладбище.

Прошлое не бывает однозначным. Об этом свидетельствуют думские страницы истории во времена, когда ломалось старое, а впереди было неизведанное, новое, и никто не знал, чем оно может закончиться.
Читайте нас: