Все новости
Политика
18 Июля 2012, 04:13

Социальный автобус попал в пробку

Нуждаются ли в защите государственные перевозчики?

«Мы не хотим, чтобы, выйдя в рейс, кто-нибудь из наших водителей получил по голове кастетом или бейсбольной битой», — так охарактеризовал причину недавних пикетов работников ГУП «Башавтотранс» председатель республиканских профсоюзов работников автотранспорта Рустам Асадуллин. Заявление было сделано перед депутатами Госсобрания, которые в начале месяца обсуждали проблемы пассажирских перевозок в республике.
«Биты и кастеты» профсоюзный лидер упомянул в связи с участившимися конфликтами между водителями государственной компании и частными перевозчиками. Наиболее жестокая конкуренция развернулась в Стерлитамаке, где шоферские споры нередко доходят до рукопашной. Однако в большинстве городов Башкортостана этой проблемы нет. Там обе стороны стараются соблюдать графики движения и учитывать интересы друг друга. Правда, перевес в любом случае остается за частниками. Доля «Башавтотранса» в перевозках составляет всего 12 процентов, а отсюда — низкая заработная плата работников госпредприятия и его плачевное экономическое состояние.

Таким образом, по словам профсоюзного лидера, обеспечение безопасности водителей было только одним из требований массовых акций. Участники пикетов вышли с лозунгами: «Социальный перевозчик не должен быть нищим» и «На маршрутах не должно быть незаконных перевозчиков». К ним профсоюз причисляет всех, кто не участвовал в конкурсном отборе, и предлагает убрать их с рынка. Также он сетует на «незащищенность государственных перевозчиков», о чем Р. Асадуллин говорил на заседании. Он же призвал парламентариев оказать госпредприятиям законодательную поддержку. Правда, четко сформулировать, какую именно, не смог.

«Нам понятно стремление «Башавтотранса» монополизировать перевозочный бизнес, — пояснил председатель комитета по промышленности и транспорту Госсобрания Наиль Кутлугильдин. — Но рынок есть рынок, и конкуренцию никто не отменял. Что касается «незащищенности государственного перевозчика», то в России его права отстаивают достаточно грамотные правовые акты. На федеральном уровне — это устав автомобильного транспорта, а на местном — закон об оказании транспортных услуг населению пассажирским автотранспортом. Его мы приняли четыре года назад и учли пожелания всех субъектов рынка. Если будут еще какие-то предложения — вносите их. Мы — только за. Если же говорить о нападениях на водителей госпредприятий, то в таких случаях следует незамедлительно обращаться в полицию. Ее вмешательство решит проблему действеннее всего. С «нелегалами» мы тоже разберемся в ближайшее время».

Анализируя ситуацию, можно подумать, что стычки шоферов использовались как повод для попыток решить сразу все проблемы «Башавтотранса». А их создавали не только конкуренты. Как пояснили депутаты, после смены бывшего руководства предприятия, Контрольно-счетная палата выявила крупные хищения. К тому же, участников заседания удивила безынициативность директората компании. Закон дает возможность бороться с «нелегалами» правовыми методами. Решение проблемы могло бы существенно ускорить создание ассоциации государственных перевозчиков, но ни одного шага в этом направлении сделано не было. С органами местного самоуправления, которые отвечают за организацию автобусных перевозок, ни профсоюз, ни представители госперевозчика переговоров тоже еще не вели. Конечно, безусловным плюсом в деятельности «Башавтотранса» является социальная направленность. Но, судя по отзывам населения, это устраивает только пенсионеров и льготников. Другие категории граждан больше всего интересует скорость передвижения. Крупногабаритному башавтотрансовскому «мерседесу» или «НефАЗу» они предпочитают юркие «ПАЗики» или «Газели». Тем более что стоимость проезда практически одинакова.
Читайте нас: