Все новости
Политика
4 Июня 2012, 01:51

Исторические хроники. Февраль-март 1993 года

Общественно-политическая ситуация в конце зимы — начале весны 1993 года характеризовалась некоторым оживлением в деятельности основных общественных организаций республики. А в деловом мире наиболее значимым событием стало объединение двух советов предпринимателей — при Верховном совете Республики Башкортостан (ВС РБ) и при Совете министров Республики Башкортостан (СМ РБ). Председатель СМ РБ А. Копсов в феврале подписал распоряжение, обязывающее министерства и ведомства согласовывать с советом предпринимателей при ВС РБ (возглавляемым Н. Швецовым) проекты нормативных актов, затрагивающие негосударственные формы собственности. Правом давать заключения наделили самого Н. Швецова и его помощника Б. Астраханцева. Таким образом завершился конфликт в данном вопросе между Верховным советом и Советом министров и их структурами.

Массовые акции протеста против Б. Ельцина начались в Уфе в конце февраля и достигли своего апогея в сентябре 1993 года. На фото — одна из таких акций.
Массовые акции протеста против Б. Ельцина начались в Уфе в конце февраля и достигли своего апогея в сентябре 1993 года. На фото — одна из таких акций.
Значительным событием февраля стал третий съезд Союза башкирской молодежи (СБМ). В отличие от других политизированных общественных организаций, СБМ был самой массовой, обладающей значительными средствами и постоянно находившейся на острие политического процесса структурой.

На съезде прозвучали требования о создании собственной концепции военного строительства в республике, в том числе и своей национальной гвардии. Кроме того, СБМ предложил провести республиканский референдум. Главной интригой этого референдума должен был стать следующий вопрос: «Согласны ли вы с тем, что Республика Башкортостан является суверенным государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и другими государствами на основе равноправных договоров?». Съезд принял изменения в устав, позволяющие СБМ участвовать в президентских и иных выборах. Лидером Союза башкирской молодежи (без ограничения срока) после переизбрания вновь стал Р. Баимов, который в своем выступлении подчеркнул, что СБМ поддерживает М. Рахимова до тех пор, пока он отстаивает суверенитет.

Еще одним крупным событием февраля стал учредительный съезд промышленников и предпринимателей, на котором был образован Союз промышленников и предпринимателей республики, приняты программа деятельности и устав, где подчеркивалось, что новый союз является деидеологизированной и деполитизированной общественной организацией. На съезде присутствовал глава всех российских промышленников А. Вольский, а председателем правления нового союза стал президент АО «Концерн БЭТО» Ю. Шарипов. Между тем, как отмечали наблюдатели, съезд прошел в духе старых «застойных» времен, спокойно, без дебатов и споров. Никто из первых лиц от республиканского руководства на съезде не присутствовал. В союз не вошли наиболее крупные предприниматели типа Воробьева и Швецова и директора крупных предприятий. Ассоциация промышленных предприятий республики также не вошла в союз, так как, по словам ее членов, их мало интересуют политические вопросы, а все возникающие проблемы они решают в рамках своей организации. Даже обещания А. Вольского помогать с загранкомандировками тем, кто вступит в союз, на них не оказали никакого воздействия.

Отметим, что во главе Ассоциации стояли руководители оборонных предприятий, которые из-за «отключения» Россией двухканальной бюджетной системы были очень не довольны тем, что перестали получать необходимые конверсионные средства. Требования, выдвинутые промышленниками, были переданы М. Рахимову, который в тот же день отправил телеграмму Б. Ельцину с просьбой восстановить прежнюю систему финансирования предприятий из российского бюджета.

К этому времени большое значение в формировании положительного общественного мнения вокруг фигуры М. Рахимова приобретает телевизионная программа «Неделя», представляющая любую акцию со стороны руководства республики и все предпринимаемые им шаги, даже указ об открытии вредного цеха № 2 на заводе «Химпром», в выгодном для республики свете.

Его противники тем временем продолжают вести наступательную политику через доступные им средства массовой информации. Суверенное развитие республики большинство из них не устраивает. Между тем на достижение межнационального согласия направлена деятельность центра национальных культур «Дружба», зарегистрированного в феврале 1993 года как республиканская организация.

В селе Темясово Баймакского района состоялся первый съезд башкир бурзянского рода. В обращении к башкирам рода бурзян и ко всему башкирскому народу содержатся требования по защите природы, развитию культуры, просвещения, улучшению жизненного уровня народа. Активизировали свою деятельность башкирские казаки и башкирская молодежь. Первые на месте традиционного сбора башкирских воинов — горе Каралтау провели свой первый Всебашкирский казачий круг (йыйын). Атаманом общества был избран есаул Н. Канафин, в то время военком Нуримановского района. В программе башкирских казаков есть пункты о создании в ранге муниципальной милиции казачьего взвода для поддержания порядка, об издании своей газеты, о праве казаков, служащих на территории республики, на ношение нагайки и сабли, об организации казачьей таможни в аэропорту, на вокзалах и других местах.

К марту формирующаяся по отношению к руководству республики оппозиция начала обретать свое лицо. Все активнее проявляет себя как реальная сила общественное объединение «Русь». Оживилась республиканская компартия и даже провела очередной этап своей объединительно-восстановительной конференции. Задачи у коммунистов были следующие: восстановить советскую власть, социалистический строй и союзное государство. Вопрос о том, создавать самостоятельную республиканскую партию или оставаться в составе компартии Российской Федерации, на конференции не был окончательно решен, но коммунисты определись с последним сроком перерегистрации — 6 ноября 1993 года. Кроме того, было решено организовать фракции в Верховном и местных советах.

Наметившийся раскол в обществе в связи с последними событиями в центре (противостояние Б. Ельцина и Верховного совета РФ) распространился и на Башкирию, хотя и не в такой острой форме, как в Москве. Тем не менее руководство республики на этот раз однозначно отреагировало на события, резко осудив действия президента Российской Федерации.

После телеобращения Б. Ельцина к гражданам России 22 марта 1993 года в Уфе состоялось совместное заседание президиума Верховного совета и президиума Совета министров, на котором было принято решение выступить с заявлением в адрес федеральных органов власти и обращением к народам Башкортостана. В обращении к гражданам республики отмечалось, что шаг, предпринятый Б. Ельциным, начинает новую полосу конституционного кризиса, является попыткой силовыми методами приостановить действие Конституции России, Федеративного договора, Конституций республик в составе Федерации. Таким образом, руководство республики, в первую очередь, почувствовало в действиях президента РФ угрозу суверенитету Башкортостана.

Кроме того, в ответ на кризис власти в центре в Уфе состоялись два митинга: один в поддержку президента РФ, другой — в поддержку председателя Верховного совета РФ и съезда народных депутатов.

Сторонниками Б. Ельцина оказались представители тех партий и движений, которые на уровне РФ выступили против него: ДПР, НПСР, объединение «Русь», к которым примкнула партия «Идель-Урал». Противоположную сторону представляли коммунисты Башкирии, которые собрали на свой митинг значительно больше народа, чем сторонники Ельцина.

По количественному составу митингующих можно было определить степень популярности в республике того или иного политического лидера и системы его политико-экономических взглядов. Рейтинг Б. Ельцина в Башкортостане и раньше был невысок, а в условиях экономического кризиса он упал еще ниже. Умеренно консервативная часть общества, которая составляет большинство населения, по всей вероятности, выразит ему на предстоящем референдуме недоверие.

В конце марта, под самый занавес всех бурных событий месяца, состоялась очередная, XVII сессия Верховного совета республики. На ней рассматривалось более 40 вопросов. Такую обширную повестку М. Рахимов обосновал актуальностью обсуждаемых вопросов и необходимостью законодательного укрепления суверенитета республики.

В своем выступлении на сессии он еще раз подтвердил позицию по отношению к кризису власти в России. Что же касается новой Конституции республики, то докладчик заявил, что проект требует тщательной проработки, но в то же время нельзя затягивать его рассмотрение и принятие.

На сессии также обсуждались варианты государственного герба и гимна РБ. Их утверждение было отложено, но за основу символа герба решено взять белого волка — предводителя, «башкорта», который считается у башкир родовым тотемом, святым, мудрым и миролюбивым животным.

Кроме того, парламент постановил вынести на референдум дополнительный вопрос в следующей формулировке: «Согласны ли вы, что Республика Башкортостан должна иметь экономическую самостоятельность и договорные отношения с Российской Федерацией на основе Федеративного договора и Приложения к нему в интересах всех народов Республики Башкортостан?». Таким образом, руководство республики было намерено заручиться поддержкой народа в реализации программы суверенизации.

В конце марта состоялось учредительное собрание представителей оппозиции — общественно-политической организации «Гражданское согласие и прогресс Башкортостана». В нем приняли участие ДПР, НПСР, ТОЦ, объединение «Русь», Комитет по политико-экономической реформе и социальной защите населения. Избраны три сопредседателя новоиспеченной политической структуры: А. Аринин («Русь»), Х. Гизатуллин (Уфимский научный центр) и Ф. Раянов (Башгосуниверситет).

Таким образом, оппозиция действующей власти расширялась.
По материалам Международного института гуманитарно-политических исследований.

Читайте нас: