Все новости
Политика
25 Мая 2012, 14:43

Исторические хроники. Январь 1993 года

К началу 1993 года становится очевидным, что председателю Верховного совета М. Рахимову было гораздо сложнее, чем раньше, добиваться реализации своих планов в республиканском парламенте. У депутатского корпуса постепенно формировалось свое отношение к тем или иным фактам и явлениям, и М. Рахимову и его единомышленникам приходится прибегать к различным тактическим приемам для достижения своих целей. Но, как бы то ни было, правительственный кризис в РБ подошел к концу, и на XVI сессии Верховного совета, которая прошла в конце января 1993 года, решался единственный вопрос — формирование кабинета министров.

Академик РАН Роберт Нигматулин.
Академик РАН Роберт Нигматулин.
Перед началом сессии М. Рахимовым и его командой была проведена подготовительная работа по «обработке» депутатского корпуса и глав администраций с целью избрания в состав правительства заранее определенных людей. За неделю до сессии председатель Верховного совета выезжал в районы и города республики, где устраивались совещания с депутатами и мэрами городов. Главным вопросом, среди прочих, было предстоящее формирование правительства. Так, зональные «сборы» депутатов парламента прошли в Стерлитамаке, Дюртюлях, Старобалтачево, Белебее, Сибае и Малоязе.

Но, несмотря на хорошо организованную предвыборную кампанию, обсуждение кандидатур на сессии имело напряженный и конфронтационный характер. На этот раз кандидатуры на комиссиях не обсуждались, исходя, видимо, из горького опыта предыдущей сессии, когда часть из почти единогласно прошедших на комиссиях кандидатур, была неожиданно провалена тайным голосованием.

С самого начала сессии по ее регламенту и процедуре голосования возникали разногласия и споры. В итоге прошло предложение председателя Верховного совета о выборе членов правительства при помощи тайного электронного голосования.

На должность первого заместителя председателя Совета министров без лишних осложнений был избран Р. Бакиев — генеральный директор объединений птицеводческих предприятий «Башкирптицепром».

Грандиозные дебаты развернулись по кандидатуре на должность министра внешних связей Р. Гарифуллина, который, как говорилось на сессии, участвовал, уже будучи министром, в деятельности акционерного общества «Чулпан». Кандидатура Р. Гарифуллина была, таким образом, провалена при первом голосовании. Тем не менее было объявлено повторное голосование, и, благодаря усиленной агитации отдельных его сторонников, часть депутатов изменила свое мнение и Р. Гарифуллин был избран министром.

Таким образом, все предложенные кандидатуры, кроме М. Аюпова, вошли в правительство. В основном обновился только состав заместителей председателя Совета министров, из которых двое — М. Усманов и Б. Бычков работали в прежнем правительстве, а трое других были избраны из числа новых кандидатур.

Зато министерский корпус руководству республики удалось сохранить почти в полном составе. Было только два новых назначения: министром экономики стал В. Власов, а министром юстиции — Р. Хисматуллин.

На сессии также было заслушано сообщение министра печати З. Тимербулатова по запросу Р. Кадырова относительно прекращения печатания еженедельника «Экономика и мы» — оппозиционной руководству республики газеты. Министр заявил, что договор о печатании газеты, принадлежавшей банку «Восток», расторгнут по техническим причинам и никакой политической подоплеки под собой эта акция не имеет.

Еще одним немаловажным событием января 1993 года явились выборы народных депутатов РФ (вместо выбывших). Хотя выборы проводились по пяти округам, Центризбиркомом были зарегистрированы в качестве народных депутатов только двое: П. Тюгаев — гендиректор производственного объединения «Салаватнефтеоргсинтез» и А. Копсов — председатель Совета министров. Кстати, А. Копсов по своему избирательному округу был единственной кандидатурой и, не имея соперника, набрал 98 процентов голосов.

Однако в Бижбулякском районе победил, набрав более 50 процентов голосов избирателей, опальный премьер Марат Миргазямов. Но поздравления в его адрес оказались преждевременными, так как ЦИК не признал результаты голосования действительными. Что касается председателя БНЦ «Урал» Марата Кульшарипова, то и он не смог добиться мандата депутата, не набрав положенного количества голосов.

Настоящей сенсацией для жителей республики стала январская пресс-конференция министерства безопасности. Выяснилось вдруг, что у республики была собственная разведывательная служба, которая имеет двойное подчинение — министерству безопасности РБ и руководству внешней разведки РФ. По мнению В. Наумова, министра безопасности РБ, башкирская разведка в состоянии вести эффективную работу с позиций и в интересах Башкортостана, обеспечивая руководство республики и заинтересованные отрасли политической и научно-технической информацией, при этом не будут забыты и российские интересы. Угрозу стабильности в Башкортостане, по мнению чекистов, представляли мусульманские страны, которые не скрывали своего интереса к происходящим в республике событиям и пытались оказывать здесь свое воздействие.

В частности, не исключалось влияние извне в связи с попыткой развала ДУМЕС. Министр безопасности заявил тогда, что дезинтеграция единого мусульманского пространства приведет к тому, что финансовая и моральная поддержка станет оказываться прежде всего тем религиозным и национальным духовным структурам, которые в большей мере будут демонстрировать приверженность исламскому фундаментализму. Однако высказывания В. Наумова по данной проблеме носили предположительный характер, не было приведено в пример ни одного факта, то ли из-за их отсутствия, то ли из-за их конфиденциальности.

На этом фоне происходила некоторая стабилизация взаимоотношений в научном мире. Башкирский научный центр был преобразован в Уфимский научный центр, и такого промежуточного звена, как Уральское отделение, между РАН и УНЦ больше не существовало. Вместо бывшего председателя БНЦ Г. Толстикова, не устраивавшего как местное руководство, так и многих ученых, президиум Российской Академией наук назначил исполняющим обязанности председателя академика РАН Р. Нигматулина, работавшего до этого в Тюмени. Тем не менее всем вовлеченным в данный процесс было ясно, что новый председатель представляет собой лишь смягченный вариант прежнего и наверняка будет отстаивать российские интересы, а в будущем вряд ли удастся мирно сосуществовать двум параллельным структурам без конкуренции и противоречий.

Поменялся лидер и у фермеров республики. В январе состоялась их очередная конференция, на которой фермеры выразили свое недоверие президенту Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов РБ Ф. Галлямову и избрали новым президентом главу администрации Кармаскалинского района Ю. Садыкова.

Планы у Ю. Садыкова были глобальные: создание Земельного крестьянского банка, а также альтернативного министерству сельского хозяйства и продовольствия органа, издание своей газеты. Ситуацию с фермерством в Башкортостане он оценил как критическую, а 1992 год — потерянным для фермеров республики в том плане, что от новых властей ничего не получено.

Читайте нас: