Башкирия отнесена к регионам с небольшим чиновничьим аппаратом: на 10 тыс. человек приходится 54 чиновника. В эту же группу вошли Московская, Свердловская, Воронежская, Челябинская области, Татарстан и Дагестан. Таковы данные рейтинга численности региональных чиновников, подготовленные Центром экономических исследований «РИА-Аналитика». В качестве мерила уровня бюрократии использовался удельный вес работников, замещавших должности гражданских и муниципальных служащих, на душу населения.
Наиболее забюрократизированные регионы — Чукотский и Ненецкий автономные округа, где самая высокая доля чиновников в общей численности занятых в экономике (5 процентов) и самое высокое их число на 10 тысяч населения — 323 и 244 соответственно. Следом идут Магаданская область, Алтай и Калмыкия, где их более 100 человек на 10 тысяч человек.
Самый низкий уровень забюрократизированности зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге (менее 1 процента), где на 10 тысяч жителей приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих.
Словом, результаты показывают, что единого стандарта по числу чиновников на душу населения в пределах страны нет. Более того, их количество варьируется в очень широком диапазоне — от 40 до более чем 300. И это при среднероссийском показателе в 67 чиновников.
Газета «РБ» провела собственный опрос. Как оказалось, оценки деятельности госаппарата далеки от позитивных: против российского чиновника работает его репутация — слово «чиновник» в понимании многих, увы, стало синонимом «бюрократу» и даже «коррупционеру». Это не всегда справедливая оценка. Однако и безосновательным сложившееся общественное мнение не назовешь...
Светлана Бондарь,
экономист:
— То, что засилья чиновников в Башкирии не наблюдается, это хороший факт. Хотя закон (210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» — ред.), предписывающий им самим добывать необходимые справки, а не заставлять делать это граждан, думаю, нагрузку на чиновников увеличит. Негативное же отношение к ним формируют факты коррупции и примеры неэффективной работы госаппарата. Поэтому не удивительно, что всем все время хочется сократить чиновничий аппарат. Однако, на мой взгляд, делать это огульно не стоит, ведь старые болезни этим не вылечить, а качество управления может заметно снизиться. Кроме того, сокращение аппарата, как правило, затрагивает в первую очередь мелких чиновников на местах, которые, при массе к ним претензий, занимаются делом.
Махмут Каримов,
пенсионер:
— Хожу в пенсионный фонд да в собес — всегда девочки по-доброму принимают, все объяснят, растолкуют. Только в очереди, бывает, подолгу сидишь. Так что правильно ваши аналитики говорят — надо побольше работников в такие учреждения.
— Мы, простые граждане, оцениваем работу чиновников по результатам своего общения с ними, когда обращаемся к ним за решением личных или профессиональных вопросов. К сожалению, этот опыт нередко бывает печальным. Поэтому трудно сказать, достаточно ли у нас чиновников для эффективной деятельности аппарата. Если считать каждого из них (в идеале) функциональной единицей, обеспечивающей быстрое и правильное взаимодействие власти с населением, то много чиновников — это хорошо. Может быть, проблемы в работе бюрократического аппарата у нас связаны как раз с нехваткой чиновников? На самом деле мне кажется, что просто необходимо усилить контроль за их деятельностью и установить им строгие инструкции.
Риф Шигапов,
предприниматель:
— Ту область, где по работе приходится иметь дело с госструктурами, обсуждать не буду: я сумел полюбовно выстроить отношения с чиновниками — как говорится, и овцы целы, и волки сыты, что меня вполне устраивает. Расскажу частный случай, когда приватизировал свой гараж. Зная, что в государственных конторах всегда найдут, к чему придраться, поинтересовался у девушки: все нужные бумаги есть в наличии? Та заверила, что все в порядке. Но вовремя свои документы я не получил, так как у меня запросили еще какую-то справку, а потом еще. Пришлось подключать знакомства.
Сергей Севастьянов,
ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра БАГСУ:
— Рост числа чиновников оправдан и востребован, если существует значительный и устойчивый рост в конкретных отраслях экономики, в том числе появление новых отраслей (а не наоборот!) Если экономика долгие годы стоит на месте, это говорит скорее о неэффективности всей системы государственного администрирования, нежели о нехватке госслужащих.
Кроме того, необходимо различать уровни управления в государстве. Основные экономические и правовые ресурсы находятся в руках госслужащих, в то время как служащие органов местного самоуправления (они также учитываются при общем подсчете чиновников), за исключением муниципальных служащих городов-миллионников, не могут оказать существенного влияния на экономическое развитие даже своих регионов.
Представить, а тем более научно доказать, что увеличение количества госслужащих в России является необходимым условием экономического роста, достаточно проблематично. К сожалению, относительно умеренные показатели численности российской бюрократии по сравнению с некоторыми другими зарубежными странами «компенсируются» высокой степенью коррупции российского чиновничества (143-е место с индексом 2,4 — по данным Transparency International), что и является главным тормозом экономического роста.
Тем временем
Премьер РФ Владимир Путин заявил, что к концу этого года штат госорганов, подведомственных правительству, будет сокращен на 100 тысяч человек. Он предложил изыскивать деньги для создания многофункциональных центров предоставления услуг по принципу «одного окна», в том числе за счет оптимизации работы чиновничьего аппарата. Глава правительства напомнил, что на федеральном уровне уже действуют механизмы «электронного правительства». По его словам, за год в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства Россия сделала более 30 шагов вперед — поднялась с 59-го до 27-го места, а уже с 1 июля 2012 года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и муниципалитеты страны.