Все новости
Политика
20 Апреля 2012, 05:13

Исторические хроники. Сентябрь 1992 года

Не исключался и другой исход выборов — народ, занятый проблемами выживания, мог попросту не явиться на избирательные участки.

Противостояние между духовными управлениями отразилось и на настроениях большинства верующих мусульман.
Противостояние между духовными управлениями отразилось и на настроениях большинства верующих мусульман.
Сентябрь в Башкортостане также, как и минувшее лето, оказался месяцем относительного затишья в политическом и социально-экономическом отношениях. Со стороны республиканских лидеров не предпринималось никаких радикальных шагов в сторону дальнейшей суверенизации.

Напротив, председатель Верховного совета М. Рахимов внезапно пересмотрел свою позицию по вопросу о введении поста президента. Годом ранее он активно поддерживал эту идею.
Однако к сентябрю 92-го года рейтинг популярности местных властей снизился, и М. Рахимов, как, впрочем, и другой кандидат в президенты — председатель Совета министров М. Миргазямов могли не выдержать конкуренцию с другими кандидатами. Не исключался и другой исход выборов — народ, занятый проблемами выживания, мог попросту не явиться на избирательные участки.

Отказалось руководство республики и от форсированного принятия Конституции — в опубликованной повестке дня 13-й (октябрьской) сессии Верховного совета этого вопроса не значилось.

Однако продолжалась работа по практическому воплощению суверенитета. Выражалось это в подготовке документов к составлению двустороннего договора между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией. 23 сентября 1992 года в Уфе состоялось третье по счету совместное заседание рабочих делегаций Башкортостана и России, разрабатывающих договор «Об основах отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации».

На заседании были обсуждены вопросы о разграничении полномочий в области экологии и использования природных ресурсов, о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей, о взаимоотношениях по собственности, в области бюджета и налогов.

Во многом итоги работы делегаций были определены встречей Б. Ельцина и М. Рахимова, которая прошла 18 сентября в Москве. Именно на ней были достигнуты предварительные соглашения по основным вопросам будущего договора, и, судя по информации пресс-службы президиума Верховного совета РБ, регион занимал довольно независимые позиции по основным вопросам суверенизации.

Так, 28 сентября руководители ряда республик (кроме Кабардино-Балкарии, Татарстана, Чечено-Ингушетии и Северной Осетии) выступили в поддержку спикера ВС РФ Р. Хасбулатова, защищая его от «нападок» средств массовой информации. Заявление республиканских лидеров имело практические цели: во-первых, не допустить перевеса в пользу правительства России, способного принимать эффективные меры для лишения бывших автономий завоеванных прав в процессе суверенизации, а во-вторых, активно влиять на политические события не только на уровне РФ, но и бывших союзных республик.

После того, как Татарстан вышел на прямые переговоры с Российской Федерацией о признании его независимости, Башкортостан фактически взял на себя функции лидера бывших автономий по вопросам суверенитета.

На этом фоне резко ухудшается экономическая ситуация. Более четырехсот уфимских предприятий на тот момент провели неоднократное сокращение рабочих и служащих, а к концу года предполагалось сократить еще 6 тыс. человек, хотя официально к осени 1992 года было зарегистрировано всего 3,6 тыс. безработных по всей республике.

Между тем, большинство предприятий из-за отсутствия либо дороговизны необходимого сырья и материалов вынуждены сокращать производство. Например, строительство жилья и объектов соцкультбыта было сокращено на 30 процентов. Причина — непомерно возросшая (более чем в 100 раз) стоимость строительных материалов и металла.

Летом и осенью 1992 года появились новые игроки на рынке средств массовой информации. В июле начали работать радиостанция «Ромира» (Роза мира) банка «Восток» и второй канал радио «Шарк». Передачи этих независимых радиостанций носили в основном развлекательный характер, чередуясь с рекламой и объявлениями.

К тому времени обострилась ситуация, связанная с образованием Духовного управления мусульман РБ (ДУМРБ). На прошедшем в конце августа пленуме ДУМЕС (Духовное управление мусульман Европы и Сибири) не признало новые духовные управления, образованные не только в Башкортостане, но и в других регионах СНГ (Западная Сибирь, Татарстан, Крым, Саратовская, Пензенская и другие области РФ), объявив их сепаратистским явлением, направленным на раскол единства верующих.

Талгат Таджуддин предпринял ряд попыток для восстановления своего влияния в мусульманских общинах, используя, в том числе, как публичные выступления, так и выступления в СМИ (телевидение, радио, газеты «Омет», «Ленинец») и поездки по городам и районам.

Однако ДУМРБ в лице нового муфтия Нурмухаммата Нигматуллина также вступило в борьбу за сферу влияния среди мусульманского населения. Для этого он активизировал свою деятельность не только внутри РБ, но и начал устанавливать контакты с религиозными центрами исламских стран, в частности, с Саудовской Аравией. Пленум республиканского управления мусульман принял ряд решений для установления более тесного взаимодействия с мусульманской частью населения РБ — издание религиозной литературы на татарском и башкирском языках (ранее религиозная литература издавалась только на татарском языке), распределение ее по доступным ценам (литература, распространяемая ДУМЕС, реализовывалась очень дорого), строительство и открытие новых мечетей в районах и городах Башкортостана, установление деловых контактов с главами районных администраций.

Общественное мнение вокруг этих событий, естественно, раскололось. Башкирские национальные организации (БНЦ «Урал», Башкирский национальный конгресс, Башкирская народная партия) с самого начала приняли идею образования Духовного управления мусульман РБ. Они даже в какой-то мере являлись инициаторами появления ДУМРБ как одного из механизмов суверенитета.

Однако Татарский общественный центр выступил за сохранение прежнего статуса ДУМЕС как организации, выражающей единство татарского народа на исламской основе.
Интересна позиция в этом вопросе общественного объединения «Русь», которое открыто не выражало своего отношения к происходящим событиям в мусульманском мире, но газета «Ленинец», отражавшая взгляды этого общества, в основном публиковала интервью самого Талгата Таджуддина и материалы, направленные на сохранение ДУМЕС.

По материалам Международного института гуманитарно-политических исследований.
Продолжение следует.
Читайте нас: