Все новости
Политика
10 Апреля 2012, 03:55

Служи не по лжи

В России появилась новая «народная забава» под названием полиграф, именуемый также «детектором лжи».

При этих словах перед глазами встает яркая картинка из американского триллера, когда на экране показывают человека (преступника или шпиона), опутанного проводами и клеммами и отвечающего на заковыристые вопросы следователя.
Необходимость применения полиграфа на отечественных просторах, как это ни удивительно, была осознана еще в 1975 году, когда руководитель грозного КГБ Юрий Андропов дал команду создать в недрах учреждения специальный отдел по изучению и внедрению детектора лжи. В «нулевые» годы применение полиграфа было официально узаконено.

И хотя споров вокруг полиграфа очень много, широкое внедрение, безусловно, является делом государственной важности, особенно в плане обеспечения безопасности, усиления борьбы с экономическими и другими преступлениями.

Опросы с использованием полиграфа постепенно внедряются в ряде федеральных органов госвласти для проверки кадров при допуске их к оперативно-розыскной деятельности и работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Аналогичный процесс идет и в сфере отечественного предпринимательства. Теперь в России резко возрос спрос на квалифицированные кадры, которые, помимо наличия профессиональных знаний и опыта работы, должны удовлетворять высоким требованиям лояльности по отношению к своему работодателю.

Но применение полиграфа не должно ограничиваться только сферой бизнеса. Есть еще огромный массив госслужащих разного уровня и чинов. Причем проверка желающих пойти сюда на работу более чем актуальна, ибо для выпускников вузов служба в госаппарате представляется заманчивой из-за возможности быстрого обогащения.
Социологические исследования показывают, что 7 из 10 выпускников хотят стать чиновниками. Это интересный феномен: молодые стремятся к власти ну просто, можно сказать, патологически. Ибо власть, в их понимании, — это деньги. Поэтому все большее число страждущих занять пусть маленькое, но руководящее кресло, необходимо пропускать через «фильтр» полиграфа.

Аргументы в пользу детектора лжи весомые и убедительные. Но не менее резонны и контраргументы. Так, ряд экспертов считает, что введение обязательного тестирования госслужащих выглядит сомнительным. Сначала придется проверить самих «полиграфологов». Ведь есть опасность, что отдельные из них будут потворствовать коррупции. Опять же неизвестно, кто будет проверять их самих. Интересно, кто и как будет заниматься обработкой данных и как с ними будут работать. Скептики считают, что основная цель — борьба с коррупцией с помощью полиграфов — не очень оправданна: у нас и так везде и все знают обо всех, а нововведение может обернуться банальной кампанейщиной и зарождением новой формы мздоимства.

Введение обязательных исследований на детекторе лжи может привести к тому, что вырастет число «откатов» в кадровые службы как от тех, кто хочет устроиться на работу в госорганы, так и от тех, кто, являясь чиновником, не желает проходить проверку на детекторе лжи. Предполагается, что для эффективной работы системы исследования должны проводить несколько независимых экспертных организаций. «Дорого», — скажете вы. А каким может быть ущерб от неверного управленческого решения или вред от чиновника, повязанного коррупционными или криминальными связями? Кто подсчитает все это?

Даже если представить, что начнется кампания «полиграфизации» чиновничьего люда, то только в республике придется пропустить через этот аппарат почти 40 тыс. человек — федеральных, региональных и муниципальных служащих. Мыслимо ли это в реальности?
Сомневаюсь. А если взять шестимиллионный отряд всех российских чиновников?

Согласен, что проверку на полиграфе в обязательном порядке должны проходить претенденты на государственный чин. А также регулярно уже давно работающие «зубры»-чиновники. Возможно, что так мы перекроем один из коррупционных очагов. Но, как быть, например, с директором школы или главврачом? У них-то должности более чем, как говорят, коррупциогенные, огромные возможности брать «барашка в бумажке». А ведь они не госслужащие. Значит, не попадают под «обязаловку». И таких должностей немало.

Не станет ли все это очередной громкой кампанией — наподобие навязчивой идеи ельцинского вице-премьера Бориса Немцова пересадить всех чиновников на отечественные «Волги»?

Словом, вопросов о Полиграф Полиграфыче много, и не всегда можно найти на них ответы. А если подождать немного? Накопим опыт, пусть даже отрицательный, но это тоже результат. Ну а пока надо осознать, что полиграф — это не панацея от всех наших социальных и экономических недугов. Это один из инструментов выяснения истины, превентивная мера предупреждения правонарушений. Наверняка, полиграф нужен нашему обществу, ведь это, если вдуматься, непременный спутник правового государства, в котором все граждане — от президента до безработного — равны перед законом.
Читайте нас: