Все новости
Политика
7 Апреля 2012, 05:53

Защитить человека

Доклад Уполномоченного по правам человека в РБ Рима Каюмова*

Рим Каюмов.
Рим Каюмов.
Статья 11 Конституции Республики Башкортостан определяет республику как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Для реализации закрепленных в Конституции прав и свобод граждан органами власти республики созданы необходимые условия, образованы и действуют механизмы и инструменты, позволяющие претворять в жизнь эти права и надежно их защищать.
Президентом республики Рустэмом Хамитовым в Послании Государственному Собранию — Курултаю РБ отмечено: «…Задача ближайшего времени — добиться, чтобы богатства республики и ее экономический потенциал более плодотворно работали в интересах простых граждан. Для этого необходимо повернуть властные и экономические структуры лицом к потребностям людей. «Работать для людей» — теперь эти три слова определяют и долгосрочную стратегию власти, и нашу каждодневную деятельность».

Сегодня экономические возможности и политическая воля руководства республики направлены на повышение благосостояния населения и максимальную реализацию конституционных прав граждан.

Заработная плата — на уровне пособия

В республике реализуется ряд целевых программ, направленных на улучшение условий жизнедеятельности работающих, государственную поддержку малоимущих, планомерно укрепляются учреждения социального обслуживания, изменилась инвестиционная политика, приняты меры по увеличению заработной платы.

Вместе с тем, анализируя обращения граждан, можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными являются обращения, связанные с невыплатой заработной платы, низким, не соответствующим стоимости жизни уровнем оплаты труда. По-прежнему самым важным для значительной части населения остается жилищный вопрос.

Необходимо констатировать, что низкий уровень доходов значительной части населения в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливает социальный разлом общества, вызывает социальную напряженность, демографический кризис и негативные процессы в семье и обществе.

В числе малоимущих оказались не только те, чей уровень жизни и в прошлом находился ниже черты бедности, но и значительная часть работающего населения. Сегодня средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия проживания и скорее выполняет роль пособия.

Государственные гарантии трудовых прав устанавливаются Конституцией Российской Федерации и трудовым законодательством. Однако продекларированные принципы зачастую не соблюдаются участниками правоотношений в указанной сфере. Так, только органами прокуратуры республики выявлено около 44 тыс. нарушений трудового законодательства, в суды направлено свыше 39 тыс. исков о взыскании более 370 млн рублей долга по оплате труда.

Продолжают иметь место нарушения трудовых прав граждан при банкротстве предприятий.
По состоянию на 1 декабря 2011 года 179 предприятий-банкротов имели задолженность по заработной плате в размере 284 млн рублей. Правоохранительными органами республики выявлено 61 преступление в сфере криминального банкротства, при этом размер причиненного материального ущерба составил более 440 млн рублей.

Проверки жалоб граждан показывают, что иногда конкурсное управление предприятием принимает странные формы. Зачастую управляющие одновременно осуществляют банкротство десятков предприятий вместо их финансового оздоровления.

Например, в ходе проверки заявления установлено, что гр-н А. два года являлся конкурсным управляющим 12 сельхозпредприятий, расположенных в Янаульском, Бураевском, Дуванском, Кигинском и Татышлинском районах. Сам факт подобного управления одним человеком таким количеством предприятий является абсурдным, «умению и работоспособности» такого конкурсного управляющего остается только позавидовать. В настоящее время в связи с так называемым «успешным» завершением процедуры конкурсного производства многие из этих сельскохозяйственных предприятий ликвидированы.

К сожалению, вышеуказанный пример не единичен и является характерным для большинства предприятий-банкротов.

Практика показывает, что несоблюдение трудовых прав носит массовый характер. Например, с жалобами на такие нарушения обратились более 400 бывших работников промышленных предприятий Уфы, которым с 1990-х годов не предоставлялись дополнительные отпуска за работу во вредных условиях, а при увольнении не выплачивалась соответствующая компенсация. По данному факту материалы направлены в прокуратуру республики с рекомендацией дать правовую оценку действиям должностных лиц и принять меры по восстановлению нарушенных прав. Работа по данному обращению продолжается, вопрос находится на контроле.

Значительное количество нарушений совершается и в тех случаях, когда граждане приступают к работе без надлежащего оформления трудовых отношений, соглашаясь на сомнительные условия оплаты труда, зачастую получая ее «в конвертах», что в последующем приводит к ущемлению их прав на пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование. Нелегальный оборот денежных средств, который исчисляется в сотнях миллионов рублей, позволяет в первую очередь уклоняться от уплаты налоговых платежей, что в конечном счете приводит к резкой дифференциации доходов населения.

Нет денег — нет жилья

Необходимо отметить, что доходы основной массы населения не в состоянии гарантировать большинству работников и членам их семей материальный достаток, люди не могут реализовать свое право на жилье и достойные условия проживания.

Происходящие процессы в обществе приводят к снижению рождаемости, росту числа неполных семей, увеличению численности социально уязвимой группы детей.
В этой ситуации очень важно принимать все меры для увеличения уровня рождаемости, а это в свою очередь требует создания для семьи благоприятных материальных условий, и в первую очередь обеспечения жильем.

В 2011 году в республике достигнут рост объемов жилищного строительства, введено более 2,1 млн кв. метров жилья. Продолжалось финансирование социальных жилищных программ.
Вместе с тем за последние годы структура жилищного фонда существенно изменилась. Доля государственного и муниципального жилья значительно сократилась. Снизилось и количество жилых помещений, строящихся за счет государственных и муниципальных бюджетных источников. Кроме того, предприятия и организации практически не предоставляют жилья своим работникам.

Приобретение жилья за свой счет в связи с его высокой стоимостью доступно немногочисленной группе граждан. В основном доходы работающих не позволяют ни купить готовое жилье, ни взять его в ипотеку.

Темпы и объемы строительства социального жилья на сегодняшний день явно недостаточны, люди вынуждены десятилетиями ждать своей очереди на улучшение жилищных условий.
Все это усугубило и без того сложную ситуацию с реализацией малоимущими и другими категориями граждан конституционного права на бесплатное получение жилья.

Например, в Мелеузе в списке граждан состояли в качестве нуждающихся в социальном жилье 290 семей, при этом в 2011 году им жилье не выделялось, в Белебее подлежала расселению 91 семья, за последние три года ни одна семья не расселена.

Администрация Салаватского района сообщила, что «граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, и домов, подлежащих сносу, не зарегистрировано». Из этого ответа следует, что жилищных проблем в районе не существует.

Необходимо отметить, что более 1,5 тысячи семей проживает в аварийном и ветхом жилфонде, при этом при их расселении не учитываются ни количество членов семьи, ни их социальный статус. Такая практика формально законна, но несправедлива в отношении многодетных семей и инвалидов и не решает жилищные проблемы.

Самые беззащитные — дети

В 2011 году демографическую ситуацию в нашей республике, как и в целом по России, нельзя было назвать благоприятной.

Отсутствие жилья и возможности его приобретения нередко является причиной не только «отсрочки» рождения детей, но и распада семьи.

Разрушение семьи, ее устоев и традиций негативно влияет в первую очередь на положение детей, многие из которых нередко подвергаются физическому и иным видам насилия (на сегодняшний день более

7 тыс. семей состоят на учете как неблагополучные). В 2011 году в сфере семейно-бытовых отношений совершено более 4 тысяч преступлений, из них 115 убийств, в отношении несовершеннолетних было совершено 1 тыс. 389 преступлений.

Невозможность обеспечить достойное существование себе и своей семье, внутрисемейные проблемы в большинстве случаев являются причиной суицидов. В республике за последние два года совершено более 7,5 тысячи суицидальных попыток, из них 489 — среди несовершеннолетних. По аналитическим данным, более 60% попыток совершили безработные граждане.

Данные обстоятельства требуют более глубокого изучения и незамедлительных мер со стороны органов государственной власти.

Многоплановая работа руководства республики по улучшению инвестиционной привлекательности, созданию новых рабочих мест, повышению реальной заработной платы, усилению социальной ответственности работодателей перед трудовыми коллективами позволит обеспечить гарантии реализации трудовых прав граждан и станет одним из главных условий по снижению уровня бедности в Башкортостане.

О доступности медицинской помощи

Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, к числу таких прав и свобод отнесено право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья населения является основой социальной политики органов государственной власти и местного самоуправления и направлена на повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни граждан.

На финансирование программы модернизации здравоохранения, предусматривающей укрепление материально-технической базы, а также мероприятия по капитальному ремонту медучреждений и оснащению их медицинским оборудованием, в 2011 году было предусмотрено более 3 млрд рублей.

Вместе с тем в аналитических и статистических показателях не указываются сведения, сколько же фактически требуется финансовых средств для нормального медицинского обеспечения населения в целом по республике, в разрезе районов и городов, иных населенных пунктов с учетом их социально-экономических, географических и других особенностей. Существующие стандарты не всегда совпадают с реальными потребностями населения в необходимой медицинской помощи.

Одной из проблем здравоохранения остается значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением. Дефицит средств ОМС по Программе государственных гарантий ограничивает финансовые возможности лечебно-профилактических учреждений для повышения заработной платы работников, проведения индексации тарифов медицинских услуг, в том числе на оплату медикаментов, продуктов питания, и других расходов.

В результате граждане вынуждены сами оплачивать часть лечения. К сожалению, случаи, когда больные либо приобретают лекарства и расходные медицинские материалы за свои средства, либо неофициально оплачивают лечение медицинскому персоналу, не так уж редки.

Инвентаризация учреждений здравоохранения республики показала, что износ основных фондов составляет более 50%. Имеются учреждения, в т. ч. фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), в которых отсутствуют горячее водоснабжение, канализация, телефонная связь, а ряд амбулаторно-поликлинических учреждений расположен в неприспособленных помещениях, что не позволяет размещать в них необходимое медицинское оборудование и внедрять современные стандарты лечения.

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, из 5 тысяч лечебно-профилактических учреждений санитарно-гигиеническим требованиям соответствуют не более 40%.

В большинстве учреждений здравоохранения подавляющее количество сложного диагностического, лечебного и вспомогательного оборудования выработало все установленные сроки, физически и морально устарело. Обеспеченность медицинским оборудованием не соответствует современным технологиям диагностики и лечения пациентов.

Также по причине недостаточного материально-технического оснащения, отсутствия в штате медицинского работника, несоответствия санитарным требованиям помещений во многих дошкольных и школьных образовательных учреждениях отсутствуют медицинские кабинеты, а имеющиеся не функционируют.

В системе медицинского обеспечения населения одно из ключевых мест занимает служба скорой и неотложной медицинской помощи. Вместе с тем доступность для населения в любое время суток, оперативность и своевременное оказание соответствующих видов медицинской помощи для сельского населения на догоспитальном этапе в ряде населенных пунктов республики зачастую не осуществимы. Радиус обслуживания порой составляет более 70 км. В отдаленные населенные пункты выезды бригад скорой помощи осуществляются только по вызовам работников фельдшерско-акушерских пунктов.
Вышеуказанное свидетельствует о неравенстве городских и сельских жителей в вопросах доступности медицинской помощи.

Принимаемые руководством республики меры по централизации управления, созданию специализированных окружных центров, совершенствованию нормативных и правовых актов в области здравоохранения позволят рационально распределить ресурсы, выровнять бюджетную обеспеченность лечебно-профилактических учреждений в соответствии со стандартами, что в конечном итоге повысит доступность и качество предоставляемой медицинской помощи населению.

Больше внимания инвалидам

В течение последних трех лет нами проводился мониторинг соблюдения прав инвалидов и других маломобильных групп населения на безбарьерную жизненную среду в городах и районах республики, по результатам которого в органы государственной власти и местного самоуправления, министерства и ведомства был направлен специальный доклад с предложениями и рекомендациями.

В течение 2010 и 2011 годов в республике проведена значительная работа в данном направлении, приняты конкретные меры по созданию условий для реализации прав инвалидов.

Вместе с тем для полной реализации заложенных в указанных документах норм предстоит пройти долгий, трудный путь, а пока инвалиды по-прежнему остаются одной из наиболее уязвимых групп населения, и поэтому государственная социальная политика в отношении людей с инвалидностью должна проводиться более активно и в непрерывном режиме с участием всех слоев общества.

Если и болен, всё равно «годен»

Республика Башкортостан в течение многих лет занимает передовые позиции по организации призывной работы. Вместе с тем вопросы соблюдения прав человека в ходе призывных мероприятий оставались актуальными и в 2011 году.

К сожалению, приходится констатировать, что прохождение призывниками медицинского освидетельствования часто носит поверхностный характер. Медкомиссии, зачастую не имея возможности определить достаточно полный диагноз, ставят призывникам явно завышенный «уровень годности».

Подобные действия часто приводят к ситуации, когда новоявленный «защитник Родины» буквально через несколько недель оказывается в военном госпитале. Таким, не самым позитивным, образом на деле выясняется компетентность призывных медкомиссий. Врачи госпиталя, заинтересованные прежде всего в том, чтобы в нашей армии служили здоровые люди, регулярно вынуждены комиссовать военнослужащих, «успешно» прошедших все призывные проверки.

Сколько солдат служит в Российской армии, постоянно рискуя навсегда потерять свое не такое уж крепкое здоровье, — неизвестно никому.

Кроме медицинских проблем, остаются еще более тяжелые — человеческие. То, что принято именовать «неуставными взаимоотношениями» или жаргонным словом «дедовщина», на самом деле характеризуется как преступление, пытки и т.д.

В последнее время в воинских частях России участились случаи гибели военнослужащих, в том числе и призванных из нашей республики.

Это трагедия и невосполнимая утрата для родителей. В данных случаях мы не должны быть безучастными и следует принять все меры, чтобы смягчить боль родителей и близких. К сожалению, в действительности иногда мы сталкиваемся с бесчеловечным отношением к ним со стороны отдельных ответственных лиц.

В основном же организация призывных мероприятий в республике осуществляется на должном уровне.

Следствие закончено. А результат?

Анализ поступающих обращений свидетельствует, что большинство нарушений, допущенных сотрудниками правоохранительных органов, связано с необоснованным отказом в возбуждении уголовных дел, с непринятием мер к раскрытию преступлений, незаконным приостановлением производства по уголовным делам, фактами волокиты.

Недопустимыми следует признать и факты направления в суды уголовных дел, предварительное расследование по которым проведено поверхностно.

Так, в 2011 году прекращено по реабилитирующим основаниям более 450 уголовных дел, судебными органами вынесено 52 оправдательных приговора в отношении 55 граждан.
Приведенная статистика показывает, что права и законные интересы граждан при проведении доследственных проверок, дознания либо предварительного следствия соблюдаются не в полной мере.

Треть обращений — от осуждённых

В 2011 году продолжена работа по контролю за обеспечением прав и законных интересов граждан, находящихся в местах принудительного содержания МВД по РБ. В настоящее время на территории республики функционируют 46 ИВС органов внутренних дел, в которых за минувший год содержалось 31 тыс. 212 подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Несмотря на предпринимаемые министерством внутренних дел по Республике Башкортостан меры, направленные на переоборудование большинства ИВС в целях обеспечения их соответствия нормативным требованиям, 12 изоляторов размещены в подвальных и полуподвальных помещениях, в 10 — отсутствует централизованное водоснабжение, 5 — не оборудованы прогулочными дворами, лишь в 13-ти имеются штатные медицинские сотрудники.

Объем выделяемых денежных средств на ремонт и оснащение изоляторов по-прежнему остается несоразмерным сумме, необходимой для их проведения.
За 2011 год обращения от осужденных составили 31% от общего количества обращений, поступивших в адрес Уполномоченного.

Общая численность отбывающих наказание в исправительных колониях и содержащихся в следственных изоляторах в 2011 году составила 17 тыс. 747 человек, более 90% осужденных отбывают наказание за преступления, совершенные с особой жестокостью.

Необходимо отметить, что число жалоб на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях является незначительным.

Посещения следственных изоляторов и исправительных колоний показали, что в ряде учреждений требуется обновление медицинского оборудования. Острой остается ситуация с заболеванием туберкулезом.

По-прежнему актуален вопрос обеспечения осужденных работой. Несмотря на то, что в прошедшем году численность осужденных, занятых на оплачиваемых работах, увеличилась, большое количество осужденных не трудоустроено. В результате у них практически отсутствует перспектива условно-досрочного освобождения, поскольку нет возможности возмещать вред, причиненный совершенным преступлением, что является определяющим при принятии судом решения об условно-досрочном освобождении.

Вызывает обеспокоенность положение дел при реализации осужденными права на освобождение от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением тяжелой болезни.
За минувший год в судебные инстанции направлено 54 ходатайства осужденных с медицинскими заключениями о наличии заболеваний, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания. Лишь 32 из них удовлетворены судом по указанным основаниям. При этом 5 осужденных скончались на стадии рассмотрения ходатайств судом, еще 7 человек — после отказа в удовлетворении ходатайств.

* * *

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемные вопросы, принимаемые сегодня руководством республики меры, направленные на повышение эффективности власти, ее открытости обществу, ответственности перед ним, способствуют реализации конституционных прав человека.

* Доклад по итогам 2011 года был подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Башкортостан» и представлен на заседании Госсобрания — Курултая РБ 22 марта 2012 года.
Читайте нас: