Все новости
Официально
7 Марта 2012, 11:54

Кто уполномочен защитить бизнес?

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов объявляет публичный конкурс, направленный на поиск кандидатов на должность уполномоченного по правам предпринимателей.

Впервые в истории республики, а может быть, и страны, руководитель региона объявил об открытом обсуждении кандидатуры на государственную должность. Отметим, что уполномоченный по правам предпринимателей — работа новая. Настолько новая, что закон, регулирующий его деятельность, появился лишь первого марта этого года.

Кандидатуру на должность уполномоченного представляет Госсобранию — Курултаю президент республики. Иными словами, должность эта не выборная, а назначаемая на пять лет. Президент Башкортостана Рустэм Хамитов через нашу газету обращается к общественности республики с предложением найти достойного кандидата.
Для справки
В соответствии с республиканским законом, бизнес-омбудсменом может стать гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющий высшее профессиональное образование и опыт работы в области развития малого и среднего предпринимательства.
Быть на стороне правды
Редакция газеты завершила прием заявок желающих участвовать в конкурсе на должность регионального уполномоченного по правам предпринимателей. Всего в наш адрес пришло 16 визиток, дополненных различными точками зрения на проблематику развития бизнеса. Сегодня мы представляем последнего участника — директора АНО поддержки малого предпринимательства «Юг Башкортостана» Азамата Муратова.
Кандидат получил историческое (1997 г.) и юридическое (2006 г.) образование. В 1990-х годах трудился в управлениях по делам молодежи администрации Уфы и кабинета министров РБ, позже работал в администрации Салавата.

Из программы кандидата

Институт общественного и государственного контроля, который представляет уполномоченный по правам предпринимателей, должен в первую очередь установить информационную связь с бизнесом. Для этого необходимо создать институт общественных помощников из числа руководителей общественных организаций, предпринимателей и членов координационных советов по поддержке предпринимательства в городах и районах.

Уполномоченный, имея определенный административный ресурс, должен не только установить нормальные правовые отношения между сторонами, но и стать посредником, примирителем, помогающим решить имеющиеся споры.

Принципиально считаю, что уполномоченный не должен быть однозначно во всех случаях на стороне предпринимателей. Он должен быть на стороне правды. Основной принцип деятельности уполномоченного — максимальная прозрачность и открытость для общества.

Предпринимателям не всегда доступна формально открытая информация различных ведомств и отраслей. Уполномоченный должен помочь сделать эту информацию понятной и доступной бизнесу.


Мы продолжаем публикацию программ претендентов на должность Уполномоченного по правам предпринимателей.

Светлана Халфина — одна из них.
Предпринимательство надо поднимать всем вместе
Свою предпринимательскую деятельность Светлана Халфина начала в 1998 году, более 12 лет руководит производственным бизнесом.

Участвует в работе правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства под председательством первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова.

24 января выступила с докладом перед президентом РФ Дмитрием Медведевым о необходимости создания института Уполномоченного по защите прав предпринимателей во всех регионах РФ.

С. Халфина принимает участие в подготовке предложений в формировании института уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном уровне от «Опоры России».

Из программы кандидата

Одной из самых сложных и, к сожалению, системных проблем предпринимательства является рейдерский захват бизнеса. Ко мне поступают обращения, которые свидетельствуют о преступном характере таких действий.

Также поступают жалобы от предпринимателей на отказ органов местного самоуправления заключать либо пролонгировать договоры аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе при наличии положительных заключений антимонопольных органов о наличии факторов, ограничивающих конкуренцию.

Нередки жалобы на невыполнение органами местного самоуправления муниципальных контрактов, а именно — отказ в выплате денежных средств при полном объеме выполненных работ и в установленные сроки.

Для решения этих проблем даже не требуются изменения действующего уголовного законодательства РФ, необходимо, чтобы те нормы, которые уже заложены, начали действовать. Пресловутая 169 статья УК РФ «Воспрепятствование предпринимательской и иной деятельности» на практике не работает.

Предприниматели также жалуются на формальный отказ органов местного самоуправления в выкупе нежилых помещений в соответствии с 159-ФЗ о льготной приватизации. Также завышается рыночная стоимость объекта, начисляется НДС «сверх» стоимости выкупаемого объекта.

На мой взгляд, необходимо увеличение объемов строительства инфраструктурных объектов за счет стимулирования механизмов государственно-частного партнерства. Нужно строить там, где удобно малому бизнесу, где есть реальная потребность в инфраструктуре, есть интересанты.

Надо разработать типовой инвестконтракт, предусматривающий ответственность местной администрации за невыполнение требований регламента и сроков получения согласований для получения разрешения на строительство.

С 1 апреля 2012 года вводится обязательное страхование опасных производственных объектов (ОПО). Наиболее массово данные нововведения затронут интересы микро,- малого и среднего бизнеса, имеющего собственные ОПО — газовые котельные.
Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты для предприятий, имеющих газовые котельные, должны рассчитываться исходя из суммы 10 миллионов рублей. Однако поступают сигналы, что страховые компании принуждают владельцев газовых котельных страховать обязательную ответственность по максимальному тарифу, исходя из страхового покрытия 25 миллионов рублей.

Ситуация, когда для микро- и малых предприятий стоимость страхового взноса по ОПО может превышать сумму годового объема газопотребления, — ненормальна и даже опасна.

Конечно, это только малая часть проблем в развитии предпринимательства, над которыми нам нужно работать всем вместе.
Кстати

Заявки на участие в конкурсе также прислали директор УК «Уютсервис» Вадим Жерновков, предприниматели Игорь Олейник, Рустем Зарипов, Раушания Бакирова, кандидат технических наук Евгений Кузнецов, а также Светлана Садыкова.

К сожалению, эти кандидаты не представили свои программы.


Бизнесу — презумпцию добросовестности
Редакция 25 марта завершает прием заявок от желающих участвовать в объявленном президентом республики Рус- тэмом Хамитовым конкурсе на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Ниже свою программу представляет Азамат Губайдуллин. С проблемами бизнеса он знаком и как предприниматель, и как чиновник.
Кандидат окончил Тюменский государственный нефтегазовый университет, Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Выпускник президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, лауреат проекта «Кадровый резерв — профессиональная команда страны». В 2001 году сделал первый шаг по реализации своих возможностей на конкурсе проектов молодых предпринимателей, где был удостоен диплома 1 степени в номинации «Проект, реализация которого возможна в настоящее время». Бизнесмен свое предприятие организовал в 2002 году. В 2009-м прошел стажировку в Японии. В 2010 году занял 53-е место в бизнес-рейтинге России по динамике развития среди субъектов МСП. В 2010 — 2012 годах работал в минпроме, минэкономразвития республики.
Из программы кандидата
Необходимо поставить фундаментальную, системную задачу: расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции. Решение здесь лежит не только в плоскости экономической политики. Важно изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции.
Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса — исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.
Для того чтобы вывести из тени малый и средний бизнес, нужно, чтобы предприниматели поверили власти. Первое, что необходимо, это доверие на местах, так как от глав муниципальных администраций многое зависит. Это могу утверждать с уверенностью, побывав в ряде районов республики и пообщавшись как с предпринимателями, так и с представителями администраций. Есть немало хороших механизмов поддержки малого бизнеса на местах, но в силу разных обстоятельств (нежелание, неумение, незнание) они не работают. Необходимо разработать и внести предложения по стимулирующим мероприятиям для глав местных администраций, где будут отражены элементы поддержки предпринимателей.
Также предлагаю провести дискуссию на тему «Предпринимательство в РБ: взгляд в будущее», где могут появиться реальные предложения всех участников данного процесса.
Не могу не затронуть тему малого бизнеса на селе, ведь он сильно отличается от ведения бизнеса в городах. Расширение агломерационных зон наших городов в 1,5 — 2 раза увеличит доступную территорию. Это позволит значительно поднять и доходность пригород- ного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора.
Необходимо в ближайшие сроки сформировать базу данных — банк контактов для бизнесменов. Ведь сегодня получается так, что один предприниматель ищет рынок сбыта, а другой — поставщика поближе. Это должна быть работающая система мониторинга, бесплатная ресурсная база. Это даст основу для межрегионального сотрудничества, создания кластеров и зон опережающего развития.
Самое главное в работе уполномоченного по правам предпринимателей, по моему мнению, это желать, верить и воплощать предложенное сообществом. Проводить обучающие семинары, «круглые столы», деловые игры, тиражировать успешный опыт по всем доступным видам коммуникаций.
***
Еще одна заявка на участие в конкурсе пришла от предпринимателя Альберта Петрова, но, к сожалению, он не представил своего взгляда на проблематику развития бизнеса.

Свободное пространство — бизнесу
Редакция продолжает знакомить читателей с участниками конкурса на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Очередная кандидатура — Зульфия Халикова. Как полагает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) республики Юрий Пустовгаров, у претендента на пост бизнес-омбудсмена есть ценный опыт создания «с нуля» районного объединения предпринимателей, где было налажено эффективное взаимодействие делового сообщества и власти.
Зульфия Халикова возглавляет департамент развития предпринимательства ТПП. На протяжении нескольких лет была исполнительным директором Ассоциации организаций предпринимательства РБ, инициировала создание первого бизнес-инкубатора в республике — в Салавате, далее — возглавляла региональный Венчурный фонд. Под ее руководством разрабатывались республиканский закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» и программа развития малого бизнеса.

З. Халикова является основным разработчиком проектов ТПП для деловых кругов — «Поход за технологиями», «Малые города и территории — точки роста», «Муниципальные образования — инфраструктура малого бизнеса».

Из программы кандидата

Введение должности уполномоченного по правам предпринимателей ставит задачу развития структур поддержки и защиты малого и среднего бизнеса, не зависимых от различных групп влияния как в предпринимательской среде, так и в исполнительной власти. Это возможность говорить и быть услышанным для каждого предпринимателя, гарантия того, что вопрос бизнесмена не будет отнесен к несущественной погрешности и он получит адекватную реакцию на свои чаяния и нужды. А следовательно, работа уполномоченного — это создание такой системы отношений предпринимателей и власти, которая сможет обеспечить принятие любого посыла со стороны делового сообщества, как бы тяжело это ни было сделать физически.

Бизнес-омбудсмен может стать одним из инструментов эффективного досудебного урегулирования разногласий. Поэтому уже готов механизм по тесной кооперации с общественными объединениями, сообществами юристов, которые могут и готовы взять на себя рутинную часть этой работы. У нас разработан проект «От малого — к большому», который как раз и направлен на анализ злободневных проблем бизнеса и разработку системы их решения.

Уже сейчас готов проект создания при институте уполномоченного «Скорой юридической помощи» для консультации предпринимателей по вопросам налогообложения, страхования, участия в процедуре госзаказа, оформления документов на получение финансовой поддержки, подключения к электросетям, получения кредитов, подготовки бизнес-планов и др.

Есть конкретные предложения по совместной работе общественных организаций бизнеса в формировании и реализации госполитики в области развития малого и среднего предпринимательства. Предлагаю внедрить практику постоянного участия в экспертизе проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти, касающихся предпринимательства. Все нормативные акты должны работать «для», а не «против» бизнеса, максимально облегчать его развитие в регионе. Нами разработан проект по обеспечению равнодоступности инфраструктуры для любого предпринимателя, желательно — на льготных условиях. Тем более, что уже частично проведена ревизия пустующих площадей и свободных энергетических мощностей.

Стратегическая задача уполномоченного — создание подобных институтов на муниципальном уровне вплоть до сельских поселений, работающих не по разнарядке, а по зову сердца. Требуется создать систему таких отношений с главами поселений, районов и городов республики, которые бы позволили деловому сообществу получить в их лице главных защитников.

Предприниматели — локомотив страны
Редакция газеты продолжает знакомить читателей с участниками конкурса на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Свою программу представляет Ильгиз Галимханов.
С 1992 года он работал юрисконсультом в малом и среднем бизнесе. В настоящее время — адвокат. Оказывает юридическую помощь предпринимателям различного уровня.

Из программы кандидата

Современные общественные отношения в области малого и среднего предпринимательства весьма многообразные и сложные. То обстоятельство, что на эту часть бизнес-сообщества обратили внимание руководители страны, весьма примечательно, поскольку именно мелкие и средние предприниматели могут и должны стать экономическим локомотивом. Именно они, в конечном итоге, приведут страну к благосостоянию.

Главная задача предпринимателя — осуществлять избранный вид деятельности с максимальной эффективностью. Это отвечает интересам всего общества, а не только интересам самого бизнесмена. Помочь в этом нелегком деле, безусловно, призван уполномоченный по правам предпринимателей. Прежде всего омбудсмен должен оперативно реагировать на любые обращения. Вести публичные мероприятия по защите прав предпринимателей. Обращаться в соответствующие государственные органы власти по конкретным проблемам и жалобам. Обязательно контролировать процесс проверки фактов и принятия решений до полного снятия проблемы.

Уполномоченный должен четко понимать, что помощь предпринимателю — это ежедневный, упорный, кропотливый труд на основе принципиальной позиции.


Управляемое примирение

Редакция газеты продолжает знакомить читателей с участниками конкурса на должность Уполномоченного по правам предпринимателей. Очередная кандидатура — Динара Миннигулова. По мнению всех, кто ее знает, это настоящий исследователь и эксперт в области управления и предпринимательского права.

Динара Миннигулова заведует кафедрой предпринимательского и финансового права Башкирской академии управления при президенте республики, кандидат юридических наук. С 2011 года — член Коллегии посредников при Торгово-промышленной палате Башкортостана, с 2003 года — третейский судья Третейского суда при ТПП РБ. На протяжении последних трех лет — председатель совета по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов при ТПП РБ, аккредитованного Минюстом России. Динара Миннигулова дополнительно прошла профессиональную переподготовку по специализации «Антикризисное управление»), принимает активное участие в работе конкурсных, аттестационных и квалификационных комиссий в органах государственной власти в качестве независимого эксперта.

Из программы кандидата

Для эффективной деятельности Уполномоченного по правам предпринимателей, по моему мнению, необходимы, как минимум, три составляющие: твердая нормативная база, информационная открытость деятельности бизнес-омбудсмена, а также вера и желание предпринимателей взаимодействовать с Уполномоченным, что позволит наладить контакт власти с бизнесом на благо всего общества.

Я думаю, что важно сразу, с первых шагов грамотно позиционировать миссию Уполномоченного по правам предпринимателей в глазах общества, активно взаимодействовать с масс-медиа, участвовать во множестве профильных мероприятий и развивать интернет-сайт. Отстаивая права предпринимателей, нужно использовать максимальный набор инструментов. Сюда, к примеру, относится мониторинг действующих в сфере предпринимательства законов и иных нормативных правовых актов, их экспертиза на предмет ограничения законных прав и интересов предпринимателей. Туда же логично включить регулярное проведение «круглых столов» с участием чиновников и предпринимателей, привлечением общественности — темы должны быть актуальны для бизнеса. Такая открытость будет способствовать установлению и поддержанию легитимных правоотношений между предпринимателями и чиновниками.

Кроме того, я убеждена, что при Уполномоченном по правам предпринимателей должен быть создан орган по альтернативному разрешению споров (конфликтов) между бизнесменами: центр медиации — посредничества в разрешении споров как досудебной процедуры, и коммерческий арбитраж.

Предпринимателей республики, их клиентов и деловых партнеров наверняка заинтересует идея создания реестра добросовестных субъектов малого и среднего предпринимательства Башкортостана. Этот реестр мог бы стать гарантией и знаком качества в деловых контактах.

Ну и последнее: чтобы усилия Уполномоченного по правам предпринимателя «не ушли в песок», я считаю разумным сформировать при нем координационный совет с участием представителей органов, осуществляющих государственное управление в сфере предпринимательства, общественных организаций предпринимателей и собственно представителей бизнес-сообщества.

Наметившиеся в последнее время позитивные организационно-правовые тенденции в развитии предпринимательской культуры и коммерческого законодательства, внимание со стороны высшего политического руководства страны к проблемам предпринимателей, как мне думается, будут успешно реализованы в институте омбудсмена по правам предпринимателей и улучшат деловой климат в Башкортостане.


Где тонко, там и рвется

Для эффективного функционирования бизнеса необходимо задействовать все ресурсы нашей республики
Мы представляем сегодня нового кандидата на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Знакомьтесь – Рафаиль Вагитович Гибадуллин, генеральный директор Инвестиционной компании «Стройинвест», член комитета Госсобрания-Курултая РБ по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству, член Союза нефтегазопромышленников РФ, член четырех правительственных комиссий по развитию торгово-экономических связей со странами Европы и Азии, профессор, доктор социологических наук. Рафаиль Вагитович поделился с нашей редакцией своим видением целей и задач предстоящей деятельности уполномоченного.
Главное, не только стать защитником прав и интересов предпринимателей, но и найти ту «золотую середину», которая позволит уравновесить интересы государства и бизнеса. У государства есть ресурсы и насущная потребность распределения этих ресурсов таким образом, чтобы обеспечивать свои социальные обязательства. А у бизнеса есть механизм, который позволит сделать это обеспечение эффективным.
Проиллюстрируем данный тезис на примере молочного производства. Все мы прекрасно знаем, что в конечной цене этого продукта присутствует львиная доля перекупщиков. Производители и переработчики молока получают за свои труды самый минимум, который, в лучшем случае, позволяет лишь поддерживать само производство. А вот на развитие, на инновации, на технологическое перевооружение производственного процесса средств уже не хватает. Повышать отпускную цену бессмысленно – покупательские возможности населения не безграничны.
Да и после вступления России в ВТО наша продукция станет просто неконкурентоспособной – мы сразу проиграем импортным аналогам в соотношении «цена-качество». И что получим в результате? Потеряем целую отрасль, потеряем тысячи рабочих мест, государство лишится налогов и попадет в товарную зависимость от импортеров. Где же выход?
А выход очевиден: нужна иная производственная цепочка. Инициатива здесь должна исходить от государства – ведь именно оно теряет, в случае негативного варианта развития событий, больше всех. Что, собственно говоря, уже и произошло в некоторых регионах России. У нас в республике, слава богу, ситуация пока не похожа на критическую, но ведь мы, говоря о будущем развитии, должны иметь в виду не предстоящее полугодие, а уметь предугадывать ситуацию на пять-семь-десять лет вперед. Нужно действовать так, как действовали в Беларуси десять лет назад, где были созданы агрохолдинги, объединившие всю цепочку – производителей, переработку и сбыт – и позволившие справедливо распределить доходы. Они сумели, таким образом, соединить интересы государства и бизнеса и теперь, полностью обеспечив своих граждан дешевой и очень качественной молочной продукцией, вышли на мировой рынок. И не просто вышли, а диктуют там свои правила! И нам, в том числе.
Сегодня маленькая Беларусь занимает третье место по экспорту сливочного масла в мире, обгоняя и США, и Австралию. Пятое место - по экспорту цельномолочной продукции. Объем экспорта сельхозпродукции достиг почти 4-х млрд. евро и к2015 г. планирует этот объем почти удвоить. Сейчас в каждой области Беларуси реконструируется не менее 100 животноводческих ферм. Строится 20 - 30 агрогородков. Братская Беларусь готова создать на территории нашей республики мощное агропромышленное объединение – своеобразную Башкирскую мясо-молочную компанию. Тем более что нашу республику связывают и тесные связи в области сельскохозяйственного машиностроения, очень похожи наши система управления и организации сельхозпроизводства. Именно поэтому я выражаю признательность за понимание и тесное сотрудничество с руководством Постоянного комитета Союзного государства, Минсельхоза Республики Беларусь.
Другой пример эффективного частно-государственного партнерства всем известен – Китай. Государство заявляет о своих приоритетах – в автомобилестроении, в машиностроении, в легкой промышленности, в строительной отрасли, либо в области высоких технологий. Бизнесу и инвесторам нужно лишь определиться, куда вкладывать средства и иные материальные ресурсы. Почему в эту страну инвестиции идут рекой? Потому, что, заявляя о своих интересах в развитии той или иной отрасли, государство одновременно дает бизнесу гарантии надежной защиты его инвестиций. Удовлетворив внутренний спрос на тот или иной товар, китайцы тут же выходят на внешние рынки и конкурировать там с ними по цене не может почти никто. А качество китайских товаров давно уже соответствует лучшим мировым аналогам. Именно в этом и состоит патерналистская политика Китая.
И опять же – ВТО. Что мы сможем противопоставить Китаю завтра-послезавтра? Увы, ничего. Если, конечно, и дальше будем сидеть, сложа руки и ничего не предпринимать в этом направлении. Где слабо, там всегда и рвется.
Помните историю с попыткой организации в республике производства трактора «Толпар»? Были созданы действующие прототипы, отлично зарекомендовавшие себя в деле. Были намечены производственные площадки, даже маркетинговые исследования проводились, показавшие, что спрос на новый недорогой трактор, ни в чем не уступающий лучшим мировым аналогам, будет большим и стабильным. Почему же этот проект похоронили? Да потому, что инвесторы не получили от республики внятных гарантий в защиту своих вложений. Сколько новых рабочих мест мы могли бы сейчас иметь? Сколько денег республика потеряла? И, самое главное, как мы теперь выглядим в глазах потенциальных инвесторов в данной отрасли?
До тех пор, пока понятия «инновации» и «инвестиции» будут у нас разорваны, до тех пор, пока мы будем вариться в своем собственном соку, мы ничего не достигнем.
Так что нам нужно делать сегодня, чтобы вырваться из этого порочного круга? Как сделать так, чтобы уполномоченный по правам предпринимателей стал эффективным посредником между государственными интересами и бизнесом?
Первое. Нам необходимо оценить наши ресурсы – что, где, как, сколько и при каких условиях мы могли бы производить. Иначе говоря, нам необходимо оценить потенциалы производства и потребления. Почему бы не организовать в республике деятельность сервисных служб и производство комплектующих для существующей импортной техники? Это позволит сдвинуться с мертвой точки и муниципалитетам, поможет найти им пути развития, позволит организовать новые рабочие места. Все ценное, значимое, привлекательное с точки зрения вложения средств, должно быть систематизировано, должным образом оформлено и предложено инвесторам. Нужно исходить из реальных наших возможностей и потребностей рынка. Например, на рынке есть колоссальный спрос на лен и любую товарную составляющую этой сельхозкультуры. Производство льна, а это естественный заменитель хлопка, позволит создать с нуля и сопутствующие высокотехнологичные перерабатывающие производства, вплоть до выпуска готовой продукции. Здесь и производство льноволокна и целлюлозы, и загрузка стратегическим сырьем завода «Авангард» в Стерлитамаке. Все это позволит получить стабильные заказы от Минздрава, Минобороны, Минтранса. Только у меня, как у профильного депутата, на рабочем столе лежит несколько проектов развития этой отрасли в Башкирии. Государству нужно лишь определиться с территориями и госгарантиями для инвесторов, внутренних и внешних. Если заняться льном вплотную, то через три-четыре года он станет такой же визитной карточкой республики, нашим новым брендом, как и мед.
Аналогичные проекты есть и по привлечению инвесторов в республику для строительной отрасли, для машиностроительного кластера, для производства сахара.
Задачей уполномоченного в данном случае будет являться защита и отстаивание интересов бизнеса перед государством. Кстати, уже на этом этапе можно будет практически полностью исключить коррупционную составляющую инвестиционных проектов, ведь деятельность уполномоченного будет полностью прозрачной и открытой для всех абсолютно участников процесса, в том числе и для СМИ.
Второе. Я предлагаю создать банки инновационных и инвестиционных идей, которые сформировали бы единую инвестпроводящую систему в республике. Государство в лице уполномоченной структуры должно поддерживать данные проекты вплоть до реализации конечного продукта на рынке, т.е. от начала и до конца. А вот отслеживать «качество» этого контроля как раз и будет уполномоченный. Для чего? Вот как раз для того, чтобы конечная продукция была действительно востребованной рынком, а процесс ее создания исключал бы возможность использования нерыночных механизмов. Проще говоря, в процессе принятия того или иного решения не должны фигурировать взятки и откаты.
Именно об этом, о создании такого механизма говорил в своих статьях избранный президент, председатель правительства РФ Владимир Путин. Именно об этом говорил перед депутатским корпусом республики президент Башкортостана Рустэм Хамитов.
Третье. Государство просто обязано делегировать часть своих функций специально созданным консалтинговым компаниям, которые смогут гораздо эффективнее и менее затратно заниматься привлечением инвесторов для того или иного проекта, необходимого государству. Рынок сам определит, что именно нужно потребителю, а государству отойдут регулирующие функции. Другими словами, я предлагаю внедрить опыт в этой сфере соседней Беларуси и других, наиболее продвинутых, регионов РФ – изобретать велосипед ни к чему, раз есть примеры качественного функционирования этих рыночных механизмов у наших ближайших соседей и партнеров. И здесь деятельность уполномоченного будет краеугольным камнем во взаимоотношениях бизнеса и государства – именно он сможет стать своеобразным арбитром между двумя сторонами процесса.
Скажем, острой проблемой республики является обеспечение экономической безопасности банков. На недавнем совещании банковского сообщества у президента республики было немало упреков и критики в адрес правоохранительных и других государственных структур, не ведущих по сути целенаправленной работы по искоренению причин, способствующих преступным посягательствам на бюджетные средства. А ведь в братском Казахстане, в Самарской области давно и успешно работает Банковский совет при президенте или губернаторе, позволяющий оперативно решать возникающие вопросы.
Очень важно, и это особенно хочется отметить, что деятельность уполномоченного не должна сводиться только к отстаиванию интересов предпринимателей в судах различной инстанции, как это предлагается сегодня. Деятельность уполномоченного должна изначально предполагать развитие таких механизмов взаимодействия бизнеса (независимого от того, крупный это бизнес или же мелкий индивидуальный предприниматель, работающий в глубинке) и государства, которые изначально, концептуально устраняли бы возможность возникновения между ними конфликтных ситуаций.
Именно в этом ключе я и строил бы свою деятельность на посту омбудсмена.
Рафаиль Гибадуллин
«Малышам» надо помогать

В редакцию продолжают поступать заявки для участия в конкурсе на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Конкурс был объявлен через нашу газету президентом республики Рустэмом Хамитовым.

Представляем очередного кандидата — Кадрию Гайнетдинову.
Кадрия Газнановна Гайнетдинова — экономист, юрист, кандидат экономических наук, заслуженный экономист Республики Башкортостан. Трудовую деятельность начала в 1970 году в должности экономиста, Шаранского райпотребсоюза. С 1998 по 2008 год работала в Управлении экономической и социальной политики администрации президента РБ, курировала в том числе вопросы развития и государственной поддержки предпринимательства в республике. С 2008 года по настоящее время — директор по информационной политике и внешним связям ООО «Респект».

Из программы кандидата

Степень защищенности предпринимательской деятельности — индикатор любого цивилизованного общества.

Основное предназначение омбудсмена — это совершенствование форм и методов защиты законных интересов предпринимателей. Тогда предпринимательство станет надежным и незаменимым партнером государства в решении многих социальных проблем.

Есть некоторые признаки относительного неблагополучия деловой среды в республике. Бизнес-сообщество не растет численно. Пока не удовлетворительна и отраслевая структура малых и средних предприятий, не меняется вклад «малышей» в валовой региональный продукт. Следует в корне изменить отношение основной массы населения к предпринимательской деятельности. Необходимо единое информационное пространство, объединенное единым методологическим и программным обеспечением по оказанию бесплатной консультационной помощи бизнесу, особенно это актуально в начале становления.

В целом создание новейшего института уполномоченного в сфере защиты экономических интересов бизнеса я рассматриваю как логическое продолжение политики создания наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства в Башкортостане.


Нужна электронная площадка для местных товаров
Редакция газеты продолжает знакомить читателей с участниками конкурса на должность Уполномоченного по правам предпринимателей. Очередная кандидатура — Сергей Яковлев. По мнению Елены Рамазановой, председателя совета предпринимателей Демского района Уфы, это настоящий российский предприниматель, который вопреки всем трудностям сумел создать «с нуля» эффективное производство. Его завод — реальный субъект реальной экономики.
Директор предприятия Сергей Яковлев, человек с активной жизненной позицией, состоял в совете предпринимателей Демского района Уфы, отстаивая интересы бизнес-сообщества. Он тот человек, который на должности бизнес-омбудсмена сможет достойно представлять интересы своих коллег, убеждена Е. Рамазанова.
Сегодня мы публикуем мнение Сергея Яковлева о состоянии делового климата.

Должность бизнес-омбудсмена планируется ввести, очевидно, для защиты бизнеса. От кого? Конечно же, любимая забава россиян искать крайнего — от чиновников. Кто еще может «обидеть» бизнесмена? Разные они, чиновники-то, как и бизнесмены. Большинство и тех, и других делают свое дело добросовестно, естественно, в рамках, так сказать, «сложившийся практики». Поэтому, не исключая помощи бизнесменам по конкретным делам, основная задача омбудсмена, по моему разумению, — анализ этой «практики» и конкретные предложения, направленные на улучшение защищенности бизнеса в целом.

Высшая степень защиты и законности — решение суда. Поэтому бизнесмены чаще всего слышат от чиновников одно: не нравится — иди в суд. Ходим, оплачиваем услуги юристов, теряем время, несем убытки. В конечном итоге выигрываем, решаем свой вопрос. А что чиновник? Да ничего! От всех контролеров он защищен, как броней. Ему такая практика выгодна. Поэтому в материальном плане и с точки зрения карьерного роста чиновник должен быть зависим от количества проигранных судебных дел. Проигранное дело — это брак в работе чиновника.

В сферу деятельности омбудсмена должен входить и анализ законодательства в сфере предпринимательства. Например, долго ждали снижения тарифов страховых взносов (после их повышения). Разговоров было много, наконец власть пошла в этом вопросе навстречу. В декабре в «Российской газете» вышел закон. Например, для малых производственных предприятий тариф снизили с 26 до 20% от фонда зарплаты. Читаем этот же номер газеты дальше. Вот закон «О бухгалтерском учете». По прежнему законодательству эти же предприятия освобождались от бухучета, но в новом такой статьи уже нет.

Возьмем предприятие с численностью работающих 20 человек с зарплатой у каждого по 20 тыс. рублей. Сэкономим 6% на страховых взносах, то есть 24 тыс. рублей, но теперь на эти деньги придется нанимать бухгалтера для ведения бухучета, не считая затрат на ведение документации. Кому это нужно?! В России и без того каждый 14-й работающий — бухгалтер. Как говорится, семеро с ложкой — один с сошкой.

Выработка предложений по реальной помощи в повседневной работе предпринимателям, особенно малым и средним, должна быть также неотъемлемой частью деятельности омбудсмена. Возьмем, например, кадровый вопрос. Флагманы экономики могут себе позволить услуги как училища, так и кафедры в университете. «Малышам» же остается только обучение на рабочем месте.

С практикой вроде бы нормально, но с теорией — проблема. Мастера и инженеры, они же не педагоги, да и времени катастрофически не хватает. Поэтому есть конкретное предложение — за счет средств, выделяемых из бюджета на поддержку предпринимательства, выбрать по конкурсу лучших преподавателей по остродефицитным специальностям (токари, слесари, строительные специальности и т. д.). Записать курсы на диске. В службе занятости выдавать их бесплатно. Есть желание поменять профессию — бери, смотри, может, понравится.

Во взаимоотношениях предпринимателей между собой тоже проблем хватает. В вопросах конкуренции переходим все разумные границы. Возьмем, к примеру, бизнес в сфере производства. Экономим на всем: металл используем похуже, вместо сливочного масла — пальмовое, вместо мяса — соя. Можно, конечно, призывать к совести, но это, к сожалению, малопродуктивно. Власть пошла навстречу, снизила количество проверок, а зря. Без объективного арбитра производить качественную продукцию невозможно.
Качество — это, как минимум, соответствие всем нормативам. Поэтому в республике давно уже необходима электронная площадка, на которой выставлялась бы продукция местного производства. Исключительно добровольно. При этом предприятие гарантировало бы соответствие продукции действующим (или заявленным, если работать по ТУ) нормативам, готовность к проверкам продукции (ни в коем случае не предприятия, а именно продукции). И гарантировало цену!

Контролирующие органы, в свою очередь, методом случайной выборки осуществляли бы контроль и, так сказать, ставили штамп «проверено, мин нет». Республиканские органы, в свою очередь, должны ориентироваться при госзакупках на продукцию, размещенную на этой площадке.

Проверенная гарантия качества и заявленная цена — вот это и будет настоящей конкуренцией, они сделают бессмысленными откаты и ненужными всякие «личные договоренности».

В рамках газетной статьи невозможно перечислить все обязанности омбудсмена. Одного не хотелось бы: чтобы омбудсмен превратился в очередную инстанцию по сбору жалоб и получения на них отписок.

Сергей ЯКОВЛЕВ.


Закон об омбудсмене как предвестник весны
Он заработает в полную силу в ближайшее время
В первый день весны в республике был принят закон «Об уполномоченном по правам предпринимателей в Республике Башкортостан». Хочется верить, что такое совпадение символично. И так же, как приход весны неизбежно сопровождается наступлением тепла и возрождением природы, введение в республике института Уполномоченного по правам предпринимателей со временем обязательно должно привести к расцвету предпринимательства, к победе над административными барьерами, коррупцией, несправедливостью и некомпетентностью в чиновничьей среде.
Закон и в самом деле хорош и очень нужен нам, предпринимателям, ведь главная цель Уполномоченного, или, как его еще называют на иностранный манер, омбудсмена — это обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Под стать большим задачам и права Уполномоченного: он запрашивать и получать от органов власти информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалоб предпринимателей, направлять свои замечания и предложения в госорганы и правоохранительные структуры (в т. ч. прокуратуру, суды, МВД), присутствовать на заседаниях Госсобрания и правительства республики.
Если еще учесть, что Уполномоченный по правам предпринимателей назначается на должность Госсобранием по представлению президента РБ, что по закону он независим и не подотчетен каким-либо госорганам, а также, что его деятельность строится на принципах справедливости, инициативности, ответственности и доступности, то картина вырисовывается весьма впечатляющая и позитивная.
На мой взгляд, закон можно дополнить несколькими положениями, в частности, о порядке взаимодействия омбудсмена с судебными органами и приостановления действия ведомственных нормативных правовых актов, оказывающих негативные воздействие на предпринимателей. Но это может быть сделано в рабочем порядке.
Судя по всему, этот закон не останется невостребованным, а заработает в полную силу в ближайшее время.

Считаю, что сегодня первоочередной задачей предпринимателей республики является самое активное участие в поиске и выдвижении достойного кандидата на должность Уполномоченного.

Я предлагаю рассмотреть кандидатуру Светланы Халфиной из Мелеуза, которая является уполномоченным по защите прав и представлению интересов предпринимателей в федеральных органах власти при первом заместителе председателя правительства России Игоре Шувалове.

Светлана соответствует предъявляемым требованиям, хорошо известна в республике своей активной, успешной деятельностью в области защиты и представления прав и законных интересов предпринимателей, значительным опытом работы в области развития малого и среднего бизнеса как в своем районе, так и на республиканском, а теперь уже и федеральном уровне.

Уверен, что ее назначение на эту важную и ответственную должность принесет немало пользы делу защиты и развития предпринимательства в Башкортостане.
Владимир ВИШНЕВСКИЙ,
заместитель председателя совета
Союза предпринимателей Уфы.
Справка

Президент Башкортостана уже 7 марта объявил в газете «РБ» публичный конкурс для определения кандидата на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Заявки на конкурс принимаются до 25 марта 2012 года на электронную почту газеты.
Читайте нас: