Январь — месяц праздничных салютов, месяц, сладко пахнущий веселыми, как солнце, мандаринами, звенящий голосами малышни, в притворном ужасе верещащей на ледяных извилистых горках. Новый год...
А в гулких залах музея тихо поселилась своя новогодняя сказка, в которой перемешались времена года, сказки, легенды и поверья, многовековые традиции, уют войлока и строгая, математически выверенная графика лоскутного шитья, пузатые обаятельные куколки-обереги, разодетые в цветастые сарафаны — словом, все, к чему душа лежит и на что способны умелые руки «добрых жен рукодельных».
В «Домострое» — энциклопедии домашнего хозяйства XVI века — рукоделие входило в перечень неукоснительно соблюдаемых достоинств «доброй жены». Нынешним же умелицам не строгий муж указания раздает, а фантазия и тот неистребимый творческий дух, что живет в душе, свернувшись куколкой, но однажды расправляет трепетные крылышки и вылетает на свет грациозной бабочкой. Заспанный мишутка, тянущий сваливающееся одеяло, уютно устроился в колыбели дремлющего месяца. Невесомое кружево тонкой паутинки летящего по ветру старомодного платья, широкополая шляпка, из-под которой некогда лукаво смотрели глаза юной девушки — когда-то молодой мамы, любившей гулять по зеленым тропинкам парка. Тканая елка — будто пушистая карусель на разноцветных лентах, щедро увешанная дарами Деда Мороза. Лохматые коврики — словно выбившаяся из зимнего тяжкого плена зеленая упорная трава, превратившая зал музея в зачарованное королевство Спящей красавицы.
«Кстати, с названием «Кускар» мы очень уместно, можно сказать, слукавили, — продолжает Стелла Юльевна. — Когда наши мастерицы выезжают на фестивали — других посмотреть, себя показать, «Любавушек», «Сударушек», «Бабушкиных сундучков» не счесть, а «Кускар» — один. И в смысле мастерства, пожалуй, тоже. Вот уже два раза подряд наши искусницы Лера Безрукова и Зульфия Брайло на крупнейшем всероссийском фестивале «Лоскутная мозаика России» в Иваново получают Гран-при. «Взрыв» интереса к тряпочкам объясняется по-разному: психологи считают причиной нестабильность жизни общества, когда рукоделие становится способом снятия стресса.
Сильная волна идет и с Запада, где ручная работа ценится чрезвычайно высоко. Там целая индустрия хенд-мейда, специальные машины, инструменты. На фестивале в Эльзасе, например, ручному творчеству отводилось 22 площадки. На таких представительных форумах можно уже говорить о российской школе текстиля, хотя мы еще только раскачиваемся».
....Мы уходили в синие ранние сумерки морозного вечера, а в теплом свете неярких ламп лениво растянулся упитанный лохматый кот в дружной компании пригревшихся около его бока ярких, как колибри, птиц. И казалось, игриво и лукаво подмигнул нам вслед, незаметно для посетителей выставки свернув в колечко пушистый хвост — а вдруг побеспокоят...