-24 °С
Облачно
ВКOKДЗЕНTelegram
Все новости
Общество
22 Января , 09:15

Незаменимые Фаттаховы

Они пекут пироги, помогают волонтёрам и ждут внуков с передовой

автора Флюра и Салават Фаттаховы: где родились, там и пригодились.
Флюра и Салават Фаттаховы: где родились, там и пригодились. Фото: автора

Найти дом супругов Фаттаховых в селе Ахуново Учалинского района оказалось несложно. «Увидите ворота с изображением Салавата Юлаева — вот там они и живут», — подсказали прохожие.

Главу семьи местные уважительно величают Салават-агай — он тезка легендарного батыра. Фаттаховы вырастили и поставили на ноги троих детей, недавно сыграли золотую свадьбу. Дети здесь же, рядом — все трое живут в Ахуново. Из 11 внуков двое находятся в зоне СВО, и дедушка с бабушкой молятся о том, чтобы они вернулись живыми и здоровыми, как и все другие ребята-односельчане: из Ахуново ушел на передовую как минимум взвод!

За плечами Салавата Газизовича 45 лет трудового стажа. Официально он начал работать чабаном в пятнадцать лет, на самом деле намного раньше.

— Нас у мамы было трое: старший брат Алмас, я и сестренка Роза, — рассказывает Салават-агай о своем детстве, в котором отразилась история целого поколения, выросшего в непростые послевоенные годы. — Отца не было. Жили на отшибе, в колхозном домике при овцеводческой ферме у горы Ахунтау, в двенадцати километрах от села. Мама пасла овец.

Сейчас многие и представления не имеют, что овец, наподобие лошадей, могут пускать на тебеневку. Даже зимой они добывали себе корм сами, из-под снега. Семья жила трудно. Однажды зима выдалась особенно холодной, и мама из-за бурана не смогла вернуться домой. Старший брат учился в Ахуново, жил у бабушки, пятилетний Салават с двухлетней сестренкой остались в избе одни.

— Дома холодно, топить нечем, дров нет, — вспоминает ту давнюю историю Салават Фаттахов. — Кушать тоже нечего, ни крошки хлеба. Я хоть и маленький был, но сообразил: если ничего не делать, то совсем скоро умрем. Кое-как одел малышку, и мы потащились сквозь вьюгу к соседям. Но хозяйка и на порог не пустила, отругала и выгнала. Кое-как доплелись обратно в свой холодный дом, даже плакать сил не осталось. Уснули, прижавшись друг к другу. А глубокой ночью случился праздник: мама умудрилась пробиться к нам сквозь злую вьюгу, разобрала часть хлева, затопила печку и, что было радостнее всего, принесла немного муки, прямо на плите испекла лепешку. Вкуснее ничего в жизни не ел!

В 1961 году семья перебралась на другую ферму, ближе к селу, потому что мальчику нужно было идти в школу. Но маме одной не справиться со всем поголовьем, так что времени на букварь у него почти не оставалось.

— Летом пасли овец, не до игр. Я тогда во втором классе учился. Рано утром, в пять часов, встаем и идем пасти. Если не пойдешь — освобождай колхозный домик, а нам идти некуда, своего дома нет. Всего месяц учился в интернате. Потом открыли школу до четвертого класса прямо на ферме. Мы все, и первоклассники, и четвероклассники, занимались в одной комнате. Учительница малышне сказки рассказывает, а мы сидим, рты разинув, слушаем. Разве тут до учебы? Сказка ведь интереснее, — улыбается он.

После седьмого класса Салават бросил учебу. Стыдно показалось: взрослый парень сидит за книжками вместо того, чтобы полноценно включиться в работу, помогать кормить семью. Первый раз досыта он наелся именно на ферме, когда сам начал трудиться. Никаких скидок на возраст никто не делал. 16-летнего подростка одного оставляли в шестнадцати километрах от дома пасти скот, а кругом волки. Одному ночью было так страшно, вспоминает Салават-агай, что он спал на крыше, надеясь, что волки туда не доберутся.

Так начинался его трудовой путь. Он пас бракованных овец, но сызмальства знал и понимал своих подопечных, заботливо ухаживал за ними. Благодаря его заботе даже эти животные давали достаточно шерсти и качественное мясо.

Руководство колхоза заметило талант овчара, и ему доверили маточную отару. Молодой чабан соревновался уже с опытными коллегами. В 1972 году его призвали в армию.

После службы Салават вернулся к любимому делу. А тут и судьба его поджидала.

— Флюра пришла работать сакманщицей — ухаживать за ягнятами, так мы и познакомились. Она мне сразу понравилась. Трудолюбивая, скромная, основательная и, конечно же, красавица, — с нежной улыбкой говорит Салават-агай. — В 1975 году поженились.

Он стал лучшим в своем деле — получил самое большое количество ягнят от поголовья и лучший настриг шерсти во всей республике. И в 1978 году был избран делегатом съезда комсомола в Москве. Поездка в столицу произвела на него огромное впечатление. В 1980-м, уговорившись с бригадиром, Салават поступил в Зилаирский сельскохозяйственный техникум, получил специальность зоотехника. Какое-то время поработал заведующим молочно-товарной фермой, но вскоре попросился обратно, к своим овцам. Позже работал заведующим овцеводческой фермой. Даже после того, как колхоз прекратил свое существование, Салават-агай не оставил животноводство: был фуражиром и заведовал лошадьми.

— Другого такого честного коммуниста было не отыскать! — с гордостью и, кажется, с легкой укоризной говорит о муже Флюра-апай. — Как окот — он чуть ли не ночевал на ферме, про еду и сон забывал, лишь бы новорожденные ягнята не замерзли. Для интереса подсчитала: мы с ним на 28 свадьбах побывали, но он ни разу для этого выходной не брал. Бывало, после шумного празднества сразу к своим овцам шел — проверить, все ли в порядке. Ни разу в жизни не был в санаториях — всегда было не до отдыха. Да что там санатории — не смог вспомнить, брал ли когда отпуск. Мало ли что понаписано в КЗОТ, овечки читать не умеют, им требуется ежедневный уход.

Труд Салавата Фаттахова отмечен многими наградами, в том числе медалями ВДНХ. Аовец он и по сей день держит в своем хозяйстве, помогает односельчанам стричь овечью шерсть. В Ахуново он вообще человек незаменимый: прекрасно играет на гармошке, в Новый год и другие праздники всегда катал детвору на своей лошади.

Флюра-апай тоже немалую часть жизни отдала колхозу: 28 лет проработала разнорабочей. Она отличная домохозяйка, а уж какие пироги печет!

Но, конечно, самая большая гордость Фаттаховых — их дети.

Дочь Флюза работает в санатории «Карагайский бор», у них с супругом Рашитом пятеро детей. Их сын Ильнур был мобилизован и уже четвертый год находится в зоне специальной военной операции, имеет четыре боевые медали. У него самого двое детей, так что у Фаттаховых-старших уже подрастают правнуки.

Дочь Юлия — по профессии повар. Растит двоих детей и радует всех изысканными блюдами. Ее старший сын тоже на передовой — ушел по контракту вслед за своими друзьями. Ему 22 года, танкист. И, конечно, его мама вместе с бабушкой и дедушкой не могли остаться в стороне от волонтерского дела: вместе с другими жителями села плетут маскировочные сети. Трудятся ахуновские волонтеры аж в две смены: утром и после обеда.

Младший из детей Фаттаховых, Тайфур, — отец четверых детей. И тоже воин: в свое время служил по контракту в Луганской Народной Республике, ветеран боевых действий. Сейчас работает механизатором в Баймакской МТС.

Что такое долг перед Родиной, в большой семье Фаттаховых знают не понаслышке. Племянник Салавата Газизовича, единственный сын его родного брата, служил по контракту в Сирии и погиб, выполняя боевое задание. Старший сын родной сестры — ветеран чеченской кампании, младший с самого начала специальной военной операции находится на Украине. Он военный врач, капитан, имеет множество боевых наград и каждый день спасает жизни наших бойцов.

Напоследок Фаттаховы усадили нас за стол, угостили невероятно вкусным бишбармаком. Пояснили: он приготовлен из мяса жертвенной овцы. Обряд курбан совершили с молитвой, чтобы в каждой семье, проводившей на фронт мужа, сына, брата или отца, дождались своего родного человека обратно и жили счастливо под мирным небом. Вот такие они, Фаттаховы: где родились, там и пригодились, а когда Родина призвала, не раздумывая, встали на ее защиту. Незаменимые люди в своей стране.

Автор: Аниса Янбаева
Читайте нас