Современные градостроители ломают голову над названиями новых микрорайонов, стараясь обозначить их поживописнее, чтобы привлечь покупателей. Может быть, поэтому на контрасте так умиляют простые, но заключающие в себе целую историю названия населенных пунктов в сельской местности. Например, в Дуванском районе до сих пор живут Бурцевы и Сафоновы из местных деревень Бурцевки и Сафоновки, основанных когда-то их предками.
А здешнее село Рухтино возникло благодаря четырем братьям Рухтиным, купившим эти земли у башкир-вотчинников более 200 лет назад.
Мы с фотокором заехали в старинное село посмотреть на староверческую церковь и Мамин родник и узнали еще об одной местной изюминке: здесь когда-то проходил Сибирский тракт со знаменитыми Екатерининскими мостами — одна из самых длинных дорог в мире.
Строительство тракта было связано с развитием в Российской империи почтовой связи. В Казани он разветвлялся на две дороги: одна уходила на Пермь, Кунгур, Екатеринбург и Тюмень, вторая шла через Уфу, Бирск, Златоуст, Челябинск.
Между Кунгуром и Бирском была проложена прямая почтовая дорога. На Бирском тракте расположились перевалочные ямские станции — населенные пункты Дуванского района Тастуба, Дуван, Месягутово и Рухтино.
Особенностью трактов екатерининской эпохи были так называемые Екатерининские мосты. На территории Дуванского района такие мосты есть во многих населенных пунктах, расположенных по ходу почтового тракта. Сохранился двухарочный мост и в селе Рухтино. Как и его собратья, он был сложен местными крестьянами из натурального камня без капли цемента. Скрепляли материал раствором из яиц. Камни обтесывались, подгонялись, а центральный, так называемый замковый камень обеспечивал устойчивость всей конструкции, которую не разрушили века, несмотря на то, что по мосту ходила тяжелая техника. Сейчас ширина его проезжей части увеличена подстройкой, так что основная нагрузка приходится на современную часть моста.
В XIX веке в Рухтино жили староверы, которые в начале XX века начали строить старообрядческий молельный дом. По рассказам старожилов села, общине помог местный купец старовер Василий Обвинцев, благодаря которому наряду с традиционной православной белокаменной церковью в селе появилась «красная» старообрядческая кирпичная церковь во имя Рождества Христова.
«Белая» церковь была взорвана в 60-е годы XX века, обломки ее стен столкнули в овраг. А «красную» церковь закрыли в 1933 году, купола и колокольня ее были уничтожены, а в здании расположился зерносклад, а потом клуб и спортзал местной школы. Местные жители среднего возраста вспоминают, как играли здесь в волейбол и приходили на дискотеки. Именно они очень хотели восстановить храм.
К 2020 году, когда началось его возрождение, здание стояло без крыши и уже разваливалось.
Потомки староверов восстанавливают храм уже как православный своими силами. Многое уже сделано, но работы все еще хватает. Огромную лепту в восстановление храма внес предприниматель Павел Бобков из соседней деревни Анзяк.
Большой души человек, если нужна помощь — мимо не пройдет, поможет, говорят о нем сельчане. Рассказывают, что такой была и его прародительница, которую за доброту в народе звали «мама». Ее дом был крайний в селе, а рядом с домом был источник, который окрестили Маминым. Несколько лет назад Павел взялся облагородить родник, который мелел и уменьшался. Вынули техникой тонны ила, положили на дно бетонную плиту, укрепили берег плитняком. Вместе жители Рухтино и Анзяка обнесли родник деревянным забором, посадили деревья и кустарники, а потом решили поставить там часовенку. Потихоньку об источнике, о существовании которого до сих было известно не всем местным, стали узнавать.
Сейчас люди приезжают сюда на крещенские купания, да и просто в умиротворении испить ключевой водицы, что сделали и мы с фотокором.
К роднику, расположившемуся среди живописных холмов, лихо домчала нас на старенькой «шестерке» глава Рухтинского сельсовета Лариса Трапезникова.
— Живем мы небогато, зато у нас природа и люди красивые! — говорит Лариса Евгеньевна. — Все районные турслеты и «Зарницы» проходят у нас между Рухтино и Анзяком: тут тебе и сосновый лес, и березовый, и речка, и овраги, и поля. Так что пионеры нас любят. Хотя в целом с молодежью у нас беда — уезжают в город... Школу в Анзяке закрыли... Но в то же время очень радует, что к нам пришли инвесторы и в Дуванском районе, в отличие от некоторых других, не зарастают поля, мы продолжаем пахать и сеять. Конечно, скотины сейчас стало намного меньше. Я сама держала трех коров, кроликов, свиноматку, а сейчас у меня только поросята и куры.
Лариса Евгеньевна уже 20 лет руководит сельсоветом, хотя училась в Челябинске на фармацевта и не думала работать в деревне. Но судьба привела в Рухтино вслед за мужем, причем не в аптеку, а в Дом культуры, куда ее позвали худруком.
Казалось бы, не женское это дело — руководить сельсоветом. Но и не каждый мужчина с ним справится, считает Трапезникова.
— Это работа с населением. Люди со своими личными проблемами идут ко мне. Доверяют, зная, что их секретов никому не расскажу. С другой стороны, бывает, что часть «населения» и непечатно наговорит такого... Вот такую критику не каждый мужчина выдержит. Мы-то, женщины, проревемся и дальше работаем, а мужики-то — нет, кому-то лучше на войне, чем на такой работе, — говорит Лариса Евгеньевна.
История села Рухтино — это некий емкий слепок всей русской глубинки с неистребимой силой духа, взаимовыручкой, стремлением сохранить свою идентичность. А серьезные проблемы… Где же их нет? Но пока здесь бьют родники и находятся люди, готовые их очищать, у этой истории обязательно будет продолжение.