Когда ваш маленький сынишка с завидным упорством катает туда-сюда машинку, приглядитесь хорошенько: быть может, из детской игры вырастет вполне взрослое увлечение. Во всяком случае, истории множества участников нынешнего слета это подтверждают.
Для Уфы опыт проведения всероссийского слета коллекционеров и моделистов — первый. Зато одноименный клуб действует в Башкирии с давних пор — с 70-х годов прошлого века.
— Раньше мы проводили только частные встречи — собирались у кого-нибудь дома, показывали новинки, — рассказывает один из организаторов слета Давид Шемахян. — И постепенно появилась идея провести более масштабное мероприятие.
Все делалось на энтузиазме и на собственные средства. Пригласили через соцсети моделистов из разных городов, и приехало их раза в два больше, чем мы рассчитывали.
Задачами слета, по словам организаторов, стали продвижение и популяризация технического творчества и потенциала Башкирии. А для участников это была, в первую очередь, возможность познакомиться друг с другом и обменяться опытом — где еще найдешь единомышленников редкого по нынешним временам увлечения!
В Уфу приехали моделисты из Челябинской области, Казани, Самары, Екатеринбурга и даже Казахстана. Организаторы провели конкурс моделей, а победителям вручили призы — специальные наборы для моделирования.
Не ожидавшие такого ажиотажа местные коллекционеры планируют на следующий год расширить масштаб слета и проводить его в течение нескольких дней.
СЛОВО УЧАСТНИКАМ СЛЁТА
Айбулат ИШНАЗАРОВ, Уфа:
— Я занимаюсь моделированием с 2011 года. Сначала собирал масштабные копии советских самолетов, через несколько лет занялся моделями автомобилей. А с 2015 года покупаю готовые наборы и сам их дорабатываю. Сегодня в моей коллекции шесть моделей самолетов и 250 — автомобилей, тракторов, спецмашин и другой техники.
Одна из моделей, которую я сегодня принес на слет, — фургон из гуманитарного конвоя Башкирии. Для его изготовления я использовал модель «НефАЗа», а логотип распечатал по фото и наклеил на кузов.
А вот фантазийная модель — двухколесный УАЗ-гироскутер.
Кто-то снял оригинал в режиме панорамы, а потом сжал в фоторедакторе. И я изготовил модель по изображению.
Кирилл КОМАРОВ, Казань:
— В детстве родители покупали мне модели машинок, а потом я решил заняться коллекционированием всерьез. Когда мне было 16 лет, собрал все свои машинки — набралась спортивная сумка — и отвез в один из магазинов моделей. У меня все купили. А я приобрел на вырученные деньги модели подороже. С тех пор коллекционирую их.
А вот сам не собираю. Каждую выставку даю себе обещание начать — и все никак. Раньше участвовал в выставках в Набережных Челнах и Казани, где и познакомился с Давидом Шемахяном. От него узнал и про слет моделистов в Уфе.
Благодаря участию впервые оказался в вашем городе. А вообще, на таких мероприятиях понимаешь, что ты не один горишь своим увлечением, и приобретаешь полезный опыт.
Сергей ЗЯНКИН, педагог дополнительного образования Станции технического творчества, Троицк, Челябинская область:
— С 2007 года занимаюсь с ребятами судомоделированием.
Хотя сам увлекся этим раньше. Дети собирают парусные корабли, изготавливая все детали по чертежам, а готовые модели забирают домой на память. Только некоторые мы оставляем для выставок.
Вот, например, парусный корабль «Орел», который я сегодня показываю на слете, занял второе место на международной выставке.
Обычно базовые модели, с которых ребята начинают, изготавливаются за 30 часов, а создание более сложных может занять от двух до трех лет.
Сергей КАЛАБИН, Сарапул:
— Мой дедушка работал на Станции юных техников. Благодаря ему я увлекся этим хобби. С детства болен автомобилями и профильное образование получил в Ижевском государственном техническом университете по специальности «Эксплуатация и обслуживание технических средств».
Сейчас работаю на радиозаводе, собираю специальные машины для нужд СВО. А вечером прихожу домой и снова собираю машины, только уже маленькие. Изготавливаю модели для пермской компании по производству наборов для моделистов. Это легковые, грузовые машины, сельхозтехника.
Сборка может занимать два-три дня, а может и несколько лет. Например, вот этот «КамАЗ» я собирал три года: начал сборку, отложил, потом вернулся к ней — решил перекрасить кабину, кузов. ГАЗ-66 тоже дорабатывал долго. Изначально на диораме не было никаких предметов. За неделю до выставки решил ее оживить бочками, коробками и другими элементами.
Лариса ВЕЖНИНА, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Биктереш», Уфа:
— Я работаю со школьниками начальных классов, обучаю их азам авиамоделирования.
Мы делаем исторические модели самолетов из листов пенопласта — «Мустанг», «Ил», «Лавочкин» и другие. А затем выходим на соревнования. Наши модели запускаются с катапульты и могут летать до трех минут. Городские соревнования проходят на стадионе школы № 7 Уфы. Ближайшие, кстати, состоятся в преддверии 23 февраля.
Ребята пока выполняют не очень сложные задачи, но важно уже сейчас научить их пользоваться линейкой, ножом. Это помогает развитию мелкой моторики.
Кирилл ГУЛИН, Уфа:
— Занимаюсь изготовлением моделей машин около десяти лет.
Сам я водитель по профессии. Хотелось, чтобы и дома была часть той техники, на которой я работал.
Что-то собираю своими руками, что-то покупаю. Особенно нравится ретротехника: советские машины всегда привлекали красотой и индивидуальностью. Мне греет душу, когда их рассматриваю.
Айрат ЗАКИРОВ, д. Подымалово, Башкирия:
— Я коллекционирую машины около 20 лет. Основная тематика — автомобили СССР и России, а упор делаю на авто силовых структур — ГИБДД, милиции, полиции. Например, у меня в коллекции есть вся линейка автопарка управления ГИБДД Башкирии. По цвету и моделям машин можно проследить его эволюцию.
Я работаю в системе «Роснефти», и поэтому большая коллекция связана со спецтехникой предприятия.
Модели все в основном ручной работы, заказываю их у мастеров из разных городов России и даже из-за рубежа. Какие-то изготавливаю сам.
Все машины сделаны по фото, причем аутентичны даже госномера, лейблы и шрифты.
А увлекся я моделированием еще в детстве — тогда все мальчишки этим занимались.
Кто-то оставил это дело, а кто-то сохранил ему верность. Сегодня в моей коллекции более трех тысяч машинок.