С началом специальной военной операции современное башкирское общество нашей республики во многом изменило свое состояние.
По мере раскручивания механизма военной кампании, вовлечения в нее широких слоев населения фактор СВО стал серьезным образом влиять на различные стороны жизни социума, включая политику региональных властей. Заметно изменил он и установки внешних и внутренних акторов в отношении титульного народа республики. В результате башкирское общество вновь оказалось под натиском различных сил, которые, спекулируя его внутренними противоречиями, стали пытаться активно манипулировать им исходя из своих узко идеологических, а порой и откровенно деструктивных целей.
Кроме того, в условиях СВО действующий политический режим на Украине совместно с коллективным Западом различными методами начал стремиться разжечь этносепаратистские настроения в национальных республиках РФ с целью дестабилизации положения в стране и разрушения российской государственности. По данным Ситуационного центра ФАДН, Башкирия занимает одно из первых мест по количеству информационных атак по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Указанные противоречия обусловлены прежде всего социокультурными и социально-демографическими параметрами башкирского общества.
По результатам Всероссийской переписи населения 2021 года, в России проживает 1571879 башкир (четвертое место по численности после русских, татар и чеченцев). Итоги прошедшей переписи показали также увеличение доли башкирского этноса в Республике Башкортостан. В 2010 году в РБ проживало 74% башкир Российской Федерации, в 2021-м — 79%.
Этническая картина среди основных народов Республики Башкортостан выглядит следующим образом: русские — 37,5%, башкиры — 31,5% (по переписи 2010 г. 29,5%), татары — 24,2%, марийцы — 2,1%, чуваши — 2% и др.
Однако башкиры, занимая второе место по численности в регионе, являются наименее урбанизированными по сравнению с русскими и татарами республики. Тем не менее, процессы урбанизации продолжают набирать обороты, а само общество хоть и медленно, но неуклонно теряет аграрные черты.
Так, по итогам переписи 2021 года, только в Уфе доля башкир выросла до 20,4% (в 2010 году было 17,1%). Еще сильнее эта динамика прослеживается в районах вокруг столицы Башкортостана, куда стягивают людей миграционные потоки большого города. Что вполне объяснимо, поскольку финансовые возможности сельских жителей во многом ограничены. Для сравнения: в 2002 году в Уфимском районе доля башкир составляла 13,1%, но к 2021-му этот показатель вырос уже до 22,9%, в то время как в сельских районах республики, где проживает значительное количество башкир, сегодня наблюдается тенденция снижения общего количества населения.
Однако начавшийся кризис аграрного традиционализма ведет к целому комплексу социокультурных противоречий, главным из которых является определенная политизация общества, поскольку этническая энтропия зачастую сопровождается выходом социальной энергии, снижением роли привычных и традиционных форм жизнедеятельности. Несмотря на это, процесс распада башкирского «сельского мира» носит необратимый характер, подготовлен исторической логикой внутреннего развития самого социума.
Таким образом, процесс трансформации башкирского общества, его структурного усложнения и, как следствие, неустойчивого социокультурного состояния протекает сегодня на фоне глобальных изменений в мире, в условиях геополитического давления на евразийскую цивилизацию.
Еще задолго до начала военной спецоперации на Украине руководством Республики Башкортостан были инициированы различные культурно-идеологические проекты по усилению работы в области патриотизма с опорой на успешный опыт советской национальной политики.
В отличие от перекосов, допущенных в период «парада суверенитетов», в мемориальной политике региона был сделан упор на легитимацию выдающихся личностей, внесших большой вклад в укрепление российской государственности. Тех, чья биография является примером беззаветного служения интересам Родины в контексте общефедеральной, а не узколокальной истории. Так, в рамках этого направления в республике была проведена кампания по увековечиванию памяти выдающегося дипломата, посла Советского Союза в Саудовской Аравии, уроженца Башкирии Карима Хакимова.
Далее осуществлено «подключение» к пластам коллективной памяти, связанной с Великой Отечественной войной. Центральной символической фигурой данного процесса стала легендарный командир 112-й Башкавдивизии, Герой России генерал Минигали Шаймуратов. В 2020 году в школах республики были открыты шаймуратовские классы.
С началом спецоперации работа в этой сфере лишь набрала обороты. 9 мая 2022 года в Уфе была заложена памятная гильза в основание будущего памятника. 8 июня при участии главы РБ Радия Хабирова в Луганской Народной Республике установлен бюст Шаймуратова. На сцене Башдрамтеатра поставлен спектакль «Потомки Салавата не отступят!», посвященный бойцам 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. В 2024 году Государственный академический ансамбль народного танца имени
Ф. Гаскарова первым в России поставил танец о героях СВО «Во имя жизни».
Большим событием для жителей региона, его культурной и национальной общественности стало открытие 11 октября 2022 года в Уфе памятника генералу Шаймуратову. Впоследствии в республике учредили орден и медаль его имени.
Также в регионе были сформированы два батальона добровольцев для участия в спецоперации — имени генерала Минигали Шаймуратова и Героя России Александра Доставалова, который в марте 2000 года героически погиб в бою под Улус-Кертом, сражаясь против боевиков Хаттаба во время второй чеченской кампании. Данное решение носит глубоко продуманный характер, поскольку теперь в массовом сознании фигура башкира Шаймуратова дополняется еще и именем Доставалова — уроженца Уфы, русского по национальности. Позже был сформирован батальон имени героя Великой Отечественной войны Даяна Мурзина — татарина по национальности, а в 2022 году в Уфе ему установлен памятник.
В 2020-м в республике было создано региональное отделение Российского исторического общества. Одной из главных его задач стало оказание научно-методической помощи со стороны профессионального исторического сообщества Башкирии органам исполнительной власти в ходе реализации проектов в сфере патриотического воспитания. С началом СВО в республике заметно активизировалась работа и отделения Российского военно-исторического общества.
Кроме того, начиная с 2022-го власти РБ приняли значительный комплекс мер по социальной поддержке участников СВО и членов их семей. Весной 2023 года в Уфе открылся филиал федерального фонда помощи военным «Защитники Отечества» (руководитель Г. Кульсарина).
Республика стала одним из первых субъектов РФ, организовавших на постоянной основе доставку гуманитарной помощи военнослужащим из РБ в зону боевых действий. Сам Радий Хабиров также стал первым из глав регионов, посетивших Донбасс с начала СВО, в последующем там побывали и все главы муниципалитетов республики для поддержки своих земляков.
Это лишь небольшой перечень действий регионального руководства в данном направлении. И следует признать, что они в целом вызвали хорошую ответную реакцию со стороны населения, которое соотносит их с памятью о Великой Отечественной войне.
Таким образом, реализуемая еще с 2018 года стратегия руководства РБ в области мемориальной политики и гражданского патриотизма, а затем и мер поддержки в рамках проведения СВО оказалась достаточно эффективной в свете геополитических вызовов, с которыми столкнулась страна.
Начало специальной военной операции оказало влияние и на состояние межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан. Традиционные религиозные организации одними из первых в регионе выступили в поддержку политического курса руководства страны. В феврале 2022 года президиум ЦДУМ России заявил о верности решения о проведении СВО на Украине. Аналогичную позицию озвучило и Духовное управление мусульман РБ. Башкортостанская митрополия РПЦ также на регулярной основе стала оказывать гуманитарную помощь российским военнослужащим, беженцам и жителям ДНР и ЛНР.
Кроме того, в зону специальной военной операции отправились для поддержки военнослужащих из республики гражданские священнослужители: представитель ДУМ РБ Хамза хазрат (Хафизов) и протоиерей Уфимской епархии отец Виктор (Иванов).
В то же время позиция официального духовенства вызвала в Башкортостане противодействие и активизацию деятельности со стороны радикальных религиозных течений. Представители националистических сообществ и неформальных религиозных групп подвергли резкой критике деятельность духовных лидеров, возглавляющих ЦДУМ России и ДУМ РБ. В адрес муфтия РБ А. Биргалина и Верховного муфтия России Т. Таджуддина появились обвинения в некомпетентности и слепом подчинении органам власти. Периодически в соцсетях сторонниками неформальных исламских течений предпринимаются попытки дискредитировать деятельность Хамзы хазрата за духовную поддержку военнослужащих СВО. Речь в данном случае идет, прежде всего, о приверженцах идей салафизма.
В отличие от них, СВО публично поддержали представители неосуфийского тариката Накшбандия (хакканиты). К примеру, 12 июня 2024 года, в День России, в Миякинском районе ими было проведено ежегодное собрание мусульман «Святая земля сахабов — лучезарный Нарыстау». По словам организаторов, «мероприятие посвящено воинам, которые с честью выполняют свой долг в ходе специальной военной операции, с оружием в руках защищают интересы нашей Родины, спасают жизни мирных людей».
Отношение широких слоев башкирского населения республики к специальной военной операции, как и в целом в российском обществе, на первом этапе носило настороженный характер. Но постепенно оно сменилось положительными или нейтральными оценками. И дело тут не только в воздействии государственной идеологии, хотя она также повлияла на установки массового сознания, а в том, что по мере вовлечения в механизм военной кампании титульного населения республики, ухода на СВО мобилизованных и добровольцев, роста количества погибших война для многих семей стала не просто абстрактным процессом, наблюдаемым с экранов телевизоров, а глубоко переживаемой личной историей. Сыграла определенную роль и актуализация архетипов, лежащих в глубинах коллективной памяти, поскольку башкиры исторически являются народом с богатой военной историей, обладающим соответствующими традициями и воинственным менталитетом.
Но преувеличивать давление архетипов на общественное сознание в этом вопросе было бы ошибочно. Отношение башкирского населения, в том числе сельского, к СВО во многом носит рациональный характер. Так, для определенного количества ушедших на СВО, включая работавших до этого вахтовым методом, кампания стала одним из способов получения высокого заработка, особенно на фоне солидного соцпакета и льгот для семей военнослужащих, принятых на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, как показывает анализ, башкирский сельский мир довольно слабо реагирует на пропаганду региональных общественных деятелей, но при этом проявляет заметную активность, когда речь идет о сборе и отправке муниципальных гумконвоев, похоронах земляков, проводах военнослужащих и т. д. К примеру, башкирские женщины, плетущие маскировочные сети, делают это отнюдь не под воздействием госидеологии, а с целью скорейшего возвращения ушедших на СВО родственников, мужей и сыновей. Это именно те социокультурные механизмы самосохранения и выживания, которые были выработаны веками локальным аграрным миром.
Главным образом по этой причине поддержка СВО населением Республики Башкортостан в целом, несмотря на количество погибших и определенную рутинизацию восприятия кампании, носит стабильный и умеренный характер.
Согласно результатам опроса ЦГИ минкультуры РБ, поддержка населением Башкортостана проводимой спецоперации в марте 2022 года составила 59,9%, в феврале 2023-го — 53,6%, в 2024-м — 54%.
Отношение к специальной военной операции среди башкирской интеллигенции первоначально также носило во многом неоднозначный характер. Дискурс СВО задавался в основном главой РБ Радием Хабировым, который с первых дней занял активную позицию по этому вопросу, безоговорочно поддержав политику президента РФ В. Путина. Но по мере того, как работа государственных институтов в стране и в республике была в короткие сроки перестроена под текущие задачи военной кампании, значительная часть национальной и культурной интеллигенции активно включилась в процесс идеологического сопровождения СВО. Другая часть заняла нейтральную или сдержанную позицию. Наименьшую долю составили противники СВО, но в публичном пространстве их голоса сместились в телеграм-каналы и в запрещенные на территории РФ соцсети, слабо влияя на массовые установки населения РБ.
Так, в зоне СВО в рамках своей профессиональной деятельности побывали известные башкирские исполнители — Элвин Грей, группа «Дервиш-хан», Р. Карабулатов, И. Абдуллин (группа «Бурелар») и другие.
Развернули широкую деятельность по сбору гуманитарной помощи военнослужащим башкирские общественные организации, в том числе Всемирный курултай башкир, Общество башкирских женщин.
Активную позицию в отношении СВО заняли и многие члены Союза журналистов РБ во главе с его председателем главным редактором газеты «Башкортостан» В. Исхаковым. В июне 2024 года делегация журналистов республики посетила военнослужащих из Башкирии. В ее состав вошли корреспондент ИА «Башинформ» Э. Кускарбеков, директор Октябрьского информационного центра Р. Камалтдинов, главреды журнала «Агидель» М. Кунафин и издания «Аргументы недели в Башкортостане» С. Кудряшов, представитель газеты «Кызыл тан» Ф. Гареев, ведущий радио «Юлдаш» В. Файзуллин. В последующем в Донбассе побывала и группа журналистов во главе с замруководителя Агентства по печати и СМИ РБ М. Газизовым.
По результатам командировок башкирского журналиста А. Садрыева на телеканале БСТ вышла серия спецрепортажей, среди них — «Небо Донбасса», «Своих не бросаем!», «Дорога жизни». В качестве военкора на СВО поработал и корреспондент БСТ блогер И. Батыргареев.
Также побывали в зоне проведения СВО председатель Союза писателей РБ А. Баймухаметов, сценарист З. Буракаева, писатели М. Кунафин, М. Кагарманова. Активную позицию заняла поэтесса Л. Абдуллина и другие.
По итогам этих поездок были созданы произведения патриотической направленности, проведен цикл литературно-патриотических акций «В сердце Отчизна моя!», «Своих не бросаем». В 2024 году состоялась презентация книги «СВОими глазами» — сборника очерков, эссе и репортажей о специальной военной операции. В публикациях журналистов М. Кунафина, С. Кудряшова, Н. Кузнецовой, Е. Костицына, Э. Мусина рассказывается о подвигах бойцов и офицеров из Башкортостана, патриотических мотивах военнослужащих, заключивших контракты с минобороны, работе медиков, участниках гумконвоев, военных священниках.
Общественная активность писательского и журналистского сообщества РБ была поддержана республиканскими властями через систему государственных наград и различных грантов, что, в общем, укладывается в логику утилитарных задач этатизма. Отметим также, что аналогичные практики были использованы Советским государством еще в период Великой Отечественной войны, когда башкирские писатели регулярно выезжали на линию фронта для встречи с бойцами. В целом проведение СВО определенным образом способствовало повышению общественного статуса писателя и журналиста в Башкортостане.
В качестве добровольцев на СВО оправились директор Национальной библиотеки, историк М. Зулькарнаев, директор «Башэнциклопедии», социолог И. Султанмуратов, корреспондент телеканала БСТ Р. Ахметшин, журналист оппозиционного властям сайта «Пруфы» Р. Рахматов и другие.
В ноябре 2022 года в условиях напряженной общественной ситуации в регионе с группой единомышленников на СВО в качестве добровольца ушел первый вице-премьер правительства РБ А. Бадранов. Свое решение он объяснил тем, что «когда объявили частичную мобилизацию, идеология перестала работать на словах, нужны реальные действия и примеры».
В системе власти он курировал стратегически важные и ключевые для национального региона направления внутренней политики. В частности, осуществлял взаимодействие с интеллигенцией и представителями башкирской общественности, молодежи, на федеральном уровне — с руководством ФАДН, членами экспертного сообщества. А. Бадранов инициировал многие проекты, связанные с укреплением общероссийской идентичности, гражданского патриотизма, реализацией в регионе Стратегии государственной национальной политики РФ.
Являясь руководителем созданной по инициативе главы РБ Радия Хабирова Межведомственной комиссии по деятельности недропользователей, он решал сложные вопросы, связанные с конфликтами населения с добывающими компаниями, купированием протестных ситуаций. Также А. Бадранов курировал работу многих официальных национальных и общественных организаций республики в контексте задач СВО. Фактически многие механизмы идеологии региональной власти, особенно связанные с «башкирским фактором», были в сфере его политической деятельности.
Как и следовало ожидать, с уходом А. Бадранова на СВО, работа власти по этим направлениям постепенно ослабла или практически прекратилась, что стало в том числе одной из причин трагических событий, произошедших 15 и 17 января 2024 года в Баймаке.
22 мая 2020 года Верховный суд РБ вынес решение о признании незарегистрированной общественной организации «Башкорт» экстремистской и запрете ее деятельности. Это было первым сигналом для членов башкирской националистической организации, которые на регулярной основе участвовали в протестных сходах титульного населения региона по различным конфликтным ситуациям. Однако они не сделали из этой истории соответствующих выводов и продолжили свою политическую деятельность.
С началом СВО активность БОО «Башкорт» (признана экстремистской организацией) стала уже рассматриваться с точки зрения государства как прямая угроза конституционному строю, а действия любых внесистемных акторов трактоваться как потенциальная основа для общественно-политической дестабилизации в стране, с которой необходимо жестко бороться. Логика государства, ведущего военную кампанию, в данном случае вполне понятна и объяснима.
Однако лидеры БОО «Башкорт» (признана экстремистской организацией), видимо, не до конца осознали всю серьезность вышеуказанных факторов. Так, во время частичной мобилизации 24 сентября 2022 года экс-председатель организации Фаиль Алсынов (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) обратился к титульному населению республики со следующим призывом на башкирском языке: «Самых умных и сильных башкирских ребят бросают в огонь. Это для башкир самый настоящий геноцид. Война против Украины не наша война». Он также обратился к родителям, призывая их «не посылать своих детей на бессмысленную войну». В этой связи Кировским районным судом Уфы Ф. Алсынов (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) был признан виновным в совершении административного правонарушения; в качестве наказания ему был назначен штраф в размере десяти тысяч рублей.
Второй раз Алсынов (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) был привлечен уже к уголовной ответственности за свои высказывания 23 апреля 2023 года на сходе в селе Ишмурзино Баймакского района. В частности, он заявил на башкирском языке: «Скоро нас не останется. Наши земли, народ уничтожали веками», «Это наша земля, мы отсюда не уедем. Армяне уедут в свою страну, русские уедут в Рязань, татары уедут в Татарстан, черный народ уедет к себе, мы не можем уехать, наш дом здесь».
После чего глава РБ Радий Хабиров направил обращение к прокурору республики с просьбой дать правовую оценку высказываниям Ф. Алсынова (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга). В конечном итоге на него было заведено уголовное дело по статье за разжигание межнациональной розни.
Таким образом, правоохранительная система несколько раз давала понять лидерам запрещенной, но по факту функционирующей организации, что их деятельность носит общественно опасный характер. Проблема, однако, была в том, что сами участники схода в Ишмурзино, включая часть жителей Башкирского Зауралья, в силу ряда причин воспринимали Ф. Алсынова (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) как реального «защитника народных интересов».
17 января 2024 года Баймакский районный суд признал Ф. Алсынова (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) виновным по статье ч. 1 ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Он был приговорен к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима.
На оглашение приговора прибыло порядка четырех тысяч человек, которые встретили решение суда с возмущением. Собравшихся попросили разойтись, но они начали теснить заслон из сотрудников полиции со щитами и бросать в них комьями снега, не понимая всю тяжесть возможных последствий. Сработал эффект толпы. В ответ на это правоохранители применили дубинки и слезоточивый газ.
В итоге после событий в Баймаке Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Начались задержания участников протеста. По данным различных СМИ, количество фигурантов «баймакского дела» составило более 80 человек.
События в Баймаке вызвали большой резонанс в башкирском обществе, в качестве мощного инфоповода были использованы украинской пропагандой против политики руководства РФ. Можно выделить основные причины, которые привели к такому развитию ситуации.
Огромную негативную роль в баймакских событиях сыграла деятельность внесистемных акторов за рубежом. Так, сразу же после признания БОО «Башкорт» экстремистской организацией один из ее лидеров Р. Габбасов (внесен в перечень физических лиц-иноагентов, внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) эмигрировал осенью 2021 года в Литву. После чего его идеологическая риторика стала носить открыто антироссийский характер. С началом СВО деятельность Р. Габбасова (внесен в перечень физических лиц-иноагентов, внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) обрела уже черты целенаправленной работы на неонацистский режим Украины и западные спецслужбы.
В частности, в короткие сроки он создал ряд полуфейковых организаций — Комитет Башкирского национального движения за рубежом, Башнацполит, после чего от имени башкирского народа стал участвовать в различных зарубежных форумах, обвиняя руководство России в геноциде нерусских этносов, ратуя за скорейшее поражение РФ в войне с Украиной и т. д. Не стесняясь в выражениях, участников СВО из числа башкир Габбасов (внесен в перечень физических лиц-иноагентов, внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) называет «ватниками», «жертвами путинской пропаганды», цинично радуется гибели бойцов башкирских батальонов. Ради победы Украины требует выделить «ей дальнобойные ракеты, чтобы наносить удары по территории России».
Аналогичную риторику сегодня за рубежом озвучивают сторонница ЛГБТ-сообщества (признано экстремистской и запрещено на территории РФ) А. Лион, член секты «Нурджулар» (запрещенная на территории России религиозная организация) Р. Сулейман (Канада), неформальный салафитский лидер И. Хайбуллин и другие. Фактически в качестве украинского военкора ведет свою пропаганду и бывший председатель Общественной палаты РБ Р. Мурзагулов (включен в реестр иноагентов по решению Минюста РФ).
Другими словами, именно активная антироссийская деятельность экс-лидера БОО «Башкорт» (признана экстремистской организацией) Р. Габбасова (внесен в перечень физических лиц-иноагентов, внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) и идеологически близких к данной организации сил способствовала усилению внимания со стороны правоохранительных органов к оставшимся в регионе членам организации и, в первую очередь, к Ф. Алслынову (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга). С точки зрения государства, если до начала СВО деструктивная деятельность БОО «Башкорт» (признана экстремистской организацией) не была столь явной угрозой, то после пропаганды зарубежных акторов она приобрела для него очевидный и безусловный характер. Поэтому все, кто принимал участие в баймакских событиях, автоматически квалифицировались системой как сторонники проукраинских сил, управляемые из-за рубежа, что во многом не соответствовало действительности.
Показательно, что во время событий в Баймаке многие пользователи из башкирского сегмента соцсетей, несмотря на жесткий прессинг со стороны правоохранительных органов, открыто называли Р. Габбасова (внесен в перечень физических лиц-иноагентов, внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) провокатором. Его активные нападки на башкирских писателей, редакторов журналов также дали прямо противоположный результат — в ответ на это, имеющие значительную аудиторию среди коренного населения, они только усилили поддержку СВО и политику властей в данной сфере.
Важным фактором мобилизации населения в Баймаке стали социокультурные характеристики башкирского общества, более 55% представителей которого сегодня являются сельскими жителями, проживающими в депрессивных в социально-экономическом плане районах Башкирского Зауралья. Данная социальная группа руководствуется в повседневной жизни в значительной степени ценностями, а не рациональными установками, характерными для городского населения.
Немаловажно также, что территория республики, ее природа отражены в культуре, истории и фольклоре башкирского народа, имеют для него сакральное значение. Соответственно, носители башкирского аграрного традиционализма легко попали под влияние националистических и религиозных акторов, которые действительно были в числе организаторов протестной акции.
Кроме того, Ф. Алсынов (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) является уроженцем этих мест, и в глазах местного населения он был человеком, которого собираются осудить за участие в сходе села Ишмурзино, где он выступил за их права, в защиту родной земли. По этой причине представители локального мира массово вышли против вынесения ему обвинительного приговора, проявив коллективную солидарность. Сыграла свою роль и накопившаяся негативная энергия, порожденная проведением СВО, чередой похорон, недовольством общей социально-экономической ситуацией в Зауралье.
Накануне событий в Баймаке эксперты предупреждали, что вышеуказанные факторы могут стать мощным триггером массовой мобилизации протестно настроенных граждан, но, к сожалению, эти прогнозы не были восприняты системой должным образом.
Объективные социальные процессы, связанные с идущей урбанизацией башкирского общества, способствовали ослаблению и размыванию прослойки интеллигенции в сельских районах республики. Однако освободившуюся нишу постепенно заняли новые общественники, которых можно отнести к «народным популистам». В основном это люди, ведущие полумаргинальный образ жизни, не имеющие четкого социального статуса и профессии, но при этом выступающие от имени населения, а точнее, публично озвучивающие в соцсетях и на сходах граждан настроения и мысли массового сознания.
Показательно, что накануне баймакских событий многие из них, агитируя граждан на протестные действия, сами, тем не менее, под различными предлогами не явились к зданию суда 17 января. Сегодня они также ведут активную публичную пропаганду, спекулируя на чувствах широких слоев башкирского населения, в то время как привлеченные к уголовному делу, а это преимущественно простые сельские жители, находятся в СИЗО в ожидании решения суда.
Серьезным фактором мобилизации протестующих стала и память о резонансных событиях 2020 года в защиту шихана Куштау. Однако в отличие от более широкого социального состава участников движения, которое приобрело в итоге республиканский масштаб, тема защиты Ф. Алсынова (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) имела сугубо «башкирский формат». Как показали проведенные исследования, эти события обсуждались в негативном для властей ключе в основном в районах Башкирского Зауралья. В большинстве северо-западных и западных муниципалитетов распространение новости о процессе над Ф. Алсыновым (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) шло в рамках повестки выступлений главы РБ Р. Хабирова и перебоях в работе мессенджера «WhatsApp» (признан экстремистским и запрещен на территории РФ).
Более того, в отличие от кейса Куштау, система квалифицировала сбор протестующих возле административного здания баймакского суда уже как прямую атаку на государственные институты, что в условиях проведения Россией СВО приобрело совершенно другие акценты. Немаловажно также, что силовики действовали в контексте профилактических мер в отношении внесистемных акторов накануне выборов президента РФ, которые должны были пройти в марте 2024 года и руководствовались прямыми установками федерального центра.
Если в истории с защитой Куштау протестующие одержали победу, то в случае с Баймаком это обернулось для участников событий поражением, повлекшим к тому же уголовные последствия. Соответственно, резонанс для башкирского общества был более тяжелым, чем в ситуации с шиханами.
Во многом провальной оказалась и информационная политика властей. Региональная политсистема не сумела организовать правильное освещение событий в Баймаке, провести необходимую разъяснительную работу для ограждения населения от влияния внешних и внутренних манипуляторов. Местные эксперты накануне баймакских событий предупреждали граждан, что в условиях СВО система будет жестко реагировать на любые попытки оказать на нее протестное давление. Но, к сожалению, эти голоса потонули в широком хоре набравших силу на фоне сложного времени «популистов из народа».
Кроме того, со стороны республиканской администрации не была налажена координирующая работа с официальными организациями и лидерами общественного мнения. Провластные акторы не получили необходимых сигналов для формирования контрповестки.
В этих условиях инициативу в медиапространстве полностью перехватили негосударственные СМИ. К примеру, оппозиционный ресурс «Пруфы» стал активно внедрять в массовое сознание ангажированный мем об Алсынове (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) как о добропорядочном семьянине, отце четверых детей, защитнике башкирского языка, природы, которого незаконно преследуют республиканские власти. В результате весь негатив коренного населения был канализирован на главу региона.
Таким образом, события в Баймаке в значительной мере стали следствием целой череды трагических совпадений и причин различного характера. В результате более 80 участников протеста, многие из которых являются представителями «башкирского глубинного народа», многодетными отцами, оказались фигурантами уголовных дел по тяжелым статьям.
Причем в этой ситуации оказались проигравшими все стороны конфликта — и титульное население, и региональные власти, и федеральный центр. Поскольку существует потенциальная опасность постепенного перехода основной массы представителей башкирского народа на позиции уже не мнимого, а реального этносепаратизма, чего категорически нельзя допускать, особенно в условиях военной кампании. Остается только надеяться, что в итоге судебная система объективно разберется со всеми обстоятельствами «баймакского дела», учитывая значительный вклад республики в СВО.
После произошедшего в Баймаке региональные власти сделали определенные выводы, а также реализовали ряд управленческих инициатив. Главой РБ Радием Хабировым было принято во многом экстраординарное решение по возвращению из зоны СВО А. Бадранова в республику. В апреле 2024 года он занял пост первого заместителя руководителя администрации главы РБ по внутренней политике. В его функционал вошли задачи по идеологическому сопровождению национальной и информационной политики региона, выстраиванию коммуникаций с башкирским обществом, реализации актуальных проектов этнокультурного и языкового развития. Он также вновь возглавил работу межведомственной комиссии по деятельности недропользователей.
Между тем, история с А. Бадрановым выявила серьезную проблему для республиканской политсистемы. Структурное усложнение регионального сообщества, увеличение внутриполитических вызовов, особенно связанных с «башкирским фактором», СВО, уже сегодня требуют подготовки управленцев, обладающих необходимым кругозором и компетенциями в различных областях национальной политики, способных системно мыслить и принимать комплексные меры по купированию возникающих и потенциальных проблем.
Специальная военная операция серьезным образом отразилась на состоянии современного башкирского общества. Несмотря на возникновение дополнительных линий раскола внутри социума по этому вопросу, большинство титульного населения РБ в целом адаптировалось к новым условиям и приняло новую политическую реальность. Между основными социальными группами и государством возник своего рода негласный общественный договор — лояльность к СВО в обмен на сохранение существующего положения, отсутствие угрозы второй волны мобилизации, реализацию политики патернализма. Устойчивость данного консенсуса пока не смогли поколебать даже такие тяжелые по своим политическим и уголовным последствиям события в Баймаке. И этот ресурс доверия со стороны башкирского населения, безусловно, властям необходимо ценить и прилагать усилия для его сохранения. Тем более что само общество находится в сложном социокультурном состоянии в условиях урбанизационного перехода, является объектом регулярного и массированного воздействия различных акторов, не заинтересованных в его стабильном и бесконфликтном развитии.
Вместе с тем, несмотря на негативные тенденции и бурные события, которые происходят сегодня на поверхности политической жизни, в глубине башкирского общества постепенно набирают обороты трансформационные процессы, направленные на формирование новой постаграрной идентичности. Но они протекают сложно, порождая болезненные конфликты и расколы.
Другим отражением слабости городской культуры можно считать политизированность определенной части башкирской интеллигенции, когда под давлением различных идеологий, мифов его представители, достигнув высокого социального статуса, неожиданно ломают свою карьеру, уходят в общественную сферу, часто впоследствии оказываются в заключении или в эмиграции (политик А. Дильмухаметов (признан виновным по нескольким статьям об экстремизме и терроризме), бывший успешный бизнесмен Р. Саитова (внесена в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга), политтехнолог, журналист Р. Мурзагулов (включен в реестр иноагентов по решению Минюста РФ), экс-ведущий БСТ Т. Вахитов, певец А. Валитов, бывший профессор БГАУ Г. Япаров и др.).
Новая постаграрная башкирская идентичность также имеет свои социокультурные особенности. Подобно идентичности поколения башкир «периода суверенитета», она формируется не за счет горизонтальных связей, характерных для западного гражданского общества, а вокруг вертикали власти и государственных институтов. Это делает ее в значительной степени зависимой от системы власти, с другой стороны — дает мощные ресурсы для реализации культурно-языковых и гуманитарных проектов. В любом случае, рационально мыслящая часть национальной элиты пока не видит реальной альтернативы сложившейся модели.
В этих условиях башкирской интеллигенции необходимо более активно работать над созданием новых интеграционных механизмов, способных собрать различные субкультуры трансформирующегося общества. Усилить просветительскую деятельность по снижению уровня конфликтности внутри социума, в том числе для того, чтобы оградить аграрную часть населения от влияния акторов, способных вновь толкнуть сельских башкир под репрессивный механизм государственной системы.
Опубликовано в журнале «Ватандаш», № 7, 2024.