Все новости
Общество
12 Декабря , 13:15

С чего начинается стабильность

Владимир Савичев: В нашей Конституции есть баланс между отточенностью формулировок и возможностью манёвра

коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото:коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Сегодня, 12 декабря, в России отмечается День Конституции. Основному закону нашей страны, регулирующему основы общественного и государственного строя, исполнился 31 год.

Зачем нужна Конституция, как часто она должна меняться и в чем разница между идеологией и ценностями общества, рассказал журналисту «РБ» директор Института стратегических исследований АН РБ, кандидат политических наук Владимир Савичев.

Избежать хаоса

— Зачем нужна Конституция? В чем ее смысл?

— Конституция — это фундаментальная правовая основа государства. Она позволяет четко понимать, каковы наши основные цели, задачи, ценности; кто мы вообще и куда идем; какие взаимоотношения в нашей стране между властью и обществом и как выстроена вся система управления. Конституция формирует всю законодательную базу, и ни один закон, ни один указ президента страны не может противоречить ей.

В правовом плане стабильность нашей жизни начинается с Конституции. Наша страна очень большая и разнообразная, населяющие ее народы различаются культурой, традициями, жизненными укладами. И чтобы это разнообразие не привело к расколу общества, чтобы общест­во не разлетелось в разные стороны, нужна объединяющая и консолидирующая платформа. Конституция и есть такая платформа. В рамках этой платформы мы можем быть разными, но она позволяет нам держаться вместе и координировать наши усилия в определенном направлении. Конституция — это ориентир абсолютно для всех жителей России, благодаря ей мы понимаем, какие принципы нас объединяют.

— Мир вокруг стремительно меняется. Должна ли Конституция подстраиваться под эти изменения?

— Мы должны уметь использовать эти изменения, чтобы выстраивать оптимальную модель жизни, оптимальную позицию в мире. Чтобы изменения не были хаотичными, нужны определенные правовые рамки. И когда эти правовые рамки начинают мешать развиваться, общество приходит к пониманию, что необходимо их видоизменить. Но для этого необходимо консолидированное общественное согласие. Последние изменения нашей Конституции осуществлялись через референдум, и это правильно, они должны иметь правовую основу.

— А как принимались Конституции в СССР?

— В Советском Союзе при принятии новых Конституций референдумы не проводились, за них голосовали на Верховном Совете. Но, надо заметить, в СССР Конституция не была юридическим документом прямого действия. Она просто описывала некие правовые основы. То есть Конституция СССР предназначалась не для всех людей, а только для законодателей. Этот диссонанс был устранен при принятии Конституции РФ в 1993 году. Наша российская Конституция — это документ прямого действия. Это означает, что любой человек может прийти и отстаивать свои права в суде только с опорой на Конституцию.

Перемены должны созреть

— В 2020 году, когда готовилось внесение поправок в Конституцию РФ, в обществе было много дискуссий на эту тему. И недовольство порой вызывала не суть поправок, а сам факт изменения Основного закона страны. Чем это вызвано?

— Общество у нас очень разное. Одни рвутся как можно быстрее двигаться вперед, другие уверены, что надо жить так, как привыкли, и выступают против любых перемен. Такой разброс мнений — это наши реалии, норма сегодняшней жизни.

Современное общество другим быть и не может. Дело в том, что мы с вами сегодня живем в открытой информационной среде, где много очень разных идей, и они постоянно влияют на нас, вызывают споры. И поэтому в отношении любой идеи, любого тезиса всегда будут противоположные мнения.

Но очень важно найти процедуру, позволяющую согласовать спорные позиции разных членов общества. Помогает это сделать опять-таки Конституция: в ней четко прописано, на каких принципах принимаются те решения, которые являются обязательными для всех. И изложено все очень понятно и доступно, понять Конституцию РФ может любой человек, окончивший среднюю школу.

Кстати, принятые референдумом в 2020 году поправки не затрагивали основ Конституции РФ. Внесенные изменения были эволюционными, они учитывали изменившиеся реалии жизни. Они были направлены на усиление суверенитета страны и на то, чтобы наша политическая система могла не оглядываться на правила, которые нам пытаются навязать международные игроки, а опиралась на внутреннюю законность и свои интересы.

В результате этих поправок Госдума и Совет Федерации РФ получили больше полномочий, а ответственность правительства усилилась. Теперь оно отвечает перед несколькими политическими институтами, что делает его работу более качественной. Результат налицо: после 2020 года социологические рейтинги показывают, что оценка работы правительства жителями России улучшилась.

Есть и другой момент. В 2018 году на выборах президента РФ за кандидатуру Владимира Путина проголосовали 56 миллионов человек. Это очень много, больше половины избирателей. Но в 2024 году за него же проголосовали уже 72 миллиона россиян! Выросла поддержка и доверие власти, а это значит, что изменения в Конституции были своевременными, правильными и нужными. Это наглядное и убедительное доказательство того, что мы идем верным путем. Люди видят единую цель и консолидируются вокруг нее, а также вокруг того лидера, под чьим началом мы идем к этой цели.

— На днях в Уфе проходил X Общероссийский юридический форум. Одной из главных тем обсуждения стал закон о местном самоуправлении, основанный на поправках 2020 года к Конституции РФ. Законопроект готовится к принятию во втором чтении, по нему до сих пор идут дискуссии, вносятся изменения. Почему поправки к Конституции в части местного самоуправления оказалось не так-то просто внедрить в жизнь?

— Это связано как раз с тем, что у нас очень разнообразное общество, разные традиции и жизненные уклады в регионах. Во многих регионах депутат сельсовета — это лишнее звено, дополнительная инстанция. И это лишнее звено можно безболезненно убрать, причем эти депутаты составляют абсолютное большинство депутатского корпуса. Люди на местном уровне чаще обращаются со своими проблемами к главам сельской администрации, да и в райсоветах есть представители практически каждого сельсовета.

А вот, допустим, на Северном Кавказе такое упрощение не пройдет. Там более сложная система взаимоотношений, в каждом селе — свои роды и семьи. И если поставить одного главу над всеми — начнутся перекосы. Им необходима модель сельсоветов, чтобы согласовать разные позиции, она поможет избежать конфликтов и злоупотреблений. Или взять Сибирь, где огромные расстояния между населенными пунктами, там до главы сельской администрации нелегко добраться. Везде свои условия.

Поэтому у главы нашей республики Радия Хабирова абсолютно правильная позиция — позволить каждому субъекту РФ решать этот вопрос самостоятельно, наша Конституция позволяет реализовать и такой вариант. В ней есть баланс между отточенностью формулировок и возможностью маневра в рамках управленческих решений.

— Со дня принятия поправок в Конституцию РФ прошло почти пять лет. Не назрела ли за это время необходимость новых изменений?

— Не стоит спешить. От принятия Конституции в 1993 году до внесения поправок прошло 27 лет. Это был вполне серьезный срок, позволяющий увидеть, что и как работает. В 2020 году изменения приняли — и теперь тоже понадобится пара десятилетий, чтобы увидеть их результаты.

Конституция — это основа, фундамент. Представьте, что вы у своего дома будете часто менять фундамент, — в нем просто невозможно будет жить, такой дом постоянно надо будет перестраивать заново.

Действительно, изменения идут в нашей экономической, политической, социальной жизни. Когда эти изменения приведут к каким-то итогам — вот тогда и созреют условия для того, чтобы зафиксировать эти итоги в основном документе страны.

То есть в Конституции отражается уже результат изменений.

В 90-е годы, когда принималась Конституция РФ, в обществе были совсем другие настроения: «Наша страна зашла в тупик, у нас все неправильно, поэтому давайте брать пример с Запада — у них ведь все хорошо». А после Крымской весны 2014 года стало очевидно совсем другое: наши люди хотят жить в едином государстве, в рамках привычного для них культурного пространства; хотят гордиться своей страной, своей историей. И если мы хотим жить по своему разумению, то должны уметь отстаивать свои интересы. И это было тем фактором, который очень многое поменял в отношениях политической власти и общества. И это в итоге привело к поправкам в Конституцию РФ.

Идеология или ценности?

— В статье 13 Конституции РФ сказано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Актуальна ли эта норма сейчас, когда идет специальная военная операция и подавляющее большинство жителей страны придерживается общих идеалов и ценностей?

— Нужно понимать разницу: есть ценности, традиции, и есть идеология. Идеология — это искусственный, придуманный, навязанный сверху формат лозунгов, задач, которым ты должен четко следовать, не отклоняясь ни на шаг в сторону. А традиции и ценности не ограничивают индивидуальность человека.

К примеру, есть мужская и женская одежда — это традиция. И каждый человек одевается в соответствии с этой традицией, но также и в соответствии со своими вкусами и возможностями. Идеология же подразумевала бы жесткий канон, некую униформу для мужчин и для женщин.

Сегодня у нас есть понимание, какие ценности являются основополагающими для нашего дальнейшего развития, — и вместе с тем есть возможность в рамках этих целей и ценностей находить индивидуальные способы их реализации, возможность самовыражения. Мы не зависим от какого-то идеолога, который стоит наверху и учит, как нам жить, как Родину любить. Каждый из нас по-своему понимает семейные ценности, воспитывает детей так, как считает нужным. Здесь нет принуждения, а есть свободный выбор.

Кроме того, в обществе сегодня нет ни одной идеи, которую одинаково понимали и разделяли бы хотя бы больше половины сограждан. Взять такое понятие, как патриотизм. Современные опросы показывают, что он является ценностью примерно для 80 процентов сограждан. Но выясняется, что для одного патриотизм — это любовь к своей семье, для другого — к родной деревне или городу, для третьего — к своему народу, для четвертого — ко всей стране. Люди в разных концах нашей необъятной страны, на юге и на севере, в деревне и в городе по-разному живут, по-разному себя идентифицируют, у них разные взаимоотношения. И наше единство, и свое место в нем, и все наши ценности мы понимаем по-разному.

— То есть если даже Конституцией РФ будет установлена норма единой для всей страны идеологии, в нашем столь разнообразном обществе это просто не сработает?

— Не сработает. Президент России Владимир Путин не случайно сказал, что идеология — она не формируется в кабинетах. То, что нас объединяет, формируется только через практику жизни. А понять, какие механизмы сегодня движут разными социальными группами, как на это можно повлиять, как оградить общество от деструктивного влияния — это уже задача науки.

Очень показателен пример Украины, где вместо жизнеспособных ценностей внедрили в сознание людей деструктивную идеологию. Мы видим, к чему это привело. Поэтому мы сегодня понимаем, что нам нужны общие ценности, жизнеспособные традиции, консолидирующие цели развития. Один из таких консолидирующих документов — 309-й указ президента России «О национальных целях развития». Там очень грамотно, четко, научно выверенно расписано, в каком направлении мы должны двигаться.

Сейчас у нас сложился здоровый баланс между обществом, конституционными основами и властью. И это то, что позволяет нам надеяться — мы сможем справиться со всеми трудностями. Причем справиться не любой ценой, а с оптимальными усилиями и затратами. Нужно выходить на те решения и основополагающие правила развития, которые будут в наших интересах и позволят нашей стране перейти на качественно новый этап.

предоставлено Институтом стратегических исследований АН РБ Владимир Савичев.
Владимир Савичев.Фото:предоставлено Институтом стратегических исследований АН РБ
Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: