В селе Верхние Татышлы мы побывали, когда еще царила золотая осень. Неожиданно это была не менее интересная поездка, чем, скажем, в Бурзянский или любой другой район республики, зарекомендовавший себя как туристический. Татышлинский вполне способен конкурировать в плане внутреннего туризма с другими районами, сделав ставку если не на живописные горы и разливные озера, то на культурную составляющую точно. И такие планы здесь вынашиваются.
Райцентр Верхние Татышлы — это современное село с супермаркетами, закусочными, разного рода мелким бизнесом, аккуратными рядами домов. И уже почти ничто не напоминает о его большой истории — село существует с XVIII века. За последние годы здесь многое было сделано в плане благоустройства. И теперь райцентр имеет общественные пространства и прогулочные зоны не хуже, чем в поселках и городках покрупнее.
Например, местный пруд на реке Бармыш жители гордо именуют «вторым Кашкаданом». Еще несколько лет назад это было ничем не примечательное озерцо с заросшими камышом берегами. Но в 2021 и 2022 годах природный объект стал частью программы «Формирование комфортной городской среды». Теперь его берега окаймляет пирс, а из центра водного зеркала в летнее время бьет высокий фонтан. Видом на озеро можно любоваться со смотровых площадок, в беседках вести неспешные разговоры, а когда вечером зажигаются фонари, атмосфера становится еще более уютной.
Глава Верхнетатышлинского сельсовета Владимир Марданов рассказал, что пирс украсят дополнительной подсветкой — и тогда от уфимского собрата пруд и вовсе будет не отличить.
В сопровождении главы сельсовета мы продолжаем прогулку по Верхним Татышлам и доходим до Тропы здоровья. Некогда это была сеть дорожек, протоптанных местными жителями по задним дворам, чтобы сократить путь. В прошлом году этот уголок кардинально преобразился — настелили широкие асфальтовые дорожки, лес проредили и очистили, установили фонари.
— Проводим здесь субботники в рамках акции «Зеленая Башкирия», вот скворечники повсюду — это жители вместе с детьми постарались, а еще у нас есть сообщество любителей скандинавской ходьбы. Сюда они выходят на прогулки, — рассказал Владимир Марданов.
Надо отметить, что спорт в районе в почете. Тропа здоровья вывела нас к небольшому крытому стадиону, который зимой превращается в ледовую арену, и универсальной площадке для игр в волейбол, футбол, баскетбол и занятий легкой атлетикой. Она была установлена в этом году. В итоге получился хороший спортивный комплекс.
Верхние Татышлы развиваются, расширяются, прирастают новыми микрорайонами. Из-за чего здесь остро стояла проблема с централизованным водоснабжением, но, к счастью, местным властям удалось с ней справиться.
— Раньше воду закачивали в башню на самой возвышенной части села, и оттуда она самотеком распределялась по райцентру. А поскольку рельеф здесь неоднородный, те, кто живет в низменности, всегда были с водой, а до тех, чьи дома располагаются на возвышенности, она не доходила. В 2022 году по заказу администрации района сделали проект нового водозабора и в декабре 2023-го его уже запустили. Были построены сети, три скважины, резервуары, насосные станции с двумя ступенями подъема. Этим летом жалоб от населения не поступало. Водозабор построен с перспективой на заселение новых микрорайонов, а значит, повышенное потребление воды, — пояснил глава сельсовета.
Нельзя не упомянуть и о том, что в Татышлинском и соседнем Янаульском районах сформировались наиболее многочисленные поселения удмуртов. В Бураевском, Калтасинском, Балтачевском, Кушнаренковском и других, в основном северных и северо-западных районах республики, удмурты тоже проживают, но в меньшинстве.
Причиной их переселения в наши края более двух столетий назад стал побег от христианизации. Осевших на территории Башкирии удмуртов именуют закамскими.
На территории Татышлинского района проживают более 4 тысяч представителей этой народности. Для сохранения их традиций в селе Новые Татышлы в 1996 году был образован Национально-культурный центр удмуртов, а в 2004-м — открыт Удмуртский историко-культурный центр. Эти общественные организации размещаются в здании сельского клуба. Прошлой зимой здесь в гостях побывал глава республики. Местные жители обратились к Радию Хабирову с просьбой отремонтировать здание 1989 года постройки, которое уже не отвечало современным требованиям. Просьба была услышана, и уже в мае стартовал капитальный ремонт. Поэтому осмотреть центр мы не смогли — вовсю шли строительные работы.
— Когда капитальный ремонт закончится, в здание вернутся Национально-культурный центр удмуртов и Удмуртский историко-культурный центр. Заново в этих стенах обустроим музей с удмуртским домиком, как в ижевском Лудорвае, будет гончарная мастерская, библиотека, сельский многофункциональный клуб, сувенирные лавки, а также студия звукозаписи — планируем записать на цифровые носители песни, сказки, пословицы и другой национальный фольклор, — рассказал начальник управления культуры администрации района Руслан Ахметов.
Капитальный ремонт продлится до третьего квартала следующего года, а когда он завершится, здесь пройдет большое событие — Х межрегиональный фольклорный фестиваль «Драгоценные россыпи», посвященный удмуртской культуре. Программа планируется насыщенная: будут концерты, конкурсы, ярмарка, национальные угощения и многое другое. В общем, мероприятие обещает стать заметным в событийном календаре республики.
— Новое наполнение центра позволит нам не только сохранять культуру, язык и традиции удмуртского народа, но и развивать у себя этнотуризм. На территории района есть интересные музеи, объекты культурного наследия, а также мусульманские святыни. Например, мемориальный комплекс Исан-хана, политического деятеля, лидера ирактинских башкир. Есть музей башкирского просветителя и поэта Гали Сокороя в Старочукурово, народной артистки Татарстана Хании Фархи в Верхних Татышлах. На наших мусульманских кладбищах сохранились старинные захоронения с надгробными плитами. Пока мы ведем переговоры по разработке туристического маршрута с местным санаторием для его отдыхающих, — поделился планами Руслан Ахметов.
Татышлинская земля подарила Башкирии много славных сынов и дочерей. Их имена золотыми буквами вписаны в летопись республики. Среди них поэт Ангам Атнабаев.
Оказавшись в Татышлинском районе, мы не могли не побывать в селе Старый Курдым, где в местной школе, носящей его имя, находится посвященный ему музей.
Экскурсию для нас провели брат поэта Магдан Касимович Атнабаев и смотрительница музея Эльмира Абулкарамова.
— Семья наша была многодетной. Отец погиб на фронте в 1942 году, дед взял над нами опеку, но и сам умер через год. Мама осталась одна с маленькими детьми. Талант Ангама прокормил нас в самое трудное время, не дал пропасть нашей семье. Все мы встали на ноги, у каждого сложилась своя жизнь, — рассказал Магдан Касимович.
В музее хранится личный архив народного поэта: переписка с родными и друзьями, коллегами по творческому цеху, рукописи, черновики, личные документы, прижизненные издания, семейные фотографии, отцовские треугольники с фронта.
Магдан Касимович продемонстрировал нам шежере рода Атнабаевых, в котором семейное древо переплетается с фамилией Кииковых. Ее представителями являются Гали Сокорой и Гарифулла Кииков — просветители, поэты, религиозные деятели, которыми гордится Татышлинский район. А вот карта республики, вся испещренная пометками, сделанными красным стержнем. Это Атнабаев собственной рукой отмечал села и города, которые посетил.
— Обладал поэт еще одним талантом — был замечательным художником. Чтобы прокормить маму, младших братьев и сестер, по заказу, за деньги или зерно, рисовал портреты Сталина и Ленина, которыми в то время было положено украшать стены кабинетов. В музее представлена единственная сохранившаяся его картина. Это портрет девочки по имени Лилия. Он написал его, когда работал учителем татарского языка и литературы и жил на квартире в деревне неподалеку. У хозяев подрастала девчушка Лилия, ее-то он и запечатлел. Этот портрет хранился у нее всю жизнь. И только после смерти Лилии ее супруг принес его в музей, — поведала историю уникального экспоната Эльмира Абулкарамова.
Этот музей открыт в 2001 году, а в 2003-м в Башкирии была учреждена премия имени Ангама Атнабаева за достижения в области литературы и искусства. Она вручается ежегодно в день рождения поэта — 23 февраля. Ее лауреатам в музее посвящен отдельный почетный стенд.
— Ангам и сам не помнил, когда начал писать стихи. Но когда он был школьником, то у него уже были собственные сочинения. Каким он был человеком? Невероятно энергичным. Весельчак, душа любой компании, любил людей, и они тянулись к нему, никогда не унывал и очень любил жизнь, — описал своего брата Магдан Касимович.
В 2028 году республика будет праздновать столетний юбилей Ангама Атнабаева. К этой дате музею обещают предоставить новое место «жительства» — в бывшем детском саду, где будет возможность развернуться шире. Там же планируется сделать отдельную экспозицию, посвященную жизни и творчеству сестры поэта Зинире Атнабаевой, народной артистке России, которая почти полвека прослужила в Башкирском драматическом театре. Будем надеяться, что слово сдержат и на карте района появится дом-музей Атнабаевых. А пока школа закрывается на ремонт, который продлится полгода, музей временно прекращает прием посетителей.
Отдельно хочется сказать и о самом Магдане Касимовиче, он один из старейших жителей Татышлинского района — ему 92 года. Несмотря на почтенный возраст, остается очень деятельным и неравнодушным человеком. Знающие его люди говорят, что он глубоко творческий человек: выступал на сцене сельского Дома культуры, пишет стихи, ведет активную краеведческую работу.
В прошлом году он пережил гибель старшего сына Зуфара, ушедшего добровольцем на специальную военную операцию. «В августе вернусь», — обещал он взволнованному отцу. Но в апреле 2023 года пришла похоронка. Подполковник, ветеран афганской войны награжден орденом Мужества посмертно. В его родной школе установлена мемориальная доска и парта Героя, посвященные памяти Зуфара Атнабаева.
Есть в Старом Курдыме примечательное место — источник с семью ключами. С ним связаны судьбы двух почитаемых в Татышлинском районе, да и за его пределами, людей.
По преданию, родник нашел просветитель и поэт Гали Сокорой, о котором мы уже не единожды упоминали. Он стал ухаживать за ним, и молва об удивительном семиглазом источнике разнеслась по всей округе.
У просветителя было семь сыновей. Младший, Гарифулла, отслужив в императорской армии, отучился на имама. Отец добился, чтобы его назначили хазратом в село Курдым. Здесь сын взял на себя заботу о роднике, продолжив дело родителя. Источник огородили, обустроили, сюда стали приходить люди, чтобы испить целебной воды. До нашего времени дошло изречение хазрата о том, что, выпив воду из первого ключа, станешь сильным и смелым, из второго — красивым, из третьего — умным, из четвертого — здоровым, пятый принесет счастье, шестой — благополучие, а седьмой ключ — любовь. И мы последовали завету хазрата, наполнив бутыли водой из всех семи родников, ведь так хочется всего и сразу.
Гарифулла Сокорой придерживался прогрессивных для своего времени взглядов. При нем в Старом Курдыме построили большую мечеть, по его инициативе возвели медресе и приют для детей. Здесь был целый комплекс зданий с общежитием и столовой. К сожалению, ничего не сохранилось. Взамен утраченной примерно на том же месте построена другая мечеть. Рядом с ней в 2022 году установлен памятник Гарифулле Киикову. Это Магдан Касимович хлопотал о том, чтобы увековечить память о хазрате, справедливо считая, что потомки должны помнить и чтить имена своих славных предков.
Судьба хазрата сложилась трагически. В 1918 году в его дом постучались три красноармейца. Гарифуллу Сокороя отвели в сарай, где за службу в императорской армии казнили на глазах жены и детей. Он был похоронен на местном кладбище. Его могилу можно узнать по высоченному старому тополю и надгробному камню с письменами на фарсо-арабском языке.
Два года назад старокурдымовцы заняли второе место в конкурсе «Трезвое село». На выигранные 4 миллиона рублей они благоустроили территорию возле родника «Хазрат чишма». Очень уютно стало здесь, тишина и умиротворение царят в этом уголке, напоминающем о мудрости и наследии отца и сына Кииковых.
Могила Исан-хана
Находится в поле между селами Старочукурово и Новочукурово. Исан-хан был одним из первых башкирских биев, обратившихся к русскому царю Ивану IV с просьбой о принятии в подданство. Сам он являлся основоположником табынского ханства XIII — XVI вв., сподвижником Чингиз-хана.
Музей Гали Сокороя
Находится в деревне Старочукурово. Открыт в 2001 году в честь 175-летнего юбилея поэта-просветителя XIX века. Внутреннее убранство музея напоминает стиль XIX века. Здесь представлены домашняя утварь, книги, документы, которыми пользовался поэт. Гордостью музея является шежере ирактинских башкир, составленное Гали Сокороем.
Татышлинский историко-краеведческий музей
Расположен в селе Верхние Татышлы. Его экспозиция рассказывает об истории и культуре края.
Музей Хании Фархи
Находится в селе Верхние Татышлы. Здесь представлены фотографии, награды, сценические костюмы, личные вещи певицы, а также родословное древо семьи Халидуллиных.
Пионовые луга
Татышлинский район — один из немногих, где сохранился дикорастущий пион уклоняющийся. В народе его называют Марьиным корнем. Растение занесено в Красную книгу.
ЦЕНА ВОПРОСА
Проживание в гостинице обойдется в 2500 рублей в сутки.
Средний чек в кафе составит 300 рублей.
Билет на автобус до села Верхние Татышлы можно купить по цене около 1000 рублей.
Стоимость бензина, если ехать на автомобиле из Уфы, составит около 2000 рублей.