Все новости
Общество
11 Января , 11:15

Кибермошенники не психологи, а негодяи

Ежесуточно в среднем в полицию республики поступает по 25 сообщений о фактах обмана по телефону

Александр ДАНИЛОВ
Фото:Александр ДАНИЛОВ

За десять месяцев прошлого года аферисты выманили у жителей Башкортостана 2,6 миллиарда рублей, сообщил заместитель министра внутренних дел по РБ генерал-майор внутренней службы Евгений Полтавец.

Причем эти деньги не оседают в кошельках самих злоумышленников, они довольствуются малой толикой. Все остальное идет на финансирование ВСУ. И здесь задействована хорошо отлаженная система, которой рулят западные кураторы.

Всплеск мошеннических атак на россиян произошел из-за геополитической ситуации в мире. Задача была — раскачать нашу страну, поэтому усилия нацелены на работоспособное население России в возрасте от 29 до 55 лет.

В 60 процентах именно они становятся жертвами мошенников, а вовсе не глубокие пенсионеры или жители отдаленных сельских районов. Чаще всего это медики, преподаватели, служащие муниципалитетов, сотрудники других бюджетных организаций. Среди пострадавших немало и руководителей крупных предприятий, организаций и ведомств республики.

Пенсионеры старше 65 лет в этом печальном рейтинге составляют 28 процентов, студенты — 0,3 процента, поскольку у последних попросту нет денег. Наверное, к счастью. Если судить по гендерной принадлежности, то мужчины на уловки киберступников попадаются чаще — их среди жертв 60 процентов.

Интересно, что количество звонков напрямую зависит от ситуации в зоне СВО: как только на передовой для украинской стороны обостряется обстановка, их становится значительно меньше, или они вовсе прекращаются.

— Многие думают, что аферисты — суперпсихологи, поэтому им удается так ловко обманывать людей. Ничего подобного. Первое время, когда мне поступали такие звонки, я с ними разговаривал, поскольку хотел понять, что они из себя представляют. Они не психологи, а отъявленные негодяи, которые работают по заданному алгоритму. Им кураторы предоставляют информацию о наших гражданах, полученную из плохо защищенных баз данных. И когда неизвестный вдруг обращается к человеку по имени-отчеству, сообщает домашний адрес и другие персональные данные, первая реакция — он впадает в ступор. Именно этого и добиваются злоумышленники различными способами — чтобы человек не мог здраво рассуждать и действовать. Для этого мошенники и выдают себя за представителей ФСБ, еще чаще — каких-то мифических структур континентального масштаба (обязательно московских). Поэтому я настоятельно рекомендую не разговаривать с неизвестными и сразу класть трубку. Запомните: сотрудники банков, каких-либо правоохранительных структур никогда не звонят гражданам по телефону. Никогда! — подчеркнул Евгений Полтавец.

В завершение беседы генерал-майор порекомендовал преставителям СМИ обязательно сообщать обо всех услышанных фактах коллегам, а также своим домочадцам, друзьям и знакомым. В перспективе руководство ведомства планирует регулярно проводить ВКС с главредами республиканских и районных изданий, а также подключить к просветительской работе глав муниципалитетов. По словам замминистра, самый эффективный способ борьбы с кибермошенниками — информационный.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По динамике прироста денежных средств, которые перечисляются из регионов на зарубежные счета мошенников, Башкирия в пятерке худших регионов. Нашу республику существенно опережает Татарстан — там местные жители распрощались с 4,1 миллиарда рублей. А по Приволжскому округу ущерб составил 20 миллиардов 163 миллиона рублей, в целом по стране эта сумма составила 135 миллиардов 935 миллионов рублей (данные за десять месяцев 2023 года).

Выгода наоборот

Новая схема обмана: злоумышленники действуют от имени сотовых операторов. Аферисты представляются по телефону операторами мобильной связи и предлагают абонентам перейти на «более выгодный тариф». Для этого нужно всего лишь назвать код, который придет на телефон жертвы.

Так мошенники получают согласие клиента на переадресацию его звонков и сообщений на их номер.

В результате аферисты получают возможность перехватывать все уведомления, в том числе от банковских приложений и портала Госуслуг. А затем под видом законного владельца войти в личный кабинет и перевести деньги или, например, оформить кредит.

Есть и другая разновидность этой схемы. Абоненту говорят, что у него истек срок действия сим-карты, и чтобы не потерять свой номер, нужно срочно назвать поступивший на телефон код. Очередной бред, ведь все симки бессрочные. Тем не менее люди теряются и ловятся на эту удочку. Что делать, если такое случилось?

1. Срочно заблокировать все карты, которые привязаны к этому телефонному номеру, и сообщить об инциденте в свой банк.
2. Связаться с мобильным оператором и отменить переадресацию.
3. Проверить другие сервисы с вашими данными: Госуслуги, электронную почту, соцсети.
4. На всякий случай через пару недель зайти в Бюро кредитных историй. Если в ней обнаружатся займы, которые вы не брали, их можно оспорить.

Закон возврата

С 25 июля 2024 года банки начнут возвращать своим клиентам украденные мошенниками деньги, сообщает Центробанк.

Согласно новому закону, если клиент, у которого аферисты похитили средства, напишет заявление, то в течение 30 дней банк обязан вернуть ему всю украденную сумму. Кроме того, банки смогут на два дня блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов. За это время клиент должен либо подтвердить транзакцию, либо отказаться от нее, если поймет, что перечислил средства под влиянием мошенников.

Также банки будут обязаны отключать клиентов от дистанционного обслуживания, если получат от полиции информацию, что те занимаются выводом и обналичиванием похищенных денежных средств.

— Таким образом, динамика возврата похищенных денежных средств напрямую будет зависеть от качества работы антифрод-систем банков, — считают в ЦБ. — Конечно, как новый закон повлияет на ситуацию, покажет время. Возможно, в дальнейшем будут внесены поправки, учитывающие новые мошеннические схемы.

В каких случаях жертва обмана может получить деньги обратно:

- если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента»;
- если банк не направил клиенту уведомление о переводе, который был совершен без согласия клиента;
- если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах. Если клиент не предупредил банк о потере контроля над картой, банк может не возмещать средства. В этом случае также указан срок для возврата трансграничного перевода — 60 дней.

Из первых уст

Александр ПРЯДКО, министр внутренних дел по Республике Башкортостан генерал-майор полиции:

— В конце прошлого года на одном из итоговых заседаний оперативного штаба, где в качестве основного рассматривался вопрос противодействия киберпреступлениям, участники пришли к выводу: лучшая профилактика — заключение виновных под стражу. Однако в силу объективных обстоятельств по некоторым видам преступлений (мошенничества и кражи) мы не можем этого сделать.

В прошлом году на территории нашей республики было зарегистрировано 18 800 преступлений. Из них связанных с экономической, финансовой деятельностью и незаконным оборотом наркотиков было выявлено две тысячи. Остальное — мошенничества, кражи и сопутствующие им преступления. Например, неправомерный доступ к личным данным, когда взламываются сайты Госуслуг и страницы в соцсетях. Таким образом злоумышленники завладевают персональной информацией граждан, которую используют для совершения киберпреступлений.

И вот на этом оперативном штабе наша республика прозвучала в негативном ключе, потому что у нас наблюдается взрывной рост подобных деяний. Если в среднем по России рост кибермошенничеств за прошлый год составил 30 процентов, то в Башкортостане — 60 процентов в сравнении с 2022 годом.

В какой-то степени это связано с тем, что у нас на девять процентов увеличилось количество зарегистрированных преступлений, которые мы пресекли на стадии покушения: когда гражданин не просто кладет трубку, а идет в органы внутренних дел и пишет заявление. Потому что в трудовом коллективе или где-то еще ему рассказали, как правильно себя вести, если позвонил неизвестный и представился сотрудником банка или правоохранительных органов.

В таких случаях мы регистрируем обращение, возбуждаем уголовное дело и его расследуем. Но самое главное — гражданину не причинен ущерб. Судите сами, за одиннадцать месяцев минувшего года жители Башкирии перечислили мошенникам свыше 2 млрд 600 млн рублей, которые у них либо выманили, либо украли со счетов с помощью цифровых манипуляций. Причем львиная доля этих денег заемные. Как правило, жертвы перечисляют аферистам свои сбережения, допустим, триста тысяч рублей, и полтора миллиона взятых в кредит.

То есть злоумышленники наших людей просто «бреют под ноль».

Поэтому девять процентов киберпреступлений, пресеченных на стадии покушения, — результат профилактической работы. В прошлом году в данном сегменте у нас был ноль. Это положительный момент, поскольку здесь статистика — просто цифры, а вот ущерб — реальные деньги.

Совет специалиста

Ольга КУЗНЕЦОВА, эксперт отдела безопасности Отделения — Национального банка по Республике Башкортостан Банка России:

— Самый надежный способ защититься от телефонных обманщиков — не сообщать незнакомцам никакие коды и другую конфиденциальную информацию. Если вам позвонили с каким-либо предложением от имени госструктур, сотового оператора, банка или другой компании, лучше положить трубку и перепроверить информацию. Для этого не делать обратный звонок на поступивший номер, а вручную набрать номер организации — его всегда можно найти у них на сайте.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: