Я знала, конечно, что коты находят дорогу домой и приходят иногда даже через несколько месяцев. Но чтобы собаки были способны на такое... Сами кинологи говорят, что это просто нереально. А теперь расскажу историю, от которой у меня ком в горле стоит, когда думаю про семейство собачек, появившихся примерно полгода назад близ небольшого поселка недалеко от Уфы.
У мусорных деревенских баков однажды поселились щенки — кругленькие такие, пушистые, хорошенькие до невозможности в своей детской неуклюжести. Зазимовавшие в окрестностях поселка рыжая хромая собачка и довольно крупный черный пес с белой грудкой стали родителями. Сильные морозы пережили, видно, под вагончиком на окраине деревни, который служил когда-то магазином для сельчан. А как потеплело, начали выводить на свет Божий свое потомство. Утром взрослых собак всегда можно было видеть в сугробах как раз напротив вагончика, под которым пряталась от холода их детвора. Душа разрывалась, глядя, как они шарахаются от любого движения. И даже к принесенной еде подходят не сразу и с осторожностью.
Им повезло, что у одной сердобольный девушки из соседней деревни по имени Юлиана пропало несколько собак. Двоих она быстро нашла, а третья так и затерялась, хотя девушка не раз объезжала все окрестности и объявление о пропаже подавала во все возможные и невозможные чаты. Во время этих поездок и обнаружила Юлиана наших щенят. У этой хрупкой подвижницы сердце оказалось такое, что несколько месяцев подряд она ежедневно, а порой и по два раза в день приезжает кормить семейку и даже дала имена родителям за их неразлучность: Бонни и Клайд...
Я слышала об этой девушке и раньше, но больше как о такой, что как будто она немного не в себе. Ну кто назовет нормальной особу, которая в ущерб личной жизни организовала в загородном доме вольер для сорока с лишним бездомных собак? Да еще каждому питомцу дала имя и окружила такой заботой и лаской, что порой и человеку получать не доводится.
А до этого, пока не было возможности организовать приют на собственной территории, юрист и дизайнер по интерьерам, красавица и умница Юлиана зимовала со своими подопечными на даче у знакомой очень далеко от города. Лечила их, кормила, находила подход даже к самым запуганным и озлобленным. Умудрялась работать по интернету, чтобы иметь возможность покупать корм и заботиться о животных. Все это было так далеко от меня, что я не утруждала себя мыслями по данному поводу.
Но судьба необычного семейства, можно сказать, сплотила нас. Щеночки подросли, и Юлиана обдумывала, как выловить их, чтобы поселить всех вместе в своем вольере. За это время Клайд попал под отлов, и его увезли в пункт временного содержания животных. Юлиана решила, что когда щенки окажутся у нее, то она обязательно заберет его к себе и воссоединит семью. Надо сказать, что все эти месяцы — и лютой зимой, и дождливой весной, и теперь уже, жарким летом, все животные всегда были вместе. Клайд ни на шаг не отходил от своего большого семейства.
И вот, когда он попал в приют, произошла беда: погиб один из щенков. Не буду вдаваться в подробности этой тяжелой истории, скажу только, что Юлиане позвонил знакомый волонтер и сообщил: Клайд сбежал именно в этот день! При всем желании даже представить не получится, как можно было совершить побег из вольера, сваренного из толстых железных прутьев! Будучи довольно крупным псом, Клайд вскарабкался наверх по мелким ячейкам и чудом, с огромным трудом протиснулся в самую верхнюю, чуть более просторную дырку, шириной не более двенадцати сантиметров, спрыгнул вниз и убежал в поле.
Юлиана расстроилась, а я поняла, что Клайд просто почувствовал, что с одним из его детенышей случилось несчастье и всем своим существом устремился к семье. Я не сомневалась, что вскоре он появится у нас, хотя Юлиана сказала, что приют находится слишком далеко. Но мне подумалось тогда: любовь — она такая, наш Клайд обязательно дорогу найдет...
Вы не поверите, но он действительно пришел! Через леса, поля и реки, преодолев более семидесяти километров, ранним утром ровно через две недели он появился на привычном месте, исхудавший и печальный. Только семьи там верный пес уже не нашел... За это время Бонни увезли в приют, а подросшие щенята ушли в лес, подальше от людей, однажды отравивших их беззащитную, доверчивую сестру. Юлиана, узнав, что Клайд вернулся, заплакала от радости: теперь снова появилась надежда собрать все-таки семейство в одном месте...
И тут хочется сказать о главном во всей этой истории. Мимо таких судеб, как у наших бездомных собак, интеллект которых, кстати, канадский ученый Стэнли Корэн приравнивает к интеллекту детей примерно двухлетнего возраста, способных понимать уже что-либо и довольно разумно вести себя, Юлиана Гафарова пройти не может. Планы строит грандиозные. Уже два года как официально зарегистрировала свой благотворительный фонд «Дом с хвостом» и сейчас пытается получить место под строительство уникального реабилитационного центра, в котором кроме животных найдут пристанище еще и социально не защищенные, нуждающиеся в помощи одинокие люди. Такое вполне оправданное взаимодействие будет благотворно влиять на всех обитателей теплого и уютного «Дома с хвостом». А сейчас ему пока очень нужна поддержка, причем не только на республиканском уровне. Ведь проект затевается масштабный. И это тем более важно, что люди со столь большой душой и бьющей через край энергией, как у Юлианы, у нас на вес золота. Совсем недаром односельчанин и верный помощник девушки, пожелавший остаться неизвестным, называет ее Гостьей из Будущего...
Я специально не стала сразу говорить о нем, поскольку рассказ о таком удивительном человеке — отдельная история. Все эти месяцы, связанные с нашей щенячьей эпопеей, помощник был рядом с Юлианой и так же приезжал из соседней деревни кормить щенят. Когда погибла одна из собачек, он вместе с Юлианой копал могилку в лесу. А узнав, что Клайд сбежал из приюта, будучи пенсионером, не посчитался с расходами на бензин, проехал на своем автомобиле по всем прилегающим к пункту временного содержания животных деревням и расклеил объявления, где только смог: «Хозяин ищет пса по имени Клайд, просьба сообщить о нем за вознаграждение...»
У помощника, кстати, у самого живут трое спасенных собак. Рассказывать о своих питомцах он может часами. Перевернул гору литературы и различных исследований в интернете, чтобы обоснованно заявить: кусают людей в основном собаки, которые имеют хозяев. Бродячие животные редко нападают на человека. Про Клайда, кстати, в приюте сказали, что он очень боялся всех и даже не притрагивался к еде.
Именно помощник, уже до этого побывав в приюте по следам Клайда, повез меня в ПВС, считай, почти за сотню километров, посмотреть, где находятся отловленные в городе животные.
Редко встретишь такого солнечного человека, как Наташа Байназова... Худенькая, будто стебелек в поле, эта уникальная молодая женщина уже четвертый год безвозмездно служит делу спасения бездомных животных.
Началось с того, что увидела в соцсетях, как плачет оказавшийся в приюте лабрадор. Решили с мужем забрать его, накупили еды и поехали в ПВС... С тех пор Наташа, можно сказать, прописалась здесь, хотя в собственном дворе у них живут уже девять собак и в самом доме — четыре приемыша. А лабрадора, кстати, к тому времени уже забрали из приюта другие добрые люди.
В пункте временного содержания животных работы выше крыши — убрать, а раз в неделю и продезинфицировать вольеры, приготовить еду, накормить собак.
А перед этим еще и собрать пищевые отходы для них везде, где только можно, а порой и нельзя. Связи налаживаются за свои собственные деньги. Как и все, делается в большинстве своем на собственном энтузиазме.
В вольерах довольно чисто, еда, сваренная над костром в двух ваннах прямо на улице перед воротами, подается вовремя. Есть карантинная зона. Большая печаль о том, что нет площадки для выгула животных, хотя оборудовать ее возможность имеется — рядом с приютом поле, которое хорошо бы обнести забором. Да и в целом обустроить жизнь для собак по уму: с зонами для мамочек со щенками, с помещением для приготовления пищи и вольерами с индивидуальным выгулом, например, для агрессивных питомцев.
Наташа рассказала, что до того, как попала в приют, боялась собак, и даже не раз за свою жизнь была покусана ими, и, только став сначала волонтером, а потом и сотрудником приюта, поняла, что они очень чутко чувствуют настроение и реагируют на поведение людей. Здесь страх у нее полностью пропал, ведь даже самые злые собаки в ответ на любовь и доброе отношение к себе со временем готовы обниматься с людьми, которые ухаживают за ними.
Большую помощь приюту, кстати, оказывают волонтеры. Некоторые постоянно приезжают уже много лет, гуляют с собаками на поводке, помогают с уборкой, добывают продукты. А бывает и так, что наоборот — привозят собак. При нас к приюту подъехал автомобиль с салоном, полным щенят. Неравнодушные люди нашли их в поле — кто-то выбросил умирать... К пятистам собакам в пункте временного содержания животных в этот день прибавилось еще семеро малышей...