Все новости
Общество
12 Апреля 2022, 11:15

До Гагарина был «Иван Иванович»

Первопроходцами космоса стали собаки, но не все из них прославились

До Гагарина был «Иван Иванович
До Гагарина был «Иван Иванович

«Наш Байконур» — книга, которая вот уже более десяти лет лежит на верхней полке моего рабочего стола и которую извлекаю оттуда каждый год, непременно за несколько дней до Дня космонавтики, чтобы вновь утолить интерес к событиям полувековой давности. Мне довелось проходить срочную воинскую службу на Байконуре, а в 2011-м принимать участие в работе над этой книгой. Она рассказывает о байконурцах — жителях Башкирии, участниках освоения космоса и создания ракетно-ядерного щита страны. Сегодня газета «РБ» публикует воспоминания инженер-полковника Александра Кирсанова, который после службы на космодроме работал до выхода на пенсию руководителем военной приемки на Уфимском приборостроительном заводе, называемом в народе «сороковым».

Первый корабль-спутник изготовили в упрощенном варианте: без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Изделие получило шифр «1КП». Запуск осуществили 15 мая 1960 года с целью проверки работоспособности основных систем. Корабль вывели на орбиту, близкую к круговой, высотой около 320 км. При включении тормозной установки 19 мая произошел сбой системы ориентации, в результате корабль не затормозился, а ускорился, что сделало невозможным его сход с орбиты. При этом произошло нормальное отделение спускаемого аппарата от корабля.

Второй корабль-спутник был полностью оборудован системами. На борту разместили собак Чайку и Лисичку. Корабль запустили 28 июля 1960 года. Но произошла авария ракеты-носителя на 29-й секунде полета. Выход корабля на орбиту не состоялся, собачки погибли.

Только 19 августа 1960-го прошел успешный старт третьего корабля-спутника с собаками Белкой и Стрелкой, которые успешно были возвращены с орбиты на Землю. 23 августа было опубликовано поздравление ЦК КПСС и Совета министров СССР инженерам, техникам, рабочим, участвовавшим в подготовке и осуществлении этого космического полета.

Четвертый корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой на борту был запущен 1 декабря 1960-го. Программу полета он выполнил, но из-за отказа системы управления произошел сход с орбиты в нерасчетном районе. Возникла опасность посадки за пределами СССР. Он мог попасть в руки иностранных спецслужб. По этой причине на корабле была приведена в действие система подрыва. Оба животных погибли.

22 декабря 1960-го произошел пятый пуск корабля-спутника с собаками Кометой и Шуткой на борту. Однако из-за аварии третьей ступени ракеты-носителя еще до выхода на орбиту была дана команда на отделение аппарата, который мягко приземлился в заснеженной тайге вблизи райцентра Тура Красноярского края. Из-за отказа катапульты собаки остались внутри, что спасло им жизнь в суровых зимних условиях Сибири.

К началу 1961-го была изготовлена серия кораблей-спутников, оборудованных всеми системами для полета человека в космос. Для их запуска к ракете добавлялась третья ступень с космическим кораблем. Несколько таких изделий в те месяцы прошли отработку в беспилотном варианте. Запуск корабля-спутника № 1 был осуществлен 9 марта 1961 года. На его борту имелись все необходимые системы жизнеобеспечения, собака Чернушка и габаритный манекен человека, которого разработчики в шутку называли «Иван Иванович», а стартовики — «Иван Болваныч». Внутри манекена ученые разместили мышей, морских свинок, контейнеры с культурами микроорганизмов, семена растений, образцы крови человека и другие биологические объекты. Этот корабль успешно приземлился в степи в 260 км южнее Куйбышева (ныне Самара). Программа полета была выполнена полностью и без замечаний.

После этого 25 марта 1961 года прошел запуск корабля-спутника № 2 в той же комплектации с собакой Звездочкой на борту. Программа полета была выполнена полностью. При посадке в районе Воткинска манекен штатно катапультировался и был оперативно обнаружен поисковой группой. Медицинские данные о состоянии собак после их полета на двух кораблях оказались положительными. И 29 марта 1961 года состоялось заседание государственной комиссии, где было заслушано предложение главного конструктора Сергея Королева о полете человека на орбиту вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Заседание госкомиссии проводил министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов. Он чувствовал историческую значимость предстоящего решения, поскольку именно от этого полета зависило, сможет ли СССР опередить США в напряженной космической гонке. Поэтому министр попросил каждого главного конструктора высказать свое мнение по поводу намеченного полета. Получив заверения о полной готовности всех систем, Устинов сформулировал общее мнение так: «Принять предложение главных конструкторов». По итогам этого заседания госкомиссия приняла решение о возможности первого в истории полета человека в космос на корабле «Восток» и назначила его на 12 апреля 1961 года.

После этого члены госкомиссии подготовили докладную записку в правительство, в которой просили утвердить как дату запуска корабля «Восток 1-К», так и программу первых пилотируемых полетов, включающую полеты шести космических кораблей, в том числе групповые полеты двух кораблей и отправку на орбиту женщины-космонавта. Уже 30 марта этот документ за подписью министра и всех главных конструкторов был передан в правительство.

3 апреля было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О запуске пилотируемого космического корабля-спутника».

Теперь уже ничто не мешало вступлению человечества в эру пилотируемой космонавтики. Поэтому 8 апреля состоялось историческое заседание государственной комиссии в нулевом квартале на площадке № 10 в Байконуре (ныне это Гагаринская беседка на берегу реки Сырдарья). На ней было принято решение назначить Ю. Гагарина основным кандидатом для первого пилотируемого полета в космосе, а его дублером — Г. Титова.

Как известно, 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут стартовал космический корабль массой 4725 кг, получивший в печати название «Восток», с летчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту. Полет продолжался 108 минут. Приземление произошло в 10 часов 55 минут на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. В настоящее время на этом месте установлен памятный знак.

Успешный полет первого космонавта показал, что человек может осваивать космическое пространство. Создатели ракеты Р-7 и космического корабля принимали заслуженные поздравления, а в адрес советского правительства потоком шли телеграммы с приветствиями и выражением восхищения уровнем советской ракетной техники.

На встречу с первым космонавтом группа ответственных конструкторов вылетела из Куйбышева с аэродрома Кряж на самолете авиационной эскадрильи. Первым делом достали упаковки с тубами питания для космонавтов и каждому давали попробовать, как тогда говорили, «пищу богов». Космонавт был доставлен в Кряж, а оттуда — на дачу Куйбышевского обкома КПСС.

13 апреля на этой даче состоялась встреча руководителей Куйбышевского и Саратовского обкомов КПСС, главных конструкторов во главе с Королевым. Гагарин рассказал собравшимся о том, как проходили полет и спуск корабля на Землю.

С 1961 года на Куйбышевском заводе начали изготавливать спутники для фотографирования из космоса поверхности Земли. Это было необходимо в интересах обороноспособности страны. Летом 1962 года свое бывшее детище — авиазавод — посетил генеральный авиаконструктор А. Туполев, разработчик стратегического бомбардировщика Ту-16. Министерство обороны допуск на завод ему не давало, секретарь Куйбышевского обкома взял эту ответственность на себя и обеспечил Туполеву возможность посетить цех головной сборки ракеты Р-7. Мой руководитель направил меня в цех и сказал: «Идите встречайте своего «папу». Туполев обратился к секретарю обкома и сказал: «Если бы не пресса и радио, я бы никогда не мог подумать, что эти цистерны (имея в виду баки ракет) могут летать». И добавил: «За чистоту и культуру производства даю Королеву сто очков. Молодец!»

Я в свою очередь решил воспользоваться такой незабываемой встречей и рассказал Туполеву о своей службе в дальней авиации и полетах на самолете Ту-4, испытании системы слепой посадки «Материк» СП-50 и о том, как хорошо эти испытания оплатило КБ. Тогда каждому члену экипажа самолета были подарены от имени Туполева наручные золотые часы «Победа». Система оказалась жизненно необходимой и работает до сих пор.

Кстати

Они были первыми. Мишка, Чижик, Рыжик, Непутевый, Лисичка, Рита, Пальма, Жульба, Пушок, Лайка, Малышка, Кнопка, Козявка, Модница, Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка…

48 подмосковных бродяжек с милыми домашними именами.

20 из них погибли. Но вспоминают лишь о счастливо возвратившихся Белке и Стрелке и иногда, совсем редко, о спокойной, милой Лайке, сознательно отправленной на верную смерть только потому, что Хрущев захотел запустить в стратосферу хоть кого-то, — надо же красиво заявить миру о себе в преддверии 40-летия советской власти.

А о Цыгане и Дезике, которые первыми благополучно приземлились после полета на ракете, знают лишь специалисты да космические фанаты.

Фото из открытых источников.

Автор:Воспоминания байконуровца изложил для газеты Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ
Читайте нас: