Студенчество круто меняет жизнь каждого вчерашнего школяра. Новый этап на пути образования раскрывает всю палитру способностей и талантов, ведь в будущем только квалифицированный специалист будет востребован на рынке труда и сможет реализоваться как профессионал.
Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ имени М. Акмуллы дает своим студентам крепкие знания и навыки вот уже несколько десятилетий. Выпускники института могут работать учителями истории, обществознания, права, экономики, быть археологами, сотрудниками музеев, библиотек, архивов, работниками научных учреждений. Конечно, это лишь малая часть тех областей, в которых может реализовать себя молодой специалист. А во время учебы можно развиваться в абсолютно разных сферах: творческой, научной, спортивной. ИИПСГО всегда открыт для новых идей, но при этом чтит и продолжает многолетние традиции.
В этом году институт празднует свое 50-летие, и это прекрасный повод рассказать о достижениях студентов, которые смогли проявить себя в том числе и на всероссийском уровне.
Глеб Лутц, студент магистратуры, создает нечто удивительное и очень современное — виртуальный музей «Археология будущего». Мы побеседовали с ним, чтобы узнать побольше о проекте, который реализуется на средства гранта Росмолодежи.
— Как пришла идея создания такого непростого проекта? Что вдохновило?
— Она появилась во время раскопок на улице Октябрьской Революции в Уфе в 2023 году. Подумалось: а что, если в будущем все наши находки никто не увидит и не узнает историю каждой из них? Вот эти мысли и стали мотивацией к созданию музея.
— С какими трудностями приходится сталкиваться?
— Самым сложным этапом стало сканирование и оформление найденного материала, так как этот процесс занимает много времени и требует много внимания. Также трудности были и с заполнением разного рода документов. Но без этого никак.
— Мог ли ты предполагать, поступая в педагогический, что сможешь выиграть такой грант?
— Даже не ожидал подобного. Горжусь своей командой и нашим общим результатом!
— Есть ли уже результаты? У первых «посетителей» какие впечатления?
— Мы провели со студентами ознакомительное мероприятие, где обсудили потенциал развития виртуальных технологий в области образования, и пришли к выводу, что их использование может значительно изменить подход к обучению, сделав его более интерактивным и доступным. В целом ребятам понравилось — это для нас главное, однако проект все еще требует доработки.
На сегодняшний день проект активно развивается, музей посетило множество гостей, и, учитывая предложения, мы исправляем ошибки.
А мы, в свою очередь, можем лишь пожелать удачи команде Глеба и дальнейшего развития виртуального музея «Археология будущего».
В прошлом году студентка Алсу Кулембетова стала победителем всероссийского молодежного проекта «Твой ход» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Представительница республики выиграла миллион рублей в рамках конкурсного трека «Делаю». Алсу создала студенческий мультимедийный проект «Читать и обсуждать», направленный на популяризацию чтения среди студенческого сообщества региона.
Она рассказала, как смогла добиться успеха и как не бояться осуществлять свои мечты.
— Алсу, чтение среди молодежи сегодня не так популярно, к сожалению…
— Согласна, что проблема чтения насущная, но у нас в университете есть студенты, которые действительно любят книгу. Мы изначально не хотели брать какие-то высокие планки, просто хотели создать пространство, где людям было бы интересно вместе собираться, искать ответы на интересующие их вопросы, тем более если они объединены любовью к чтению. И тем не менее, очевидно, что среди молодежи оно непопулярно. Мы начали думать, как эту ситуацию можно исправить, как повлиять на решение проблемы хотя бы на своем уровне. Тогда у нас и появилась идея создать студенческий проект «Читать и обсуждать». Среди современной молодежи чтение можно популяризировать, используя разные методы, в том числе мультимедийный формат обсуждения. В общем, мы попытались подстроиться под запросы нынешнего общества, активно вели видеообсуждения, подкасты, книжные эксплейнинги (процесс передачи сложной информации наглядным образом), работу рейтинговых групп и многое другое. Везде мы делали упор на то, что чтение — это здорово в любых вариантах. Мы стараемся учитывать чувства, интересы человека, поэтому все мероприятия проходят достаточно динамично. Думаю, благодаря этому наш проект имел успех. Позже мы выиграли грант для его поддержки, победили во всероссийской студенческой акции «Твой ход», а помощь получили как от федерального агентства по делам молодежи, так и от всероссийского научного общества, евразийского научного общества, государственного комитета по молодежной политике Республики Башкортостан. Словом, мы старались расширить нашу деятельность, чтобы в аудиториях было интересно, рождались креативные идеи. Важный момент: изначально в нашем клубе было 20 человек, а теперь уже более 400 студентов и представителей молодежи.
— Есть ли в других местах что-то подобное?
— Да, такие клубы действительно есть, но форматы работы немного отличаются. Было, например, популярное ютуб-шоу «Что бы Мне Поделать Только Бы Не Почитать». Проект привлек внимание. Вдохновляли нас также и прекрасные специалисты вуза, в итоге результат обрадовал многих.
Действительно, читательский клуб за короткий срок смог вырасти и набрать широкую аудиторию. А значит, «Читать и обсуждать» будет продолжать прививать молодежи любовь к чтению.
Выпускница Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Евгения Евстафьева получила грант в размере 550 тысяч рублей на реализацию проекта «Разные и классные».
— Евгения, на первый взгляд, проект очень сложен и для многих поначалу непонятен.
— В августе прошлого года я принимала участие в ежегодном молодежном форуме «Аҫылташ» при поддержке Фонда грантов Главы Республики Башкортостан. Там мне удалось получить финансовую поддержку для реализации своего проекта.
Он направлен на повышение инклюзивной культуры на базе двух школ Уфы, где реализуется образовательная модель «Ресурсный класс», разработанная для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Ресурсный класс для детей с РАС — форма инклюзивного образования, которая учитывает индивидуальные особенности детей, при этом они зачислены в общеобразовательные классы и посещают их по мере своих возможностей.
Не секрет, что дети с РАС часто становятся объектами буллинга и травли, потому что их одноклассникам никто не объяснил важность и правильность совместного обучения. Именно поэтому необходимо повышать инклюзивную культуру с помощью понятных детям форматов. В рамках проекта в общеобразовательных классах, где реализуется инклюзивная модель «Ресурсный класс», будут организованы зоны сенсорной разгрузки, уроки доброты, где детям расскажут об аутизме и способах взаимодействия с ребенком с РАС, мастер-классы, которые повысят уровень знаний об альтернативной коммуникации. Будут организованы в том числе и инклюзивные перемены, где дети вместе будут играть в настольные и подвижные игры. Надеюсь, что в итоге у нормотипичных сверстников повысится уровень инклюзивной культуры, а у детей с РАС появятся новые навыки коммуникации.
— Какие дальнейшие планы по развитию проекта?
— Он продолжит свою деятельность в образовательных учреждениях, а наработанный опыт можно будет применять и в других школах.
Этот проект — яркий пример подвижнической деятельности педагога, взявшегося за такое непростое дело. Не остается сомнений, что у студентов и выпускников БГПУ имени М. Акмуллы есть все возможности и условия для реализации своих идей. Главное — не бояться сделать первый шаг и верить в успех.