В Башкирии согласно программе модернизации с 2024 по 2026 год планируется отремонтировать более 70 школ. Это значит, что еще больше детей получат возможность учиться в обновленных, светлых классах, заниматься физкультурой в спортзалах с иголочки, посещать утренники в нарядных актовых залах. Примером такой модернизации стала гимназия имени Гали Сокороя в селе Верхние Татышлы, где капитальный ремонт прошел в прошлом году.
И хотя она и до этого не была запущенной, обновились все помещения — от учебных классов до столовой, заменены инженерные коммуникации, отопительная система, вентиляция, электрические сети, часть кровли, а в кабинетах появились новая мебель и оборудование. В общей сложности сумма ремонта составила более 121 миллиона рублей.
А затем уже сам педагогический коллектив принял участие в конкурсе грантов в рамках «Движения Первых» и выиграл его. На эти средства, что называется, второе дыхание в новом учебном году получил школьный музей. Существует он с 1995 года, его основатель — учитель биологии Линария Карамова. Благодаря гранту в миллион рублей обновили экспозиции, приобрели современное оборудование. В том числе цифровой киоск, в который загружается полезная информация.
— В цифровом киоске находятся презентации и видеоролики, например, видеоэкскурсия в Третьяковскую галерею. Нашим детям она очень понравилась. Обновление музея еще продолжается, скоро он пополнится новыми витринами, экспозициями, — рассказала директор гимназии Зиля Гумерова.
Музейные стенды посвящены истории района, просветителю Гали Сокорою, имя которого учебному заведению присвоено этим летом, выпускникам, среди которых много деятелей науки, культуры, педагогов, спортсменов.
Два выпускника гимназии погибли в ходе специальной военной операции. В честь Рината Гареева и Валерия Султанова установлены парты Героя.
Учебный год для воспитанников этой гимназии начался еще с одного сюрприза — в подвале здания оборудовали полноценный тир. Это стало возможным благодаря гранту инициативного бюджетирования, учрежденного главой республики Радием Хабировым в прошлом году, чтобы активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Посещение тира входит в обязательный курс по военной и строевой подготовке для двух шаймуратовских классов, ученики которых — постоянные участники и призеры Шаймуратовских летних и зимних игр. Проводятся в тире и внеурочные занятия для старшеклассников.
Заведует тиром преподаватель по основам безопасности и защиты Родины Андрей Муллаяров. Примечательно, что он сам воспитанник этой школы. Окончив институт физической культуры, отслужив в армии, вернулся к родным пенатам и пополнил коллектив педагогов.
Грант на обустройство тира составил более 500 тысяч рублей. На эти средства закупили оборудование, в том числе биатлонические мишени, установили антирикошетное покрытие.
— С помощью игровых приставок ребята учатся целиться в двигающуюся мишень. Также они изучают устройство пневматического пистолета и винтовки, автомата Калашникова, учатся собирать и разбирать их, — пояснил преподаватель.
Шаймуратовские игры не обходятся и без стрельбы из лука. Чтобы дети могли тренироваться и достойно выступать, лук в качестве подарка преподнесла гимназии администрация района. Он максимально приближен к традиционному, не имеет прицела и дополнительных обвесов. Пока дети изучают технику стрельбы, а занятия на меткость впереди.
— На данный момент в гимназии обучаются 828 детей. Проектная мощность рассчитана на 706 детей. Последние три года приходится организовывать обучение в две смены, так как не хватает помещений, — отмечает Зиля Буркановна.
Острого дефицита кадров в учебном заведении нет, но средний возраст педагогов — 49 лет. В этом году коллектив пополнили два молодых специалиста — учительница начальных классов и преподаватель физкультуры. У самой Зили Гумеровой трудовой стаж в системе образования — 37 лет. Вся ее жизнь связана с этой школой, теперь уже гимназией — этот статус учебное заведение получило совсем недавно. Здесь училась, проходила практику студенткой, вернулась после вуза учителем, затем стала завучем, а после четырех лет работы в отделе образования — уже директором.
Хочется верить, что у нынешних педагогов будет достойная смена. Вот и в гимназии образован центр детских инициатив, не формально, а реально работает совет учащихся.