Все новости
Образование
13 Июля , 13:15

Школа равных возможностей

Её выпускники получают не только знания, но и профессию

Александр ДАНИЛОВ  Дети с ОВЗ получают профессию прямо в стенах школы.
Дети с ОВЗ получают профессию прямо в стенах школы.Фото:Александр ДАНИЛОВ

В Башкирии функционируют 36 коррекционных учреждений для ребят с особенностями развития. Одно из них, коррекционная школа-интернат, находится в селе Ермолаево Куюргазинского района. 

Уникальность таких учреждений в том, что они выполняют не только образовательные функции, здесь воспитанников за руку ведут к взрослой жизни.

— Наша школа основана в 1980 году на базе общеобразовательной. И вот уже на протяжении 44 лет мы занимаемся детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья. В данный момент у нас проживают и обучаются 152 ребенка из семи районов и четырех городов южной части республики, — рассказал директор учреждения Владимир Заболотный.

Дети оканчивают 12 классов: до девятого осваивают образовательную программу, затем следует профессиональная подготовка по направлениям на выбор: штукатурно-малярное, швейное дело, мастер растениеводства, парковый рабочий.

— Каждый воспитанник получает документальное подтверждение о профессии. Я как раз провел переговоры с другими профессиональными учреждениями, чтобы их представители присутствовали у нас на итоговой аттестации. Это необходимо для присвоения выпускникам второго разряда, — отметил наш собеседник.

Возможность получить профессию в стенах школы — это реальный шанс для ребенка найти свое место в жизни. Ведь не у каждого из них есть перспективы продолжать обучение. Важно доносить это и до родителей, которые не всегда верят в своих особенных детей.

Понимая важность проблемы трудоустройства (кроме заработка требуется рассматривать и вопрос социализации), коллектив коррекционной школы-интерната прикладывает немало усилий, чтобы их дети были устроены после выпуска. Для этого организуются экскурсии на предприятия, а местные работодатели рады новым кадрам. Вот появился от них запрос: восстановить в программе обучения направление — помощник повара. Это обстоятельство, когда есть заинтересованность друг в друге, не может не радовать. Ведь психологический барьер есть и с той, и с другой стороны. Иной раз работодатель сто раз подумает, прежде чем принять в коллектив сотрудника с ОВЗ, и соискателю тяжело конкурировать на рынке труда с более здоровыми людьми.

—  Учащиеся школы уже несколько лет подряд являются победителями республиканского этапа олимпиады по робототехнике. Казалось бы, интеллектуальные нарушения и робототехника — несовместимые вещи, но это только на первый, поверхностный взгляд. Наши дети доказывают обратное. Участвуем в конкурсах по рабочим профессиям, необходимость в которых сейчас достаточно острая. Например, кухонные работники везде нужны, — рассуждает Владимир Заболотный.

У директора коррекционной школы есть и другие идеи, связанные с профориентацией детей. Например, организовать профессиональные пробы для учащихся школ не только своего района, но и близлежащих, даже обычных школ, ведь дети с ОВЗ есть и там.  Материальная база коррекционной школы-интерната это позволяет. В штате есть психолог, который может провести профессиональное тестирование. Такая «проба пера» уже состоялась — приезжали воспитанники опорной школы района.

Большое внимание в ермолаевской коррекционной школе уделяется физической подготовке воспитанников. Вот уже десять лет она принимает активное участие в программе «Школа за здоровый образ жизни». За стеклянными дверцами шкафа в кабинете директора красуется подтверждение — многочисленные кубки, выигранные детьми на соревнованиях разного уровня. Особенно здесь развивают лыжный спорт и легкую атлетику. Владимир Казаков, участник паралимпийских игр в Турине, сам предложил совместную работу. Дети с удовольствием катаются на лыжах как на уроках физкультуры, так и в свободное время.

Прошедшей зимой школа даже организовала на средства гранта лыжный фестиваль для учащихся коррекционных школ Башкирии. Выиграть его помогло местное общество инвалидов. Полученных средств также хватило, чтобы обновить лыжный инвентарь. Приехали команды из Белорецка, Туймазов, Нефтекамска, Янаула, Учалов, Сибая, Зилаира и даже команды трех школ из Уфы. Есть планы сделать этот фестиваль ежегодным и расширить категории участников: кроме детей с нарушениями интеллекта также включить ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.

Директор школы поясняет, что поначалу хотели провести обычные лыжные соревнования и не ожидали, что они выльются в целый фестиваль и пройдут с большим размахом. А началось все с простого желания привлечь внимание общественности к детям с ограниченными возможностями здоровья. Показать, что они на многое способны и такие же полноценные люди, как и все.

Сам Владимир Заболотный является директором школы вот уже 13 лет. Хоть и начиналась его карьера с учительской работы, но он не предполагал, что когда-нибудь судьба приведет его в коррекционную школу. Но вот прикипел. Теперь беспокоится о нехватке молодых кадров и о необходимости ремонта здания 1960 года постройки.

Автор:Альбина ЗУБАРЕВА
Читайте нас: