Все новости
Образование
8 Июня 2022, 13:15

Непедагогическая поэма

Учителей вынуждают заниматься непрофильной работой в ущерб основной

из открытых источников Федеральные чиновники считают, что педагог должен больше времени уделять ученикам. Какая свежая мысль...
Федеральные чиновники считают, что педагог должен больше времени уделять ученикам. Какая свежая мысль... Фото:из открытых источников

В переводе с греческого слово «педагог» буквально означает «ведущий ребенка». С сожалением приходится констатировать, что за последние годы к главной обязанности школьных педагогов прибавилось много новых, не имеющих абсолютно никакого отношения ни к обучению, ни к воспитанию детей. Среди 36 стран мира российская система образования, как показали результаты международных исследований, является наиболее забюрократизированной. Наши учителя трудятся свыше 46 часов в неделю, причем треть этого времени уходит, помимо подготовки к урокам, на заполнение бесконечных планов и отчетов.

Учителя-многостаночники

Не случайно тема перегруженности учителей вместе с другими проблемами системы образования стала предметом обсуждения на очередных парламентских слушаниях в Госсобрании республики.

— Учителям наряду со своей основной, достаточно напряженной, работой приходится заполнять почти полсотни самых разных видов документов и отчетов, — подчеркнул, предваряя разговор, заместитель председателя Госсобрания РБ Рустам Ишмухаметов.

В сфере образования республики трудится около 60 тысяч специалистов. И потенциал этот, как заметил председатель парламентского комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин, используется с максимальной отдачей. При этом мало кого интересует, чего стоит учителям вот так, что называется, рваться на ниточки, насколько комфортно им в своей профессии, что их тревожит.

По данным соцопросов, 87 процентов учителей недовольны излишней профессиональной загруженностью. Из-за дефицита кадров школьным педагогам приходится работать за себя и «за того парня»: в среднем на каждого специалиста приходится чуть менее двух ставок. Не помогает даже хваленая цифровизация, которая, по словам Раиля Асадуллина, должны была облегчить труд учителей, а на деле обернулась дополнительными хлопотами и отрицательной реакцией почти трети опрошенных. При этом большинство учителей отметили: увеличение нагрузки, увы, никак не отражается на их зарплате. По крайней мере, больше она не становится.

Но и это еще полбеды, ведь помимо основных обязанностей педагогам приходится выполнять еще и чужие поручения, их постоянно привлекают к разного рода проектам, акциям, решению мелких вопросов, не имеющих никакого отношения к школе. Здесь, как признал министр образования РБ Айбулат Хажин, иногда доходит до абсурда, например, когда перед учителями ставят задачу организовать помывку заборов на красной линии муниципалитета. Или требуют от директоров оперативно выяснить, по какой цене они закупают гречку для школьных столовых. И таких запросов — десятки.

— Регулярные отчеты у педагогов запрашивают не только руководители минобразования, но и МВД, МЧС, паспортного стола, многих других ведомств, — добавил глава профильного комитета. — Немудрено, что 85 процентов респондентов жалуются на то, что им приходится выполнять непрофильные обязанности.

Фактор села

О тревожных симптомах в нынешней школе рассказывает не только беспристрастная статистика, но и сами учителя. Живые люди, у которых помимо работы есть семьи, собственные увлечения, а у работающих на селе — еще и личные подсобные хозяйства. Не решаемая из года в год проблема стала уже системной и оборачивается новыми трудностями. Об этом очень хорошо знает директор одной из гимназий Чишминского района Румия Гайнанова.

— Тема, которую мы обсуждаем сегодня, крайне актуальна. Когда мы начинаем говорить о перегруженности учителей в своем коллективе, это всегда вызывает бурю эмоций, — рассказала педагог. — Ситуация усугубляется еще и тем, что к сельским школам при явных отличиях в материально-технической базе предъявляются те же требования, что и к городским. В плане и качества образования, и участия в предметных олимпиадах, и по многим другим показателям. Нагрузка на учителей растет в геометрической прогрессии: и основная, и непрофильная. Сельские учителя при этом вынуждены вариться в собственном соку из-за нехватки общения, возможности учиться и повышать квалификацию. Вместо этого валом идут бесконечные отчеты, которые не успеваешь отправлять.

При этом кадры, как подчеркнула Румия Гайнанова, стареют, а молодежь в силу всех этих причин очень неохотно идет в систему образования. Если раньше в начале нового учебного года в Чишминский район приезжали по двадцать — двадцать пять специалистов, в прошлом году их было всего шесть. Особенно тяжело, заметила директор школы, приходится малокомплектным школам, которым не хватает всего: электронных учебников, мощного интернета, профильных классов и параллелей, кадров (в этих школах нет завучей, потому вся нагрузка ложится на рядовых педагогов). О каком же качестве образования в таких условиях может идти речь, задалась риторическим вопросом чишминский педагог. И предложила свой вариант решения проблемы.

— Чтобы обеспечить равные возможности для обучения, нужна централизация школ на селе и строительство интернатов с хорошими условиями проживания, — считает она. — Только в этом случае дети из сельской глубинки смогут получать достойное образование и выбирать дорогу в жизни. В противном случае они без какой-либо альтернативы так и останутся лишь потенциальной дешевой рабочей силой для города.

Говорили на парламентских слушаниях и о социальной защите учителей, с которой, как выяснилось, тоже не все в порядке. Как рассказал председатель рескома профсоюза работников народного образования Раиль Газизов, предусмотренная законом компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг для сельских педагогов составляет в нашем регионе всего 600 рублей. Это вдвое ниже федерального уровня.

— Мы уже поднимали этот вопрос на одном из заседаний профильного парламентского комитета и просили увеличить сумму до 1200 рублей, — сообщил он. — Давайте заботиться о педагогических кадрах, беречь их, все это самым положительным образом скажется в ближайшем будущем на наших детях и на интересах всего государства.

С политической подоплёкой

Профсоюзного лидера поддержал Рустам Ишмухаметов, напомнивший даже не о роли — о миссии учителя в современном обществе.

— Образование становится важнейшей сферой деятельности, — подчеркнул вице-спикер. — Очень наглядно это продемонстрировала всему миру Украина, где за последние восемь лет была сформирована серьезная антироссийская платформа, на которой воспитано целое поколение молодежи. Так что от состояния этой сферы сегодня во многом зависит политическая ситуация, не следует забывать об этом.

По итогам обсуждения депутаты приняли проект рекомендаций в адрес органов госвласти и местного самоуправления, совета ректоров вузов РБ и образовательных организаций. С учетом обращений и замечаний выступивших этот документ доработает профильный парламентский комитет. Впрочем, механизм перестройки федеральной образовательной системы уже запущен. Республике остается только определить свои самые болевые точки и как можно быстрее включиться в этот процесс.

— Наступило время перемен, в первую очередь касающихся сферы образования, которую необходимо перестроить на всех уровнях, — сказала депутат Госдумы от Башкирии Эльвира Аиткулова. — Наш отказ от Болонской и возврат к российской системе может стать первым шагом на пути импортозамещения в отрасли, и его необходимо продолжать, в том числе в плане подготовки кадров.

В нижнюю палату российского парламента внесено два важнейших законопроекта, добавила депутат. Один — о снятии бюрократической нагрузки с учителей и введении прямого запрета на подготовку ими документов, не входящих в утвержденный минобром перечень. Второй проект закона (одним из соавторов которого стала сама Эльвира Аиткулова) отменяет действующее сейчас понятие «услуга в образовании», имеющее неоднозначное толкование и ассоциирующееся с коммерческим пространством. Его исключение поможет выстроить гармоничные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Кстати, изъять из закона понятие образовательной услуги попросили сами учителя, которые считают, что подобная терминология не соответствует роли педагога.

Кстати

Как сообщил журналистам федеральных изданий на своей пресс-конференции руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, уже к началу нового учебного года бюрократическая нагрузка на учителей должна уменьшиться почти наполовину.

Сокращение объемов административной работы поможет педагогам уделять больше времени главному — школьникам. Также, по мнению руководителя надзорного ведомства, на это может повлиять переход на цифру.

В то же время чиновник признал, что сейчас в некоторых случаях учителя вынуждены одновременно вести отчетность и на бумаге, и переходить на новые технологии. 

Автор:Тамара ПЕРЕСЫПКИНА
Читайте нас: