Все новости
Образование
10 Ноября 2016, 14:01

Казнить за ошибку

Есть ли у четвёртого «А» шанс остаться с любимым педагогом?

Месяц не затихает конфликт в уфимской школе № 1: несколько родителей третьеклассников обвиняют классного руководителя в оскорблении и запугивании своих детей. В качестве доказательства фигурирует диктофонная запись, якобы сделанная на уроке одной из учениц и растиражированная в электронных СМИ. В школе идет проверка за проверкой, провинившийся педагог наказан, пострадавшие перевелись из класса. Но пока одни родители, не удовлетворенные наказанием, продолжают слать в инстанции гневные письма, другие грудью встали на защиту классного руководителя.
В потоке жалоб

— Учительница у нас взрывная, эмоциональная, — признается мама Лариса, член родительского комитета. — Может повысить голос на детей, если, например, домашнее задание не сделано. Причем любимчиков у нее нет, попадет и отличнику, и двоечнику. Ну и что в этом страшного, если она дает отличные знания? Обычно ведь как бывает: не выучил — иди, два. Наша же оставит после уроков и будет сидеть рядом, пока ребенок все не поймет и не сделает. А что вспылит — так тут же и обнимет, такой уж она человек. И нас, родителей четвертого «А», куда больше устраивает такой эмоциональный и душой болеющий за каждого учитель, чем спокойный и равнодушный. А главное, дети ее любят. Но мнение нашего класса, похоже, не имеет никакого значения.

Героиня нынешней истории, педагог с 25-летним стажем, ведет сразу два класса: третий «В» в первую смену и четвертый «А» — во вторую. Они никак не пересекались, а о далеко зашедшем скандале у третьеклашек родители четвероклассников узнали на собрании от директора школы. И очень испугались, что с классным руководителем придется расстаться. Тем более что от руководства третьим «В» ее отстранили, но поток жалоб от пострадавших родителей в различные инстанции продолжается.

— Каждый день иду в школу и боюсь услышать, что ее уволили: внучка так расстроится, — вздыхает Фидана, бабушка ученицы из четвертого «А». — Наш класс всегда был сильным и дружным, и заслуга педагога в этом немалая. У нас многие родители только из-за нее возят детей в эту школу из других районов. А когда она последний раз вышла с больничного, весь класс кричал «Ура!». Стали бы дети так радоваться злому учителю, который их оскорбляет и запугивает?

В дружности четвертого «А» сомневаться не приходится: не нашлось ни одного ученика, чьи родители не захотели подписать письмо в защиту педагога. Собрав 30 подписей, родительский комитет отправился к первому заместителю министра образования РБ Айбулату Хажину.

— Он нас выслушал внимательно, — рассказывает Лариса. — Сказал, что об увольнении пока речи нет. Но мы-то видим, к чему дело идет. Учительница принесла извинения, получила выговор и дисциплинарное взыскание, но жалобщикам этого мало. Теперь они пишут в прокуратуру. И не остановятся, по всей видимости, до тех пор, пока педагога не уволят.

По словам родителей, за последний месяц в школе прошло аж девять проверок. Здесь побывали Рос-обрнадзор, детский омбудсмен Милана Скоробогатова, проведено психологическое тестирование. Сложно представить, как администрации школы удается поддерживать нормальный учебный процесс при таком авральном режиме. Сама педагог уже второй раз на больничном, и неизвестно, выйдет ли. В результате от ситуации больше всего страдают школьники, не имеющие отношения к скандалу.

— Сначала мы думали, что статья в газете сможет что-то изменить, — говорит Лариса. — Но, похоже, эту стену нам не пробить. Как бы мы ни просили, любимый детьми педагог в нашем классе не останется. Да, мы слышали эту запись с диктофона, наверное, так нельзя разговаривать. Но учителя ведь не боги и совершают ошибки, да и довести можно любого. Так что, за ошибку надо непременно казнить? Пусть люди хотя бы задумаются, как беззащитны и бесправны сегодня учителя и как легко утопить любого из них.

А судьи кто?

Скандал раздут многими сайтами, ведь темы живодеров — мучителей животных и педагогов — мучителей детей неизменно пользуются популярностью. Правда, с педагогами все не так однозначно. Одни читатели, узнав содержание диктофонной записи, жаждут крови или хотя бы увольнения, другие пожимают плечами: «И что тут такого? Все правильно сказала. Тем более что запись сделана уже после наездов родителей, довели человека». Есть такие, кто называет учителя чудовищем, другие, наоборот, хвалят и поддерживают.

«Мой ребенок учится в третьем «В», — комментирует мама Наталья. — Могу сказать следующее: несколько родительниц, чьи дети имеют плохую успеваемость, затеяли судилище над заслуженным учителем на ровном месте. Стали писать во все инстанции и полоскать ее честное имя. Учитель сейчас в больнице, страдают дети, которые любят ее и ценят. Преподавателя поддерживает большинство родителей. Просьба к тем, кто продолжает активную борьбу, — оставьте учителя в покое!»

«Благодарим за все, что вы нам дали, — объясняется педагогу в любви бывшая ученица Анна. — Знайте, что мы вас любим, ценим, помним и поддерживаем. Берегите свое здоровье, не переживайте из-за недостойных людей».

«Нежные все стали, слова им не скажи, — фыркает еще один комментатор. — Сейчас такие детки пошли, что по-другому просто не понимают. Чем собирать компромат на учителя, займитесь лучше воспитанием своих чад!» Одни согласны, другие рады поспорить. Мнения разделились примерно пополам.

С диктофоном по жизни

— Знакомая учительница истории ушла из школы, — делится Лариса. — Говорит, невозможно стало работать, дети на уроках все записывают, снимают и тут же выкладывают в интернет. Учителя уже боятся лишний раз рот открыть. В таких условиях скоро учить будет некому, все разбегутся.

Без современных технологий нынче никуда. Но поощрять детскую игру в папарацци, а то и учить тайком собирать компромат — вещь неоднозначная. С одной стороны, такое чадо в жизни не пропадет, всегда сумеет себя защитить. С другой, аппетит приходит во время еды. Многие родители, увы, весьма далеки от педагогики. И если диктофон или камера всегда под рукой, то можно записать немало «увлекательных» домашних сценок и порадовать ими собратьев по интернету. А заодно и опеку.

Хорошо бы еще понять, чего в конечном счете хотим от учителя мы, родители. Что важнее: чтобы он любил детей и переживал за них всей душой или же всегда был сдержанным и не проявлял эмоций. И возможно ли то и другое одновременно? А может, педагогу следует быть этаким невозмутимым роботом, монотонным голосом бубнящим правильные вещи? Тогда он будет в полной безопасности: никакой диктофон не обнаружит компромата. Возможно, многие родители будут довольны. Только вот запомнят ли подросшие дети уроки или хотя бы имя такого учителя? Сильно сомневаюсь.
ДОСЛОВНО

Из диктофонной записи, за которую учителю грозит увольнение:

— Дети, которые работают, не визжат и не кричат на всю школу. Потому что их дома научили работать, а не языком трещать. Моя любимая пословица — яблоко от яблони недалеко падает. И каждый ребенок — это лицо своих родителей. У (перечисляет несколько имен — авт.) что мама, что папа работают сутками напролет, поэтому они и сами «рабочие». Глядя на ребенка, я сразу понимаю, какая там семья. В нормальной семье дети матерных слов не знают и богатой фантазией не пользуются. Ничего, слава богу, суд на нашей стороне. Меня есть кому защитить, у нас есть закон, есть Конституция. Я могу очень хорошо испортить будущее тебе и твоей матери. Я никому никогда не позволю испачкать мое имя. Я работаю в школе 25 лет. Меня знает полгорода, полстраны. Мои ученики за границей живут. Кого не устраиваю я как учитель, собирайте документы и уходите в другую школу. И бояться меня не надо. Найдите там доброго учителя, ласкового, нежного. Боится она! Нервную систему надо лечить, чтоб не бояться.
Читайте нас: