Все новости
Образование
14 Августа 2015, 14:20

Душа в формате

Что ценнее — туалетная бумага или рукопись Достоевского?

По статистике, в библиотеку ходит только девять процентов читателей.
По статистике, в библиотеку ходит только девять процентов читателей.
Однажды знакомая библиотекарь рассказала, как приняла на работу молодую помощницу, окончившую колледж, по слухам, очень неплохо. И застала ее в полнейшей растерянности. «Пришел читатель, попросил «Дон Кихота», — поведала озадаченная дева. — Смотрела и на букву «Д», и на «К» — не нашла!»

О том как же сделать, чтобы молодое поколение различало имена испанского идальго и автора бессмертного романа Мигеля Сервантеса, мы беседуем с одним из лучших учителей русского языка и литературы республики, преподавателем из уфимской школы № 105 Владимиром Раевским.
Дедушка БАРМАЛЕЙ

— То, что старшее поколение сокрушается по поводу нечитающей молодежи, — история уже старая. Но меня удивляет, что и сами сокрушающиеся нечасто стали брать в руки книгу: раньше очередь, например, в поликлинику было немыслимо пережить без томика в руках.

— Появились альтернативы проведения досуга: есть аудиокниги, где проникновенный голос Казакова читает Пушкина, например. Эмоциональные дамы зрелого возраста увлеклись сериалами. Изменилась и психология: выросло более меркантильное поколение.
Ну что даст ему книга для жизни? Ничего! Мы читаем для души, а им надобны средства, чтобы, грубо говоря, желудок наполнить, отхватить элитную квартиру. А разве для этого нужно читать? Время ломает людей. Раньше об этом и не задумывались: как без книги-то — с ней взрослели, жили, старились.

Мы в этом году ездили с учениками в Питер. Они ходили по городу, а я за ними наблюдал и сравнивал с теми школьниками, с которыми бывал здесь в 90-х годах. Часть слушала историю дома Романовых, раскрыв рты, часть превесело тусовалась в сторонке, к счастью, маленькая часть. Но изменились и сами питерские экскурсоводы, видимо, опять-таки в связи в психологией времени. Я, например, не ожидал, что, приехав в Царское Село, мы не попадем в лицей Пушкина. Уж если вы такой весь из себя интеллигент — платите отдельно и посещайте. Заходили и в музей поэта на Мойке. Ходим, глазеем, как полагается экскурсантам. И вдруг ловлю себя на мысли, что ни слова не слышу да и не вижу его личный кабинет, ту парадную лестницу, по которой заносили его раненого в дом. И опять слышу: «Это экскурсия отдельная, платите за лестницу-то». Так что либо плати, либо бери, что дают, а дают-то не бог весть как много.

— Эксперты полагают, что любовь к книге могут пробудить родители. Но данные статистики таковы: только 10% родителей читают дошколятам и только 0,1% — школьникам.

— Есть у меня и хороший пример, чтобы проиллюстрировать мнение экспертов. Знакомый шестилетний малыш самостоятельно осиливает одну страницу, а слушая бабушку и дедушку, — поболе. Но гораздо интереснее представляется ему айпад, который есть у родителей и с которым они играют часами, как малые дети.

Положите на одну чашу весов самую захватывающую книгу, а на другую айпад. И что, по-вашему, перевесит? Запрещать его не стоит: рано или поздно ребенок возьмется за эти современные игрушки. А за книгу — все равно нет.

Есть, правда, одна хитрость: читать можно по-разному. Этот мой дедушка взял как-то для внука «Доктора Айболита», и снизошло на него вдохновение: раскрыл зубастую пасть крокодил, позарившись на солнышко, захихикал вредный Бармалей — словом, перевоплотился наш дедушка и внука в действо втянул. Это вот может сработать: малышня, обожающая играть в компьютерные игры, думается, не откажется поиграть и в реальности.

Интеллигентные пираты

— Эксперты считают, что беда нашей школы — в отсутствии хороших учителей литературы. Остальные предметы худо-бедно можно освоить. Литература имеет дело с человеческой душой.

— Учителя есть, вопрос в другом. Прекрасный педагог часами может рассказывать о Пушкине так, что ученики просто стройными рядами пойдут опустошать библиотеки и магазины. Только кто ж ему эти часы даст? Литература в старших классах — это 102 часа в год. За это время надо пройти всю программу, разработанную людьми не очень компетентными. А мне так хочется рассказать им все, что знаю, про Горького, например, — за три или четыре урока. Хочется рвануть на экскурсию в другой город, в литературный музей. Древнерусский материал — очень тяжелый. А почему бы не запланировать посещение храмов, дотронуться до святынь, увидеть все своими глазами? В программе есть изучение Корана. Почему бы не сходить в мечеть? А когда? Мне на Коран 40 минут отвели. Дайте учителю свободу!

— По статистике, самая востребованная литература — это детективы и любовные романы. Но и любители серьезного чтения в растерянности: в аннотациях буквально к каждому тому вроде бы компетентные люди утверждают, что вы держите в руках бестселлер, и жизнь ваша пройдет впустую, если не прочитаете. Как выплыть в этом море книжных «шедевров»?

— Это расчет на неподготовленную публику. Для того мы и работаем, чтобы разъяснять детям, что под конфетной оберткой необязательно скрывается шедевр, а вот книгу, которую, возможно, они осилят с трудом, все же вспомнят, вернутся, поймут, зацепятся — хотя бы через десять лет, с другими жизненными позициями. Что касается современной литературы, я и сам стараюсь подслушать разные точки зрения уважаемых мною людей, поискать их в том же интернете, в СМИ.

Вот объявили Год литературы. Он закончится, и что останется? Если хотя бы баннеры с изречениями писателей — то хорошо, хотя их следовало бы повесить раньше. Можно менять авторов, можно — цитаты. По таким вещам тоже складывается впечатление о городе, его культуре. Если снимут — просто смешно будет.

Газета в формате комикса

— В процессе обучения все школьники так или иначе — читатели: без программы по литературе все же никуда. Но эксперты подсчитали, что уже к 10 годам читательская активность учеников сильно падает. Почему?

— Для детей это время переходного возраста, появления новых интересов и приоритетов, спортивных или творческих кружков и секций, которые занимают практически все свободное время. Причем нередко именно тогда и проявляется меркантильность и расчет на будущие успехи в жизни. Одна из мам мне как-то сказала: «У нас плавание на первом месте». А дети стоят перед выбором: читать — скучновато, да и зачем? А вот тхеквондо — это да, это как в кино! Да еще на соревнованиях, глядишь, не в последних останешься.

Выход — в гармоничном сочетании занятий для души и для тела, только не все родители это понимают. Нужно отнестись к увлечению ребенка с умом, все взвесив и оценив. Дополнительное образование, безусловно, необходимо, и, возможно, станет впоследствии для ребенка источником дополнительной копеечки. Но пренебрегать фундаментальным минимумом школьных знаний не стоит.

— Кстати, кроме книг, неплохо бы и газеты почитывать. Какими, по-вашему, должны быть современные газеты, чтобы привлечь читателя?

— К сожалению, нынешние газеты — это много картинок и мало текста, они просто-таки превращаются в комиксы. Мне кажется, многие из них сейчас просто не имеют своего лица. Люди верили газетам как достоверным, серьезным источникам информации. Сейчас в них перемешалось все: скандалы, криминал, ну, что-то и для жизни есть.

Психологию людей нужно менять: и читателей, и журналистов. «Получилось, что туалетная бумага стала цениться выше рукописей Достоевского» — это актер Алексей Серебряков сказал. Пора вернуться к тем временам, когда в формате, как любят говорить современные писатели, была душа.

Но унывать не стоит: россияне такая нация, что из любого омута бриллиант достанут. Переживем!
Между тем

Непривычные тезисы довелось услышать педагогам на II Всероссийском съезде учителей дошкольного образования в Сочи.

Эксперты подвергают сомнению наше стремление обучить детей читать раньше, чем ходить.

Почему-то не принимается во внимание тот факт, что по официальной статистике уже не менее 60 процентов детей в дошкольном возрасте — дети с несформированной речью и 30 процентов — с несформированной моторикой, отмечают они. Оказывается, взгляд пятилетнего ребенка при чтении текста фокусируется на каждой букве в силу физиологических особенностей его развития.

Что происходит с таким ребенком далее, в третьем и четвертом классе? Привычка фокусировать взгляд на каждой букве, навык к чтению, привитый с трехлетнего возраста, остается. А требования к чтению уже другие. В результате ребенок читает медленнее сверстников, приступивших к чтению в более позднем возрасте.

Как считают участники съезда, мы совершаем не только бесполезные, но часто и опасные действия, настаивая, к примеру, на уроках английского языка для детей с несформированной речью.
К слову

По данным фонда «Общественное мнение», 44% россиян за год вообще не открывали ни одной книги. А наши дети оказались на 42-м месте из 65 стран мира. 18% опрошенных признались, что книг у них дома нет совсем. Самыми востребованными оказались Дарья Донцова, Юлия Шилова и Александра Маринина. Среди зарубежных писателей — Александр Дюма, на втором месте — Агата Кристи, на третьем — Барбара Картленд. Неудивительно, что 58% россиян не смогли назвать книг, которые произвели на них сильное впечатление.
Читайте нас: