Все новости
Образование
24 Апреля 2015, 15:28

Школа умрёт без любви

Работать с учениками — значит, работать над собой, считает лучший педагог республики

Важно даже настроение, с которым педагог приходит в класс, отмечает Рима Ронжина.
Важно даже настроение, с которым педагог приходит в класс, отмечает Рима Ронжина.
Абсолютным победителем юбилейного XXV республиканского конкурса «Учитель года-2015» стала преподаватель математики уфимского лицея № 58 Рима Ронжина.
Математика — наука красивая

— Раньше девочки все как одна мечтали попасть в актрисы, сейчас, вроде бы, в топ-модели, а вот о профессии учителя, к сожалению, не задумываются. А вы представляли себя в роли учителя или это наследственное?

— Да нет, не наследственное, но мама всегда мечтала о том, что я стану педагогом. Представления у нее были такие: учитель — это очень престижно. Мама выросла в деревне, а там, сами знаете, учителя — люди уважаемые. Она мне так говорила: «Всегда будешь ходить в красивой, аккуратной одежде, все тебя уважать будут».

Училась я хорошо, окончила уфимскую школу № 1 с медалью. Класс был сильным, а классная руководительница — женщиной мудрой. Она приучила нас всегда помогать отстающим. И тут я поняла, что я умею доходчиво объяснять. Меня хорошо понимали. И я сказала себе, а почему бы и нет?

Поступила на физфакультет БГУ — склад ума у меня технический, и ничего привлекательней логики и красоты цифр я не представляла. Кроме предрасположенности, свою роль сыграли хорошие учителя — согласитесь, они очень влияют на выбор профессии.

Училась я на кафедре геофизики и могла со спокойной душой и красным дипломом пойти в нефтянке работать, поехать на Север. Но выбирать не собиралась — только школа. Сначала в лицее № 52 десять лет объясняла школярам основы физики.

— А первый урок свой помните?

— Когда учитель молодой, неопытный, ему тяжело. Ах, сколько нервов тратите, сокрушаются иные личности, ах, эти современные дети! А я двадцать два года работаю в школе — а про нервы, в общем-то, позабыла. Может быть, математика, предмет строгий, сама располагает к серьезному к ней отношению. Современные дети уже с первого класса понимают, что на эти уроки надо обращать особое внимание. Они очень пригодятся в жизни. Со своей стороны, я всегда стараюсь к каждому найти свой подход — за все время у меня не было ни одного конфликта.

Мы говорим, что молодые учителя не идут в школу. Идут — но не остаются. Им нужно создать соответствующие условия. Когда я пришла в лицей № 58, мне дали самый лучший пятый класс — не трудных подростков, от которых все отказываются. Я с ними училась, с ними росла, их выпускала. Думаю, это правильный подход. Учитель со стажем всегда найдет, куда направить энергию буйных школьников, а молодому нужно опыта еще набираться. Мне доверяли — и это просто окрыляет. Сейчас этот мой выпуск считается одним из самых лучших в школе.

Дети просто заставили меня расти и развиваться вместе с ними. Я была вынуждена работать над собой, чтобы им соответствовать, более того, быть им примером.

Со слабыми классами работать легче. Ими легче руководить, они нуждаются в вас. Вы — человек, который все знает.

«Перевернутый класс»

— Но каким бы сильным ни был класс, все же есть в нем ребята посильнее, есть послабее. Как объединить их, чтобы одним не было скучно, а другим непонятно?

— Суть современного образования все-таки в индивидуальном подходе к каждому. Как это сделать, когда в классе тридцать человек? Это, пожалуй, главный вопрос. На конкурсе я как раз делилась опытом применения смешанного обучения.

Есть, например, такая модель, которая называется «перевернутый класс». Мы даем детям домой какое-то задание не по учебнику, а из интернета. Я его в классе не объясняю. Дома ребенок в спокойной обстановке его разбирает. Дети приходят в школу с разной, конечно, степенью подготовки. По желанию делятся на группы: те, кто отлично разобрался во всем, работает самостоятельно, кто не совсем понял — работают со мной, третья группа — нечто среднее между первой и второй, работают друг с другом. Это очень эффективно в старших классах.

Сейчас учитель — это не тот человек, который традиционно дает знания, это человек, который направляет учеников. Дети читают, но не прочитывают, слушают, но не слышат. Наша задача — вернуть им умение извлекать информацию из разных источников.

— Как изменились дети за последние 20 лет? Что вам в них нравится, что — нет?

— Я бы сказала так: не изменились, потому что как раньше были ответственные и безответственные родители, так они есть и сейчас. А все от них-то и зависит.

Современных детей нередко обвиняют в излишнем прагматизме. Проявляется он в том, что дети больше внимания уделяют предметам, которые они сдают в форме ЕГЭ. Но если в какой-то школе есть хороший учитель биологии, который может увлечь детей, для них биология становится очень важным предметом, к которому они усердно готовятся. Все зависит от учителя.

— Современные технологии, конечно, очень нужны, но в чем заключается «ручная работа» учителя?

— Наши дети за страницами учебника не всегда видят связь с реальностью. Это больной вопрос. Я стараюсь на своих уроках, на геометрии особенно, включить их воображение, чтобы они делали что-то руками: измеряли углы, отрезки, стро-или гипотезы. Мы говорим на уроках о значимости предмета, о том, зачем мы его изучаем. С геометрией легко — это наука о земле изначально. С алгеброй сложнее, она более научна. Мы пролистываем учебник, чтобы прикинуть, где тема им может понадобиться.

У каждого ребенка есть выбор, особенно сейчас, когда интернет в свободном доступе: использовать его для самообразования, сидеть в соцсетях или играть в игрушки. Сделать так, чтобы этот выбор был правильным — наша задача.

— Так математика — это...?

— Наука, которая помогает жить. Прежде всего, развивает логическое мышление, без которого ориентироваться в жизни просто тяжело. Помогает строить прогнозы, думать на шаг вперед, как в шахматах. Учит рациональности действий: в поисках ответа можно долго идти окольными путями, а можно это сделать красиво, легко, быстро. Алгебра, геометрия вроде сухие науки, но мы тоже учим говорить, ясно выражать свои мысли. А ведь дети разучились это делать. Математический язык — это не сухой язык, это русский язык, который помогает какие-то факты формулировать красиво, ясно, четко, лаконично.

— Математика, можно сказать, одна из самых консервативных наук: что бы ни творили с историей, литературой, дважды два всегда четыре. А что-то все-таки меняется в ней: приходят новые знания, методики?

— За все эти годы я еще никогда не вела уроки одинаково. На одну и ту же тему по одному и тому же учебнику разные учителя проведут урок по-разному. У каждого свои цели, добиваются они их своими способами, наработками. Факторов много, даже настроение, с которым ты пришел в класс и с каким пришли дети, — все важно.

Учитель — это актер, который каждый раз играет роль по-разному.

Наркотик для мозга

— Я читала, что в Кольцово живет первый в России онлайн-учитель математики Андрей Андреев, который выкладывает свои видеокурсы в интернет. Как вы относитесь к такому «технологическому» образованию?

— То есть может ли ребенок вообще не ходить в школу, а заниматься таким образом? Мы должны нашим ученикам давать свободу выбора. Если ребенок хочет прослушать интересные, полезные лекции в интернете, это прекрасно. Но вот калькуляторы я категорически запрещаю использовать на своих уроках. С пятого класса они усваивают фразу «калькулятор — это наркотик для мозга». Сколько я видела детей, которые не могут два на шесть умножить! А между тем устный счет развивает мозг ребенка не меньше, чем моторика пальцев.

Мы учим детей жить в обществе. Иногда для ребят какой-то учитель кажется добрым, какой-то не очень. «А вы уверены, что в жизни вас все будут гладить по головке?» — спрашиваю я. Школа должна быть школой жизни во всех проявлениях. Дети учатся общаться со сверстниками, то есть с людьми, с которыми они будут общаться потом на равных, помогать малышам, правильно вести себя со старшими.

— Что для себя вы вынесли из конкурса?

— Прежде всего это встреча с очень интересными, творческими людьми — ведь на конкурс идут те, кому есть что сказать и показать. Учителю сейчас нельзя вариться в собственном соку: это значит не расти.

Конкурс проходил поэтапно, и мне запомнились слова нашего районного методиста Ольги Шеиной: «Вне зависимости от того, займете ли вы какие-то места или нет, я вас уверяю, что ни один из вас не уйдет с плохим настроением и чувством того, что вы потратили время зря». Так оно и было: я получила замечательный опыт публичных выступлений перед незнакомыми людьми, умения вести уроки в чужом классе, стала чувствовать себя более уверенной. Учительство сегодня очень позитивно, современно, открыто всему новому.

— На конкурсе обсуждалась школа будущего. Какой вы ее видите?

— Кто-то видит ее оборудованной самыми современными технологиями. Я сама их применяю: первым делом на уроке включаю ноутбук, экран, проектор, документ-камеру. Но это не главное. Главное в моем понимании — учителя, которые должны быть исключительно творческими людьми, любящими свой предмет, своих учеников. Без этой любви школа точно умрет. Наша система образования существует много лет и без компьютеров, а какие прекрасные были учителя, воспитывавшие не менее прекрасных учеников на собственном примере. В десятом классе у моего сына сменился учитель русского языка. Он пришел домой пораженный: «Мама, мы написали небольшое сочинение, а она написала комментарии к ним на две страницы каждому!» Халтура в школе не пройдет — дети просекают ее мгновенно.
Кстати

Лицей № 58, в котором работает Рима Ронжина, находится в Калининском районе Уфы. В этом году он победил в конкурсе «100 лучших школ России» в номинации «Лучший лицей», а руководитель Светлана Мустафина награждена почетным знаком «Директор года», сообщает пресс-служба администрации столицы.
Читайте нас: