Все новости
Образование
11 Февраля 2014, 15:15

Электронная библиотека: не роскошь, а средство обучения

А для заочников аграрного университета — необходимость

Можно сколь угодно долго с обожанием рассказывать о трепетном чувстве, с которым берешь в руки книгу, вкусно пахнущую типографской краской. Шорох перелистываемых страниц кажется тихой музыкой древней мудрости, сокровенной беседой двух задушевных друзей — писателя и читателя. Но как отмечают ученые, динамика жизни диктует свои требования к знаниям и способу их доставки до потребителя, и электронные библиотеки — это наиболее современный и удобный способ работы с библиотечными ресурсами, позволяющий использовать все доступные технические средства. Не будем спорить с учеными, тем более, что за доказательствами далеко ходить не надо: для Башкирского государственного аграрного университета, перефразируя классиков, электронная библиотека — не роскошь, а средство обучения. Созданная в 2006 году, за время своего существования она доказала необходимость и жизнеспособность.
Для учёбы нет плохой погоды

На «электронную полку» в первую очередь «легли» учебно-методические материалы, рассказывает директор библиотеки Ольга Белобородова. Собственно, причин для перехода в сеть множество: число публикаций в прессе растет очень быстро и библиотеки просто не успевают обрабатывать информацию. Не стоит забывать и о том, что как бы щедро ни делилось руководство вуза площадями, они не безразмерны.

Особенно быстро накапливается периодика. Кроме того, как бы трепетно ни относились читатели к книгам, бумага — материал хрупкий и недолговечный. Аналоги печатных изданий на электронных носителях — верная гарантия того, что через энное время вы не будете судорожно искать вожделенный том, давно попавший «в переплет» температурных и других коллизий, затрудняющих его сохранность. Так что, если речь идет о выборе: не выходя из дома или офиса просмотреть в сети полный текст документа или пройти все круги традиционного библиотечного обслуживания, ответ, думается, однозначен.

Для специфики аграрного вуза, в котором учеба большинства заочников зависит даже от времени года, существование такой библиотеки и вовсе благо — и для студентов, и для преподавателей, считает проректор по учебной работе Рузил Авзалов: «У заочников ведь не всегда есть возможность приехать да еще иной раз только ради того, чтобы пролистать страницу-другую нужного учебника. Учебно-методические документы это: рабочая программа, методики самостоятельного обучения, выполнения лабораторных работ, изучения какой-либо дисциплины. Заочнику без этого не обойтись! Тем более, что рабочая программа должна обновляться ежегодно, а значит, если бы речь шла о прежних временах, перепечатываться. Представляете, какой объем бумаги, труда, да и денег тоже. В 2006 году приказ Минобрнауки России о неограниченном доступе обучающихся к нужной литературе заставил нас серьезно задуматься — и действовать. Ныне ввести пять тысяч единиц методических документов и столько же убрать из базы данных особого труда не представляет, конечно, кроме человеческого. Фактически через базу данных учебно-методических документов прошло около 40 тыс. единиц. Сейчас она насчитывает 18 тыс. актуальных документов по каждой дисциплине — это стопроцентное обеспечение всех дисциплин методическим материалом. А кроме собственных наработок, наши студенты могут полюбопытствовать, что им может предложить в электронном виде то или иное издательство. Если с ним заключен договор, разумеется. Сейчас 74 процента дисциплин, читаемых в университете, обеспечивается учебником в цифровом формате.

Поговорим по-нашему, по он-лайну

Безусловно, к каждому нововведению необходим разумный подход: брать лучшее от нового, но не отрекаться от старого. Для факультета информационных технологий и управления «цифра», конечно, понятие родное, но для агрономов, ветврачей, зооинженеров, инженеров-механиков и специалистов пищевых технологий нужны еще добрый старый учебник и живая практика. Запрягаем мы медленно, но едем надежно. Наша электронная библиотека — единственная в республике зарегистрирована Роскомнадзором как электронное средство массовой информации».

Но и сама система электронного обучения не топчется на месте, а бодро воспринимает все, что творится в цифровом мире. Так, ныне в БГАУ в фаворе система Moodle — более удобная для преподавателей, оценивших возможность проводить видеолекции, семинары, конференции, рассказывает Данис Хазиев, заведующий сектором обеспечения качества образования (есть и такая должность в штате вуза). Любой студент может зайти в нее и получить к ней доступ с планшета, с телефона, с ноутбука. Желающих, кстати, воспользоваться сокровищами библиотеки предостаточно: в БГАУ есть настоящие раритеты, правда, еще неоцифрованные. Например, издание 1747 года. А всего здесь около 2,5 тыс. таких уникальных книг.

Студент может не только «прогуляться по электронным полкам» библиотеки, продолжает Наиль Юнусбаев, декан заочного обучения, но и пообщаться со своим преподавателем, изучить выложенную о нем информацию, задать вопрос, просмотреть интересующие его труды, лекции, пройти тестирование и получить за него оценку, початиться с сокурсниками. А его активность может, таким образом, проконтролировать преподаватель — от сети не скроешься. И, кстати, инициатива педагога поделиться своими наработками в сети поощряется руководством вуза. Весьма ощутимо: если это, например, интерактивный учебник, то педагог получает от 5 тыс. рублей и выше за размещение его в электронной библиотеке и на своей странице. А заключая лицензионный договор на включение учебника без разовой оплаты — получает 5 баллов по рейтингу, что влечет за собой стимулирующие надбавки к основной зарплате. То, что студенты ныне народ исключительно продвинутый — факт бесспорный, но и преподаватели аграрного тоже на коне. Ноутбуки, которыми их обеспечило руководство вуза — всех без исключения, — они носят не для красоты.

Без барьеров

Активно обсуждаемый в прессе вопрос, а нужен ли преподаватель в электронном образовании, как важное звено этой цепочки, отпадает сам собой. Учебники — учебниками, но личный контакт, пусть и в он-лайн режиме, бесценен. Да и уже упомянутая специфика аграрного вуза — причина того, что студенты постоянно в процессе обучения проходят живую практику, напрямую общаясь с преподавателями, продолжает разговор Татьяна Ханнанова, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления.

Не стоит забывать и о том, что государство наконец-то повернулось лицом к людям с ограниченными возможностями. А это, конечно, предполагает создание условий для их обучения с тем, чтобы любой из них мог найти свое, желанное место в жизни. Такие студенты есть и в БГАУ. В прошлом году дипломированным специалистом, например, стала Регина Нуреева, получившая тяжелую травму, лишившую ее возможности передвигаться. Регина окончила с отличием факультет информационных технологий и управления, поступила в аспирантуру и работает по специальности.

Справка

Электронные библиотеки (ЭБ) появились буквально сразу же после зарождения интернета в США, в Японии и странах Евросоюза. К концу 80-х годов стали создаваться первые ЭБ научных журналов. В России об электронных библиотеках заговорили в 1997 — 1998 годах. На первых порах свой весомый вклад в создание электронных библиотек внесли любители-энтузиасты. Наиболее известными проектами такого рода являются американский «Проект Гутенберг» и российская «Библиотека Мошкова». На ее страницах можно найти едва ли не все произведения русских классиков. Что немаловажно, тексты взяты из авторитетных источников, в основном — из академических изданий. Существенный недостаток библиотеки — невозможность скачивать книги. Большая часть ЭБ в США и Западной Европе возникла и развивается в академических и исследовательских организациях, прежде всего в университетах. Многие университетские ЭБ, однако, предоставляют лишь ограниченный доступ — только своим сотрудникам и студентам. В России громадное количество любительских, некоммерческих электронных библиотек.
Читайте нас: