Все новости
Образование
12 Декабря 2013, 16:24

Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь

Почему в республике тормозит процесс электронного обучения

Электроником можно будет стать в любой школе.
Электроником можно будет стать в любой школе.
«Летом прошлого года мы вплотную подошли к вопросу о формировании электронного образования на территории республики, — заявил глава региона Рустэм Хамитов на заседании Совета по развитию электронного образования. — Но «застряли», как обычно и бывает, на организационных вопросах. Сильные бюрократические препоны стояли, прежде всего, на пути формирования межвузовского совета по электронному образованию. На их преодоление понадобился почти год».
Он отметил, что если и дальше двигаться такими темпами, то страна и республика окажутся в хвосте мировых событий в сфере образования. А это грозит, прежде всего, потерей студентов и самых толковых специалистов. В 2004 году 3,2 тысячи человек уехали из республики учиться в федеральных вузах, а в 2012 году эта цифра выросла до 5,7 тысячи.

Лидерами электронного образования являются США и Южная Корея. Массачусетский технологический институт, Стэнфорд и Гарвард фактически совершили революцию в электронном образовании, бесплатно выкладывая громадное количество материалов и обучая уже не десятки и даже не сотни, а миллионы студентов.

«Студенты из Башкортостана уже пользуются такого рода сайтами, поток обучающихся на этих сайтах возрастает. А мы все продолжаем говорить», — заметил Р. Хамитов.

Правда, по его словам, есть и противники дальнейшего развития системы смарт-образования. Так, один немецкий профессор утверждает, что электронное образование приведет к девальвации преподавательского состава. Профессора будут нужны только для разработки курсов обучения, а преподавать в онлайн-режиме будут ассистенты. Понятно, что вместо пяти профессоров будут держать одного, но возьмут на работу пять ассистентов.

Для решения проблем недавно сформирована республиканская Ассоциация электронного образования. В ее состав вошли десять вузов. Не вошел только Башкирский аграрный университет, занявший в этом вопросе свою принципиальную позицию. Хотя, отметил Р. Хамитов, электронное образование — это замечательная возможность учить студентов-аграриев без отрыва от их родных мест. Наверняка некоторые агрономические науки можно было бы изучать, не уезжая из села.
Одной из причин, тормозящих развитие электронного образования в республике, депутат Госдумы Александр Дегтярев назвал отставание законодательной базы. Реальной государственной поддержки дистанционных технологий до недавнего времени не было. Положение исправил новый закон об образовании.

Профессиональная ориентация нашей молодежи изменилась: если раньше считалось, что образование дается на всю жизнь, то нынешнее поколение справедливо полагает: надо учиться всю жизнь. У нас переподготовку кадров в экономике проходят «цифрой» чуть более пяти процентов, тогда как в развитых странах это 60 процентов. Наши вузы не готовы, используя современную технологию, обеспечить переподготовку кадров, уточнил А. Дегтярев.

Он назвал реальной угрозой российскому образованию международную конкуренцию, связанную с развитием электронного обучения на массовых онлайн-курсах. Эта система бесплатна, обучающийся платит только несколько десятков долларов за сертификат, характеризующий его знания. Уже свыше 50 тыс. российских студентов обучаются на этих курсах. Такая конкуренция разрушает систему российского образования — молодежь, конечно, предпочтет обучаться в вузах других стран, где образование или бесплатно, или цена за него невелика. И, что вполне естественно, такой студент погружается в культуру страны, где получает образование, ориентируется на ее ценности, считает депутат. А это ведет к размыванию национальной идентичности.

Использование иностранных онлайн-ресурсов А. Дегтярев называет путем к национальной деградации. Для России, по его словам, нужен свой путь — создание собственных онлайн-ресурсов, здесь мы отстаем на 15 — 20 лет. В связи с этим рассматривается проект создания российского национально-исследовательского университета электронного обучения.

— Основная проблема — это кадры, — продолжил первый замминистра образования Руслан Хабибов. — Актуальна уже не компьютерная грамотность учителя, а его готовность применить эту грамотность на практике. Около 14 тыс. педагогов ежегодно проходят переподготовку в институте развития образования. На базе института мы создаем центр электронного образования.

Еще одной проблемой является то, что издательства не успевают за требованиями времени. К 2015 году издатели должны разработать к каждому учебнику его электронный аналог, отметил Р. Хабибов. Кроме того, пора уже перестать покупать без меры дорогостоящую технику, нужно эффективно использовать уже имеющуюся. В частности, увеличить скорость интернета. Особенно проблемным является использование интернета в небольших селах.
Справка

Электронное обучение — это гибкое интерактивное обучение с помощью информации со всего мира, находящейся в свободном доступе. Это позволяет каждому желающему, независимо от возраста, места жительства, ограничений здоровья и других факторов, получить необходимые знания.
Между тем

Двадцать лучших смарт-школ Башкортостана было названо на образовательном форуме «Электронная школа». Как сообщила пресс-служба министерства образования, из 70 школ-конкурсантов, представивших лучший опыт в сфере электронного образования, в очный тур вышли 32 школы. При оценке работ учитывались убедительность, проработанность темы, интерактивность, наглядность.

Форум инновационных образовательных учреждений «Электронная школа» проводился в республике впервые. Технологии смарт-образования используют практически во всех школах Башкортостана.

— Победили школы, которые давно идут по пути электронного образования, и закономерно, что они стали победителями, — заметила заведующая сектором информатизации образования минобразования Гульсем Кутлова. — Эти школы получат дополнительную поддержку.
Кстати

Что показал мониторинг вузов по использованию современных технологий?

ВЭГУ занял седьмую позицию, педуниверситет — 42, УГАТУ — 98, УГАЭС – 103, УГНТУ — 134. Слабое звено в развитии электронного обучения — это то, что практически великие замыслы реализуются очень слабо. Все вузы применяют электронное обучение и дистанционные технологии, но сам охват студентов очень низок, сообщил А. Дегтярев.

От Башкортостана в мониторинге участвовали пять вузов: ВЭГУ, педуниверситет, УГАТУ, УГНТУ, университет экономики и сервиса.
Читайте нас: