....В кабинете тихо. Двадцать восемь пар детских глаз внимательно следят за учителем. На доске он пишет мелом гласную «И».
Первоклашкам нравится буковка «И». Сладкая, как изюм и ириска, интересная, как игрушка, и историй про нее можно придумать много! Но пока надо научиться писать ее так же красиво, как на доске.
— Альфия Фаритовна! Мне удалось «сфотографировать» вашу «И», — спешит обрадовать Ваня.
— А у меня точки «убежали», и буква кривая получилась, — большие глазки Гулии готовы выплеснуть слезы.
— А ты не спеши, Гулия, давай вместе попробуем, — склонилась над девочкой учительница.
Двадцать два года обучает зилаирских ребятишек в школе имени Николая Ирикова Альфия Ажибаева. В пятый раз встречает она новый учебный год с первоклашками. И в этом году один из ее первых учеников уже сам привел к ней в класс свою дочь Дашу.
— Мне было девятнадцать, когда впервые переступила порог родной школы уже как учитель и начала работать с первоклассниками, — рассказывает Альфия Фаритовна. — За плечами было Сибайское педучилище, а в душе — огромное желание вести детей в мир знаний, стать «второй мамой», какой была для меня в свое время моя первая учительница Галина Петровна Горина.
Альфия Ажибаева вспоминает себя, молоденькую, неопытную и так искренне любящую детей.
— Какая разница в том, как обучала я своих малышей раньше и как сейчас! — говорит Альфия Фаритовна. — Как много недосказала тогда, недодала! Это со временем, с опытом понимаешь, на какие нюансы в обучении важно обращать больше внимания. А тогда за советом бежала к опытным коллегам, к сестрам отца — они тоже выбрали путь учительства. Мама моя, по профессии филолог, тоже дает дельные советы. Помогла и дальнейшая учеба в БГУ.
Сегодня зилаирский учитель ставку делает на развитие речи младших школьников. Не умеют между собой общаться современные дети, и этому их надо учить, считает педагог.
— Ребенку в этом возрасте изначально сложно выразить свои мысли, особенно при такой большой аудитории, как класс, — объясняет Альфия Ажибаева. — Поэтому задания я даю группе школьников, по два-три человека. Вместе они готовят, например, доклад на тему «Мое любимое число «3», вместе рассказывают одноклассникам все, что нашли об этом числе, могут даже нафантазировать историю-сказку.
Такие проекты учат детей работать с информацией, выступать перед большим количеством людей.
Первоклассник — практически чистый лист бумаги, на котором учитель-художник рисует все, что захочет. От педагога многое зависит, в том числе и то, как в дальнейшем сложится путь выпускника начальной школы, когда он покинет «гнездо», что свил первый учитель.
В старших классах, говорят в школе, сразу можно узнать учеников Ажибаевой. Они сплоченные, и каждый готов прийти на помощь другу.
— Современные родители, — отмечает Альфия Фаритовна, — стали более активными и заинтересованными участниками процесса образования. Важно, чтобы взаимопонимание между учителем и родственниками ученика, связь школы и семьи оставались неразрывными. Вкупе это помогает ребенку ощущать себя комфортно в учебном процессе, вообще в школе и в классе.
Для успешной адаптации детей к новой взрослой жизни у нас уже несколько лет действует «Школа будущего первоклассника». Многие родители приводят своих малышей в школу заранее. Благодаря этому мы заблаговременно знакомимся со своими потенциальными учениками, изучаем их и находим подход к каждому.
Обучая своих малышей, Альфия Ажибаева учится сама. Она постоянно в режиме творческого поиска.
— Целью образования в современном обществе становится общекультурное и личностное развитие учащихся, обеспечивающее такое важное умение, как умение учиться, — говорит она. — Для этого учитель должен и сам прежде всего быть учеником.
- Первая школа в селе Зилаир была открыта в начале 80-х годов XIX века в церковной сторожке, где уроки велись по программе Ушинского.
- В этом году в первый класс пошли 72 юных жителя села.
Рецепт педагогического счастья от Альфии Ажибаевой:
— Широко распахните глаза души, наполните сердце любовью и надеждой, добавьте лучики доброты и веры, приправьте искренностью и уважением. Все это осторожно нанесите на бумеранг педагогики и отправьте в полет на безоблачный простор Детства, видя себя в детях.