Все новости
Образование
21 Августа 2013, 15:37

Реформировать нельзя оставить

Процесс обновления в науке начнут молодые кадры

В конце июня на заседании правительства был обнародован проект реорганизации Российской академии наук. Он вызвал бурные протесты ученых. Они считают, что реформаторы попросту хотят отнять у них право принимать какие-либо решения, отдав его чиновникам, то есть самим себе. Не определена и материальная сторона вопроса.

Безусловно, вопрос реформирования РАН касается и ее региональных отделений, в том числе и башкирского. Реорганизация АН РБ необходима, она не выполняет тех функций, для исполнения которых была создана, считают два профессора — Алим Ахмадеев и Ринат Гатауллин.

По их мнению, которое они высказали в ряде изданий, АН не оказывает какого-либо ощутимого влияния на социально-экономическое и духовное развитие республики и на воспроизводство научных кадров.

В качестве варианта реформирования А. Ахмадеев и Р. Гатауллин предлагают ликвидировать АН РБ, распределив подразделения по республиканским министерствам и ведомствам. Второй вариант — осуществить реформу по образу и подобию реформы РАН. В этом случае необходимо создать специальное агентство по науке и научно-технической политике. Третий вариант — передача структуры Академии наук в состав Башкирского госуниверситета. Это, по мнению двух профессоров, увеличит шансы БашГУ на получение статуса национального исследовательского университета. Есть еще вариант — преобразование академии в сообщество ученых с изменением ее статуса на государственно-общественный. При этом финансирование научных исследований в республике должно осуществляться в основном за счет ежегодно выделяемых по конкурсу грантов. Эту точку зрения прокомментировал академик РАН доктор физико-математических наук Роберт Нигматулин.
Все громче ныне звучат голоса, предлагающие разрушить систему российских академий наук, атакуя постаревшую и ослабевшую научную элиту. Но ведь другой нет! Реформы, конечно, нельзя откладывать, однако они должны быть обдуманными, мудрыми и, во всяком случае, опирающимися на то, что имеется.

В России всегда доминировали квазиборцы «за правду». Их критика небеспочвенна, но всегда предполагает разрушение имеющейся системы «до основания, а затем...».
Вспомним историю. В 1917 году уничтожили государственный стержень России — самодержавие, государственную элиту, одряхлевшую, ослабевшую, многим ненавистную. Но, не имея ничего взамен, Россия была ввергнута в гражданскую войну с миллионами жертв. Потом начался длительный период становления новой государственной основы — КПСС и новой государственной элиты.

Этот процесс проходил в условиях «беспредела», когда профессорам, которые стали считаться «царскими» и реакционными, не доверяли. На рубеже 1920 — 1930-х годов деканами и ректорами стали малокультурные студенты, которые позволяли себе кричать на профессоров и насаждали бригадную оценку знаний, оценку с точки зрения идеологической, классовой зрелости. После восстановления порядка в 1933 году «царский» профессор Смирнов, один из учителей моего отца, таким «реформаторам» советовал: «Приходи, скажи свое слово и, если хочешь помочь, — уходи, не мешай!»

Через 70 лет появились новые революционеры — уже моего поколения, которые использовали слабости системы, нежелание коммунистической элиты развиваться самой и совершенствовать систему государственности, в том числе и науки. Они щедро раздавали обещания перенять опыт цивилизованных стран, уничтожив КПСС и СССР. Мое поколение или способствовало этому, или терпело. В результате под прикрытием модернизации и строительства современных систем жизнеобеспечения страны, «как в цивилизованных странах», мы имеем разрушенные экономику, системы образования, здравоохранения, обороны страны, контроля над чиновничеством и многое другое.

Теперь, пользуясь моментом, когда сверху дан указ построить университетскую систему фундаментальной науки, «как в Америке», особо ретивые предлагают истребить российскую академическую систему науки. Двух уфимских профессоров-революционеров тянет внести свой башкортостанский вклад в «перестройку», перекроив и разрушив АН РБ.

Поражает их чиновничья либералистская фразеология: АН РБ стала кормушкой, ее надо «ликвидировать», раскидав по министерствам, передать в БГУ, «превратить в сообщество, лишив частично бюджетного финансирования». Конечно, они говорят о конкурсе грантов (как будто его сейчас нет), чтобы «производить продукт». И, наконец, чиновничий «шедевр»: создать «агентство по науке». Кто бы сомневался, что чиновники могут лучше разбираться в науке, чем сотрудники АН РБ! Такие предложения убоги и банальны настолько, что я не вижу смысла, да и не имею ни малейшего желания их обсуждать.

Во времена холодной войны была распространена инструкция ЦРУ США своим резидентам в странах Восточной Европы: «Реорганизация, реструктуризация и перестройки — самый верный способ саботажа». Конечно, ЦРУ имело в виду перестройки, предлагаемые такими людьми, как два уфимских профессора.

Другой научной элиты, кроме той, что работает в АН РБ и УНЦ РАН, в Башкортостане нет. Да, нужны преобразования, но уничтожать ее не имеет смысла — останемся на пустом месте. Не хватает бюджетных денег — сокращайте разбухший и неэффективный чиновничий аппарат. Только абсолютно «зашоренные» люди не могут этого понять.

А те профессора, которые предлагают ломать существующий научный аппарат, должны доказать свое право высказываться в средствах массовой информации, имея высокий индекс цитируемости, публикуя статьи в высокорейтинговых научных журналах, добившись приглашений выступать с лекциями в авторитетных университетах и на конференциях.

Где же хотя бы намек на высокие научные показатели «уфимских революционеров»? Замечательно написал Федор Достоевский в романе «Бесы» об одном из героев: «Можно сказать, человек науки, хотя, впрочем, в науке почти ничего не сделал, а вернее, в науке ничего не сделал, что, впрочем, на Руси с людьми науки сплошь и рядом случается». История показала, что именно такие «бесы» с учеными степенями дискредитируют научное сообщество и представляют серьезную угрозу науке.

Нынешний момент — урок научной элите. Нельзя уходить от проблем, как это произошло перед 1917 годом, перед 1991 годом, как это происходит сейчас. Надо не закрывать глаза, а решать накопившиеся проблемы открыто, сообразуясь со здравым смыслом, опытом, интересами дела и справедливостью. Да, жить по-старому нельзя. Надо самим проводить реорганизацию. Те, кто моложе, должны тактично относиться к пожилым ученым, не попрекать их академическими стипендиями, которые, кстати, стали не такими уж большими. А профессорам и академикам в возрасте не стоит замыкаться в своих представлениях и монополизировать административный ресурс.

Надо сориентировать деятельность АН РБ и ее программ на подготовку молодых специалистов высшей квалификации под руководством таких профессоров, которые могут доказать свой потенциал в общероссийской и мировой науке. Я предлагаю, чтобы программы АН РБ финансировали 70 — 100 элитных аспирантов и докторантов с элитными руководителями и соруководителями из лучших научных центров России и мира. Каждая программа должна иметь «мегагрант» с финансированием около 1 млн рублей в год из бюджета АН РБ. Из этой суммы половина должна идти на зарплату профессора и аспиранта — по 20 тыс. рублей в месяц, другая половина — на научные командировки, экспедиции, приборы. Наши лучшие аспиранты должны иметь возможность систематически бывать в научных центрах России и мира, работать там, участвовать в международных конференциях. Отделения АН РБ, академики и члены-корреспонденты должны курировать и контролировать эти программы, заслушивать годовые отчеты. При этом академики и члены-корреспонденты должны избегать попытки все взять себе и не считать себя «богом избранными». Надеюсь обсудить эту программу со своими коллегами в АН РБ и руководством Башкортостана.

Надо воспитывать современных, самостоятельных ученых, уйти от убогости и провинциальности. Только молодые специалисты по естественным, общественным и гуманитарным наукам, прошедшие «огонь и воду», изучившие уроки и опыт лучших ученых России и мира, могут не только двигать науку в Башкортостане, но и стать кадровым потенциалом для государственной деятельности.
Досье

Роберт Нигматулин — академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, директор Института океанологии РАН имени И. Ширшова, заведующий кафедрой МГУ имени М. Ломоносова, академик АН исламского мира, профессор Университета Пурду (США), президент АН РБ в 1995 — 2004 годах, председатель Уфимского научного центра РАН в 1993 — 2006 годах, депутат Государственного Собрания — Курултая в 1995 — 1999 годах и Госдумы в 1999 — 2003 годах.
Читайте нас: