Все новости
Образование
9 Августа 2013, 16:05

Как наденешь форму, береги её

Многие родители неоднозначно относятся к школьной коллекции российского кутюрье

По мнению Вячеслава Зайцева, школьная форма должна быть именно такой.
По мнению Вячеслава Зайцева, школьная форма должна быть именно такой.
Школьная форма станет обязательной в стране с 1 сентября. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко назвал форму рычагом влияния на здоровье детей и высказал предположение, что она должна быть бесплатной.

При этом регионам дана возможность устанавливать собственные нормативы одежды учащихся с учетом местной специфики, пожеланий школ, учеников и их родителей.

Но одно дело — единый дресс-код: запрет на элегантно драные джинсы, вызывающие повышенное внимание одноклассников откровенные топики, и совсем другое — навязывание формы единого образца с обязательным ее приобретением в четко оговоренных специализированных магазинах и ателье, что прямо-таки подталкивает нечестных граждан к разного рода махинациям.

Кстати, относительно учета пожеланий школьников и их родителей: этим вопросом озабочены далеко не везде. Например, в Коми опрос общественной приемной главы республики показал, что четверть родителей даже не слышала о нововведении.

Щедрый на предположения Онищенко, возможно, не помнит, что даже в Советском Союзе, где социальная политика была на высоте, школьная форма не раздавалась бесплатно. В госбюджете такие расходы не заложены. А по подсчетам Олега Смолина, первого зампреда комитета Госдумы по образованию, чтобы приодеть всех школьников на средства бюджета, потребуется около 50 млрд рублей. На эти деньги их можно было обеспечить качественным здоровым питанием, что, думается, более важно.

Так что все расходы опять лягут на плечи родителей, притом что в идеале хорошо бы иметь два комплекта формы — на случай, если один испачкается или порвется, да еще праздничную и спортивную одежду. Что же касается дотаций и компенсаций, то это опять-таки зависит от региона. Например, в Брянской области форма вводится поэтапно: сначала лишь для учеников 1 — 4-х классов. Первоклашки, и только они, получат одежду бесплатно.

Мнение же родителей разделилось таким образом. Сторонники формы считают, что она особенно важна для самых маленьких учеников. Действительно, почти все первоклассники мечтают носить форму, считая ее символом взрослой жизни. Но, как говорят детские психологи, уже в 4-м классе она остается таковой лишь для 58 процентов детей. А у старшеклассников и вовсе не вызывает ничего, кроме раздражения. Форма дисциплинирует учеников, полагают ностальгирующие по прежним временам. Но, в сущности, станут ли школьники внимательно слушать учителя, зависит от самого учителя, его таланта и умения увлечь ученика.

«Школьная форма стирает социальные различия между детьми» — один из самых веских аргументов. На самом деле социальные различия никуда не денутся: остаются обувь, рюкзаки, ранцы и аксессуары, не говоря уже о мобильниках и способах доставки любимого чада в школу: один ребенок приезжает на учебу на иномарке с водителем, а у другого нет денег на автобус.

«Форма влияет на здоровье детей» — главный аргумент уважаемого Онищенко. Однако здоровье ребенка и так забота любого вменяемого родителя. Что же касается экологичности материалов, на которую делает упор главный санврач, она далеко не всем по карману. Натуральные ткани давно уже в цене, и немалой. Большинство производителей школьной одежды переходит на импортную синтетику. Она дешевле, меньше мнется, хорошо стирается. Закупают ткани, конечно, в Китае и Турции. Следует ли говорить об экологичности? И, наконец, пожалуй, только от Елены Лукмановой, руководителя академии модельного бизнеса, мы это услышали, форма должна быть ярких жизнерадостных цветов.

Тем временем, многие родители в шоке от коллекции знаменитого кутюрье Вячеслава Зайцева, выдержанной в безрадостных серых и синих тонах. Словом хотим как лучше, а получилось как всегда. А может, чем будоражить школу воплощением чьей-то светлой идеи, следует поддержать более демократичное и привычное для современных школьников понятие дресс-кода, который и так существует в большинстве российских школ, и заняться сутью самого процесса образования, который как раз и оставляет желать лучшего?
Читайте нас: