В министерстве образования и науки РФ составили программу реорганизации неэффективных вузов, которую направили в правительство для рассмотрения. «Черный список» претерпел значительные изменения, и, что особенно радует, вузов из нашей республики в нем нет.
Между тем 29 учебным учреждениям предписаны реорганизация и присоединение к другим вузам, еще 70 нуждаются в оптимизации учебной и экономической деятельности. В конце прошлого года перечень выглядел гораздо более устрашающим: неэффективными были признаны 136 вузов и 450 филиалов. Из списка неэффективных исключены высшие учебные заведения, не попадающие под общие критерии в связи со своей спецификой. Например, творческих направлений — литературный институт имени Горького, государственный музыкально-педагогический институт имени М. Ипполитова-Иванова, госуниверситет кино и телевидения, госакадемия театрального искусства. Из списка исключили учреждения, подведомственные Генпрокуратуре, МВД, МЧС, минюсту, ФСИН, ФТС. Кроме того, теперь в перечне отдельно не упоминаются филиалы вузов.
Между тем шум вокруг результатов мониторинга по-прежнему не утихает. По мнению экспертов, задуманная минобрнауки система рейтинга не выполнила свою задачу — она не улучшила ситуацию с высшим образованием, а лишь породила скандалы. Как можно оценивать эффективность вуза по метрам или сантиметрам, которые они занимают? Вуз — это качество знаний, и ничто другое. Например, оставшаяся в «черном списке» санкт-петербургская ветеринарная академия — «уникальное учебное заведение, специально созданное для конкретных целей. Это абсолютно самостоятельное заведение, не поддающееся «слиянию». И если мы его потеряем, то уже ничем и никогда не заменим».
Планируется, что судьба злосчастной «тридцатки» будет решена летом.
Кстати, по всей видимости, понятие «реформа образования», которое многие уже не могут воспринимать без содрогания, вызывает неоднозначную реакцию и в высших органах власти. Так, комитет Госдумы по образованию предлагает запретить ликвидацию вузов без ее согласия. Соответствующий законопроект уже подготовлен. По словам первого зампреда комитета Олега Смолина, решение о прекращении деятельности институтов «должно приниматься взвешенно и опираться не только на мнение минобрнауки». Проект носит обнадеживающее название «Защита вузов».
В ответ в минобрнауки сообщили, что новый мониторинг, запланированный на осень, будет проводиться по новым критериям. Самым заметным новшеством станет оценка востребованности подготовленных специалистов. Сегодня, по данным ведомства, до шести процентов выпускников идут на биржу труда сразу после получения дипломов. Но, изучив новые требования, руководители вузов заметно разочаровались: «Мы надеялись, что критерии оценки кардинально изменятся, но министерство образования предлагает просто расширить их перечень и к уже действующим добавить новые. Однако прежние пять основных показателей, по которым определялась эффективность или неэффективность вузов, совершенно не отражают реальное положение дел, поскольку касаются только условий обучения. А уровень и качество собственно образовательной деятельности, учебной и воспитательной работы они не учитывают». По мнению экспертов, в первую очередь надо оценивать новации в образовании, реальную, а не бумажную успеваемость, отзывы работодателей о качестве подготовки специалистов, международные дипломы, награды, число кандидатов наук, вышедших из стен вуза и, конечно, трудоустройство как показатель востребованности выпускников. Но в качестве критерия оценки трудоустройства надо брать удельный вес выпускников данного вуза среди профессионалов соответствующего профиля, а министерство предлагает оценивать эффективность вуза по числу выпускников, обратившихся на биржу труда. Однако не стоит забывать, что в безработице виноваты не высшие учебные заведения — это проблема социальная, и качество образования тут ни при чем.
Между тем креативный российский министр образования Ливанов, похоже, не собирается сдерживать свою разгулявшуюся фантазию. Согласно данным министерства, в этом году дожна пройти «генеральная уборка» профессий.
«В вузах обучают профессиям, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда. Зато нет современных. Переход со «специализации» на «направления» позволит готовить кадры в более широком диапазоне», — считают в минобрнауки России. Как говорят инициаторы идеи, из нынешних 500 с лишним специальностей высшего образования достаточно оставить около 100. Этого, по мнению реформаторов, вполне достаточно для удовлетворения кадровых запросов неприхотливой российской экономики.
Эксперты с мнением чиновников соглашаться не спешат. Как нетрудно догадаться, сокращение профессий ударит как по преподавателям «невостребованных» специальностей, так и по самим учебным заведениям, которым придется в «добровольно-принудительном» порядке отказываться от приема абитуриентов по «нерыночным» специальностям. В том числе и на финансируемые государством бюджетные места. К тому же высшим заведениям придется на ходу менять учебные программы, «изничтожая» целые учебные курсы. Такая экономия скорее всего обернется расширением пресловутого «черного списка». Правда, эксперты заранее хоронить российское высшее образование пока не советуют. Чиновники явно не учли социальный фактор. Новая реформа минобрнауки может стать той самой пресловутой последней каплей, которая переполнит чашу терпения общественности. Министр образования уже сегодня представляется едва ли не идеальной кандидатурой на роль «стрелочника».
Марс ФАРШХАТОВ,
проректор БГАУ:
— Пока для оценки эффективности вузов оставили старые показатели, но и по ним наш вуз выглядит очень неплохо. Присоединение института развития образования позволило увеличить общую площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента. Такой показатель, как финансово-экономическая деятельность, был приведен в соответствие с требуемым путем оптимизации кадров, а вот удельный вес численности иностранных студентов — показатель для нас, конечно, невыполнимый в любом случае. Система сельского хозяйства за рубежом построена совершенно на иных принципах, чем у нас. Надеюсь, что его скорее всего уберут. Пересмотрен и средний балл ЕГЭ абитуриентов. Нижний потолок по ЕГЭ мы подняли.
Кстати, мы открываем новые специальности: например, деревопереработка — раньше мы выращивали деревья, теперь будем учиться обрабатывать древесину. Еще одна новая специальность — бизнес-информатика. Все эти преобразования мы включили в программу развития БГАУ вплоть до 2020 года и с успехом защитили ее.
Михаил БУГЕРА,
проректор УГУЭС:
— Мы изначально не должны были попасть в этот список. Критерии, по которым он составлялся, трудно назвать адекватными. Тем не менее мы составили программу оптимизации вуза для того, чтобы выйти на показатели, предъявляемые минобрнауки РФ. Руководство республики оказало нам серьезную поддержку при разработке этой программы и защите. Сейчас начинаем по ней работать. Мониторинга при составлении нового «черного списка» не проводилось, просто из него выбыли те, кто, как и мы, составили и защитили свои программы оптимизации. Что касается филиалов, видимо, по ним будет принято отдельное решение, а реорганизацией нашего бирского филиала мы занялись сами, не дожидаясь указаний сверху. Возможно, так же обстоит дело и с другими филиалами.