Все новости
Образование
26 Февраля 2013, 15:44

Обучение у лучших учителей доступно каждому

Башкортостан может стать центром смарт-образования

Республиканский башкирский лицей-интернат (РБЛИ) готов запустить систему удаленного образования. Как считает кандидат экономических наук, старший преподаватель УГАТУ Артур Бастанов, президент республики поднял проблему, актуальную для республики и страны в целом. Реформы системы образования, высокие расходы на ее содержание, низкий престиж профессии учителя среди молодежи и растущий дефицит высококвалифицированных кадров, — все это в конечном итоге может привести к полной деградации образования. Совместно с коллегами А. Бастанов изучает возможности практического применения смарт-образования в Башкортостане.
Просто, доступно, качественно

Ведущие зарубежные и отечественные ученые считают, что единственным источником успешной конкуренции в мировой экономике могут быть только постоянные инновации. Источники таких инноваций — культурное многообразие и знания. Для того чтобы знания стали более доступными, а сам процесс обучения — эффективным, качественным и недорогим, и предлагается внедрить в республике смарт-образование.

Пример успешного использования смарт-образования — образовательный проект выпускника Гарварда Салмана Хана — Khan Academy. Видеоролики на Khan Academy похожи на обычные школьные уроки. «Учитель» объясняет материал, пишет на виртуальной доске и показывает картинки. Но «учителю» не нужно постоянно отвлекаться и следить за порядком в классе, повторять один и тот же материал из года в год нескольким классам. Кроме того, все ученики Khan Academy автоматически учатся по наработкам лучших учителей. Если какой-то материал в ролике непонятен для учеников, то его можно быстро переделать.

Для самих обучающихся этот проект еще удобнее. Не надо ходить в школу, — а в наших условиях нередки каждодневные поездки школьников в соседние деревни, — можно учиться в удобное время и с удобной скоростью. В любое время можно повторить урок, остановить его, разобраться с непонятными терминами. Предмет можно изучать по порядку, без пропусков важного материала, и навсегда забыть о возможных конфликтах с учителями.

«Богатый мировой опыт надо приспособить к нашей реальности»
Сейчас действует множество проектов, подобных Khan Academy. Российские учителя и разработчики пока лишь начинают осваивать эту область. В разных регионах реализуется несколько пробных разработок — от государственного проекта ЭОР — электронные образовательные ресурсы — до частных инициатив. Каждый из них внедряется методом проб и ошибок, приспосабливая передовой зарубежный опыт к российской действительности.

Республиканский башкирский лицей-интернат (РБЛИ) намерен брать за основу российскую программу образования, приспособив под нее методику смарт-общества. Можно ли создать региональную систему смарт-образования?

По словам заведующего кафедрой математики РБЛИ Ильгиза Шакирова, потребуются, конечно, некоторые вложения. Это не «забег на стометровку», который должен окупиться
«в конце квартала», считает он. Глава республики задает стратегию развития региона на десяток лет вперед. Возможно, что полноценные итоги проекта оценит лишь следующее поколение.

«А здесь будут сидеть тьюторы…»

Как поясняет разработчик локальной системы смарт-образования Артур Бастанов, программы видеозанятий даже от самых лучших учителей необходимо дополнять системой обучения, позволяющей планировать учебный процесс, решение задач и работу с тьюторами, объясняющими сложные темы и стимулирующими учеников к успехам в учебе. Разрабатываемый в РБЛИ пилотный проект предусматривает не только донесение знаний до ученика — «мы тебе расскажем, а ты уж сам разберись», — но и пошаговое «ведение» учеников, отслеживание материала и проверку уровня знаний.

Планируется задействовать и школы-партнеры, и родителей учеников — трудно представить отца или мать, не захотевших, чтобы их дети учились у элитных преподавателей. То есть будут использованы все плюсы новой системы при сохранении всего положительного из классического образования.

Башкирия — источник программ смарт-образования

Понятно, что мы находимся в самом начале сложного пути, что наши зарубежные коллеги опережают нас на несколько лет. Именно сейчас наступил момент, когда надо от слов перейти к делу, начать с простых и понятных шагов. Формировать качественную образовательную информацию в электронном виде, подключать к системе смарт-образования самых лучших учителей республики, чтобы дети из далеких деревень учились у тех же учителей, что и ученики лучших гимназий, создавать систему школ-партнеров и тьюторов. И тогда, возможно, что лет через 5 — 10 мы подойдем к внедрению самых передовых образовательных технологий, например, стандарта TIN CAN API, позволяющего вести обучение с помощью мобильных устройств, обучающих игр, симуляторов, отслеживать активность учащегося и процесс его обучения.

Башкортостан вполне может стать источником смарт-образовательных программ.
КОММЕНТАРИЙ
— Проект УГАТУ вполне реализуемый. В нашей школе имеется необходимый минимум
для проверки этого проекта в следующем учебном году: преподаватели, тьюторы-воспитатели, технические средства записи и трансляции в интернет. Об уровне преподавания говорят наши успехи на соревнованиях по робототехнике и английскому языку. Кроме крепкой материальной и педагогической базы, у нас налажены хорошие контакты с районами республики — мы уже 15 лет подряд проводим региональную олимпиаду для одаренных детей в двадцати райцентрах.
Справка

Смарт-образование, или умное обучение, — это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью информации со всего мира, находящейся в свободном доступе. Это объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для совместной образовательной деятельности в сети интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. Цель умного обучения в том, чтобы сделать образование наиболее эффективным за счет переноса самого процесса учебы в электронную среду. Именно такой подход позволит скопировать знания преподавателя и предоставить доступ к ним каждому желающему.

Тьютор — в условиях дистанционного обучения в ннтернет-среде — преподаватель-консультант, наставник, советник; организует эффективное изучение курса, проводит очные и заочные семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Задачей тьютора является также проведение очных групповых тьюториалов (семинаров) для корректировки процесса самостоятельных занятий, освоения эффективных методов работы и обмена опытом; на тьюториалах широко применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм.

Устал от скучных учебников? Изучай английский с удовольствием, практикуясь в увлекательных играх!

Читайте нас: