К проекту нового федерального закона об образовании уже поступило более 500 поправок. Активное участие в его обсуждении приняли и депутаты Госсобрания — Курултая РБ. Об этом на очередном заседании рабочей группы рассказала ее руководитель Лилия Гумерова, занимавшая на тот момент пост вице-спикера парламента.
Новый закон, по мнению участников заседания, необходим как отражение реалий современного мира, стремящегося к стандартной системе образования. Она не должна быть «местечковой» — давно назрела потребность в создании единого образовательного пространства, с учетом национальных особенностей, разумеется. Опять-таки, не стоит пугаться слова «стандарт» — оно означает лишь суть договора между государством, поставляющим образовательные услуги, и теми, кому они необходимы. Это дает возможность определить и запланировать минимальный объем таких услуг. В то же время минимум — не значит скудость предлагаемых знаний, это норма, позволяющая определять: все, что ниже — нарушение закона, выше — творческая инициатива преподавателей.
Проект закона, как всякое нововведение, имеет много спорных вопросов, что неудивительно: последний раз столь фундаментальные изменения в законотворчестве были внесены почти два десятка лет тому назад. Если говорить о положительных моментах, к ним относится закрепление права на бесплатное дошкольное, школьное и профессиональное образование и получение высшего образования на конкурсной основе, право на бесплатные учебники, питание, подвоз к месту учебы, отметила Лилия Гумерова. Радует и тот факт, что в законе особое внимание уделено инклюзивному образованию, когда дети с ограниченными возможностями участвуют в образовательном процессе наравне с остальными детьми, и образованию дистанционному, которое, в том числе, позволяет получить востребованную на данный момент профессию в соответствии с потребностями рынка труда. Это уже седьмая редакция закона, в которой учтены и 58 поправок, внесенных рабочей группой из нашей республики.
Но введение новых стандартов привело к отсутствию какого-либо упоминания о региональном компоненте. Система образования не стоит на месте, постоянно совершенствуясь в соответствии с требованиями жизни. Появляются новые предметы. По мнению участников заседания, необходимо четко прописать в новом законе процедуру их внедрения в процесс обучения: если это предметы, вводимые на федеральном уровне, то они должны изучаться за счет федеральных часов, если это дисциплины регионального значения, возможности их введения республика должна изыскивать сама. Но, например, новый предмет федерального значения «Основы религиозных культур и светской этики» изучается за счет регионального компонента, то есть за счет часов, отведенных на освоение башкирского языка и истории и культуры Башкортостана. Это вызывает многочисленные нарекания со стороны родителей.
Как отметили участники заседания, закон не дает четкого толкования термина «услуги», а коль скоро речь идет о договоре между родителями и школой, следует отметить, что понятие компетенции родителей размыто, отсутствуют договорные основы между двумя главными сторонами процесса обучения.
Много нареканий вызывают пункты, касающиеся сельских школ. Для Башкирии, как республики сельскохозяйственной, этот вопрос особенно актуален. В ходе оптимизации высвобождаются здания школ. При этом они не должны быть использованы для целей, не относящихся к вопросам обучения и воспитания детей. В новом законе этого нет.
С точки зрения представителей профсоюзных организаций, проводить процесс оптимизации сельской школы без учета решения схода граждан, как записано в новом законе, нецелесообразно. Это социальный вопрос, и он вызывает вполне справедливое негодование жителей сельских районов. Заработная плата педагогических работников должна, наконец, стать не ниже средней заработной платы в сфере экономики. И это необходимо учесть в новом законе. Система образования меняется вместе с глобальными мировыми процессами. Поэтому было бы целесообразно повышать квалификацию педагогических работников один раз в три, а не в пять лет.
Особый разговор шел о студентах. Депутаты высказали пожелание, чтобы законодательно был определен минимальный размер государственной стипендии студентам. Каждое учреждение в этом вопросе «рулит», куда хочет. Нужно установить законодательное ограничение оплаты проживания студентов в общежитии. Сейчас используется именно термин «проживание», а коммунальных услуг вроде как не существует, между тем как они — одна из самых дорогих статей расходов.
Закон об образовании — это концептуальный документ. Хотелось, чтобы с его принятием был заложен прочный фундамент будущей развитой, соответствующей реалиям меняющегося мира системы образования.