Когда сын пошел в первый класс, молодые родители договорились — на классные собрания будет ходить муж. Надо отдать ему должное — он мужественно шагнул, как оказалось, в самое пекло. Из школы бежал стремглав: «Никогда в жизни больше не переступлю ее порога! — кричал он в неистовстве, получив нахлобучку от грозной учительницы. — Позорила перед всеми как мальчишку! Будто это я на перемене в девчонок из трубки стрелял и отвечать на уроке отказывался!»
Так и получилось: с той поры в учебное заведение ходила только ко всему готовая мамаша. О том, как следовало педагогу правильно выстроить отношения с родителями, рассказывает психолог Ирина Бражевичус.
— Скажу сразу: педагог в данном случае повел себя крайне непрофессионально. Обычно так поступают люди, мало интересующиеся творческой стороной своего дела — знают, как научить ребенка читать и писать, и считают, что этого достаточно. Педагогические коллективы у нас, к сожалению, в большинстве женские. А это чревато ярко выраженным синдромом «хозяйки дома» — имея привычку командовать домашними, наша «слабая половина» подобным же образом начинает вести себя и с родителями подопечных детей. Учительница нередко позволяет себе разговаривать на повышенных тонах, упрекать, требовать и даже стыдить. Чем рубит сук, на котором долгие годы предстоит сидеть всей компанией вместе — папе, маме, ребенку и классной даме.
Так как же следует вести себя учителю на первом собрании с родителями малышей? Конечно же, необходимо познакомиться поближе с каждым. Сделать это лучше еще перед встречей. Мониторинг можно провести через ребенка — передать анкету с вопросами. Важно узнать, какие книги, фильмы предпочитают родители, как проводят свободное время, выходные дни, есть ли в семье ветераны войны и чем вообще гордятся представители данной фамилии. И только в последнюю очередь, не заостряя внимания на этом, допустимо спросить: чем вы можете быть полезны нашему классу? Педагог должен дать почувствовать: ему от родителей нужна не только конкретная помощь, но и духовное единение, ведь им теперь бок о бок предстоит провести не один год. Эти познания затем следует использовать максимально продуктивно. На собрании представить родителей друг другу, охарактеризовав каждого с лучшей стороны. Если придется говорить о проблемах — не стоит драматизировать ситуацию, нагнетать негатив. Лучше предложить родителям сообща подумать — как в том или ином случае выйти из положения. Можно рассказать о чем-то не очень приятном, не называя фамилий учеников, а потом уже, в приватной беседе, обсудить с родителями произошедшее подробнее. Постараться понять — откуда проистекает та или иная сложность, предложить уже готовые рецепты выхода из положения.
Вспоминаю урок, данный молодым коллегам некогда известным в республике директором школы Яковом Наумовичем Левиным. Он предупреждал: помните о динозавре! Однажды в кабинет к нему решительным шагом вошла инспектор по делам несовершеннолетних: «Учащиеся вашей школы испортили фонтан на центральной улице города — вылили в воду целый флакон красных чернил! Надо срочно вызвать родителей и поставить негодников на учет в детской комнате милиции». Молодая женщина требовала самых решительных действий. Яков Наумович успокоил ретивую воспитательницу и предложил для начала поговорить с провинившимися ребятишками. Директор школы не стал ругаться, клеймить позором и пугать ответственностью за порчу имущества. Он приобнял пацанов за плечи и как-то очень весело спросил: «Кого ловили-то вы в фонтане?» Что тут началось! Только что имевшие на лбу клеймо преступников нарушители порядка наперебой стали убеждать опытного педагога: из красной воды обязательно должен был появиться динозавр! Они видели, как это происходит в кино, и решили повторить эксперимент. Поняв причину произошедшего, директор школы всю воспитательную работу по данному инциденту взял на себя. «Своими неумелыми действиями очень легко нарушить психическое здоровье ребенка, извратить его, оглушить наказанием. Не жалейте времени, разбирайтесь по каждому случаю конкретно с каждым учеником — вы откроете много интересного для себя и принесете большую пользу другим», — советовал он коллегам.
Отношения между людьми — это целая наука. Особенно, когда дело касается судьбы маленького человека. Как росток благородного растения, следует пестовать его, привлекая в союзники родителей. Постарайтесь узнать их, понять, научите любить своих детей, видеть в них лучшее. И повзрослевший в таком благоприятном окружении человек обязательно с благодарностью ответит тем же, но только уже всему миру в целом.