Все новости
Образование
11 Августа 2012, 17:46

Класс из одного ребёнка обречён на деградацию?

Оптимизация школ — процесс необходимый, считают в министерстве образования республики

Альфис Гаязов.
Альфис Гаязов.
«Образование в Башкортостане: инвестиции в человека и в будущее региона» — такова тема августовского педсовета, открывающегося сегодня в Стерлитамаке. В преддверии этого ежегодного события газета «Республика Башкортостан» по традиции публикует интервью с министром образования РБ Альфисом Гаязовым.
— Альфис Суфиянович, как выпускники школ республики справились в этом году с ЕГЭ и государственной итоговой аттестацией? Много ли было нарушений?

— В целом по республике обстановка была более спокойной, чем в прошлом году. Министерство образования приняло меры по повышению объективности результатов единых госэкзаменов. В результате снизилась доля работ с высокими баллами (80 и более). Считаем, что в этом году мы получили объективные результаты. Но в то же время Башкортостан, к сожалению, стал лидером по числу выходов выпускников в глобальную сеть: из 172 зафиксированных случаев 30 — учащиеся нашей республики. Увеличилось количество тех, кто не преодолел минимальный порог баллов. Например, число ребят, не сдавших экзамен по физике, выросло с 2,5% в 2011 году до 10,7% в нынешнем году. Аналогичная картина с результатами по истории, химии, географии, математике — снижение средних баллов идет по 13 предметам из 14. Небольшое повышение среднего балла наблюдается только по русскому языку (0,42%).

Что касается государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников основной школы, то экзамены сдавали 99,8% учащихся. В допуске было отказано 92 школьникам, 15 человек не смогли сдать экзамены. По сравнению с прошлым учебным годом доля ребят, не получивших аттестаты, осталась примерно на том же уровне.

Новшеством стало то, что при проведении ГИА по химии использовались автоматизированные программные средства, то есть тиражирование экзаменационных материалов, проверка и обработка экзаменационных работ (части А и В) осуществлялись на базе Регионального центра обработки информации. Часть С проверялась муниципальной предметной комиссией. В экзамене приняло участие 326 девятиклассников г. Стерлитамака. С этого учебного года учреждения среднего профессионального образования на территории республики, как и в ряде регионов России, будут учитывать результаты ГИА в качестве вступительных испытаний.

Ход эксперимента по апробации новой формы итоговой аттестации в стране осложняет информационная незащищенность экзаменационных материалов: в этом учебном году задания и ответы по математике попали в интернет. Поэтому здесь еще предстоит большая работа.

— По вашему мнению, ЕГЭ действительно делает высшее образование более доступным? Ведь бюджетных мест больше не становится...

— Во-первых, в этом году количество бюджетных мест в вузах республики увеличилось на 860. Во-вторых, надо понимать, что ЕГЭ дает возможность поступить в учреждения высшего образования всем категориям выпускников — независимо от места проживания, уровня дохода и т. д. Это важно, поскольку еще с советских времен у нас вузы распределены по стране неравномерно, и у уроженца отдаленного района должны быть равные шансы со столичными ребятами. Так что ЕГЭ призван сделать доступным поступление в лучшие вузы страны.

— Как вы оцениваете изменения, которые вносятся в школьные стандарты, как они скажутся на качестве образования?

— Новый стандарт — это не свод требований к знаниям по каждому предмету. У выпускника должны быть сформированы навыки, позволяющие проектировать свое будущее и заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что очень важно, условия обучения.

Теперь школа самостоятельно разрабатывает образовательную программу. Это важная инновация и серьезный шаг на пути развития самостоятельности школ.

Федеральные гособразовательные стандарты (ФГОС) нового поколения призваны возродить и воспитательную работу. Школа и раньше формировала личностные качества, и вопрос об улучшении условий образовательного процесса стоял всегда, но ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Новизна стандарта заключается в том, что все эти требования теперь описаны в одном документе. То есть ФГОС впервые заявлены как конвенциональная норма — общественный договор между государством, обществом и родителями.

— В нашу редакцию периодически приходят письма с жалобами на закрытие школы или перевод ее в статус филиала другого образовательного учреждения. Получается, в процессе оптимизации не всегда удается учитывать интересы местного населения — учителей, детей, их родителей?

— Оптимизация сети сельских школ — это вынужденная мера, вызванная в первую очередь демографическими факторами. Только за последние пять лет количество школьников сократилось на 50 тыс. человек. Поэтому с 2008 по 2011 год в республике оптимизировано 467 муниципальных общеобразовательных заведений. Но начальные общеобразовательные учреждения в тех населенных пунктах, где поблизости нет других школ, будут сохранены. Цель оптимизации — повышение качества образования, социально-экономической эффективности образовательной системы за счет более рационального использования ресурсов.

Но дело не только в этом. Я призываю вспомнить педагогику. Мы все знаем, что если в семье один ребенок, он часто вырастает избалованным, инфантильным. Класс с одним ребенком — это то же самое. Во-первых, образовательный процесс имеет соревновательный характер. Как можно достигать успехов, если ученик не может сравнивать свои действия с одноклассниками? Во-вторых, в педагогике есть понятие «гиперопека». При малой наполняемости классов внимание к каждому ученику увеличивается, что, в свою очередь, вызывает раздражение и даже противодействие. Неправильная организация образовательного процесса в классе малой наполняемости ведет к деградации личности.

— А какова ситуация с оплатой труда работников образования?

— С 1 января 2011 года зарплата работников государственных бюджетных и автономных учреждений повысилась в 1,065 раза, а с 1 октября 2011 года — еще на 6,5%. В текущем году с 1 июля произошел рост в 1,14 раза. По утвержденному министерством образования графику ежегодное повышение зарплаты должно составлять не менее 15% по отношению к уровню предыдущего года.

Что касается учителей, то с 1 сентября 2011 года им установлена ежемесячная надбавка в размере 30 процентов. В итоге размер средней зарплаты учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в сентябре — декабре 2011 года составил 16 тыс. 995 рублей, в январе — июне 2012 года — 17 тыс. 17 рублей.

В этом году предусмотрено более 2,3 млрд рублей, что в три раза превышает прошлогодние показатели. Это позволит с 1 сентября повысить заработную плату учителей до среднего уровня по экономике региона — 18 тыс. 427 рублей.

Эта тенденция будет продолжена до 2015 года. По предварительным расчетам, средняя зарплата учителей составит: с 1 сентября 2013 года — 20 тыс. 494 рубля, с 1 сентября 2014 года — 22 тыс. 940 рублей, с 1 сентября 2015 года — 25 тыс. 654 рубля. Как видим, повышение ощутимое, и оно осуществляется не за счет сокращения кадров, деньги заложены в бюджеты в полном объеме. Все это делается для того, чтобы привлечь в отрасль наиболее перспективных, инициативных педагогов. Сфера образования должна быть конкурентоспособной.

— Что изменилось в системе начального профессионального образования? Насколько она готова ответить на вызовы времени, ведь экономике требуется все больше рабочих рук?

— Система профессионального образования должна ориентироваться на потребности перспективных региональных рынков труда. Поэтому будут создаваться отраслевые многоуровневые учреждения профобразования, а невостребованные подвергнутся оптимизации и реорганизации.

Проблема повышения привлекательности учреждений довузовского профессионального образования по-прежнему актуальна. Поэтому молодежь должна получать четкое представление о перспективных потребностях экономики в кадрах, возможностях профессиональной карьеры, размере зарплаты, качестве образования в различных учреждениях. На основе кадрового прогноза в этом году увеличен прием по отраслям: сельское хозяйство — с 19,9 до 20,4%, транспорт — с 11,6 до 13%, нефтепереработка — с 2,9 до 4,1% и деревообработка — с 0,8 до 1,2%.

С 2007 по 2009 год в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» 14 учреждений начального и среднего профобразования республики получили субсидии из федерального бюджета на общую сумму более 357 млн рублей. В качестве софинансирования из республиканского бюджета было выделено около 65,4 млн рублей, а также привлечены средства из различных внебюджетных источников (средства работодателей и т. д.) на сумму более 308,5 млн рублей. Это позволило укрепить материально-техническую базу учреждений, приобрести современное оборудование и технику учебных классов и мастерских. Сейчас на базе этих учреждений планируется создать ресурсные образовательные центры по отдельным отраслям экономики.

В прошлом году Министерство образования провело аналогичный республиканский конкурс среди учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Победителями стали семь учреждений НПО и два учреждения СПО. Объем государственной поддержки составил 200 млн рублей. Обязательным условием участия в конкурсе явилось обеспечение финансовой поддержки со стороны работодателей.

В 2012 году еще пять учреждений начального и два учреждения среднего профессионального образования стали очередными победителями этого конкурса. Объем финансирования составил 84,2 млн рублей. Такая государственная поддержка будет продолжена и в дальнейшем.

— Башкортостан всегда отличался сильной системой высшего образования, дававшей республике и стране хорошо подготовленные кадры. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы не только сохранить этот потенциал, но и приумножить его?

— Время сегодня непростое: демографическая ситуация в возрастном сегменте старшеклассников нестабильна, все больше выпускников проявляют интерес к высшим учебным заведениям за пределами республики, а наши вузы поставлены перед необходимостью соответствия инновационному развитию экономики. Поэтому взят курс на расширение инновационной деятельности вузов: создаются малые предприятия и индустриальные парки, работа которых неразрывно связана с научными разработками, инновационными идеями, готовятся качественные специалисты для высокотехнологичных отраслей экономики.

Вузы Башкортостана активно участвуют в федеральных и республиканских целевых программах, международных проектах, конкурсах на соискание грантов и премий. В 2011 году удалось привлечь средства в общей сложности на сумму более 646,6 млн рублей. Разработаны долговременные программы реализации совместных научно-исследовательских и внедренческих работ с университетами Германии, КНР, Финляндии, Франции, США, Болгарии, Турции и крупными международными компаниями. В соответствии с геополитическими задачами Российской Федерации особое внимание уделяется развитию образовательных и научных связей с университетами ближнего зарубежья: подписаны договоры с вузами Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Абхазии.

Мы должны сделать ставку на поддержку и укрупнение ведущих вузов — БГУ, УГАТУ, УГНТУ. Такая работа уже началась. Только крупные вузы подтверждают свою конкурентоспособность на рынке труда, в научных исследованиях, в получении больших грантов. При сохранении наметившейся тенденции у наших вузов есть все шансы повысить свою конкурентоспособность на рынке российских образовательных услуг.
Размер заработной платы учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений республики в 2012 году
Читайте нас: