Все новости
Образование
30 Июня 2012, 05:47

Два Грина плюс Паустовский

«Конвейер» по сдаче ЕГЭ работал безотказно

Договоримся сразу: место действия и реальные имена персонажей обозначены не будут, сами поймете почему. Но, думается, словно в гоголевском «Ревизоре», многие узнают себя и свое родное село.

Апрель еще середины не отсчитал, когда заглянул на огонек сосед. Парень он хороший, да еще на все руки мастер. Случись что — водопровод прорвет или холодильник забарахлит — буди хоть среди ночи, придет и сделает.

— Я это... По-соседски, — не зная, куда их деть, то разводил в стороны, то прятал за спиной свои золотые руки.

— Да говори, чего там. Взаймы? Сколько?

— Да нет. В общем, дело такое. Младшая у меня ЕГЭ нынче сдает. Не поможешь с русским?

И далее очень поспешно:

— У нее, вообще-то, и так «пятаки», но мало ли что — переволнуется или забудет что. С теорией мы уже договорились, но там еще задание есть, типа сочинения. Выручишь?

Отказать означало лишиться добрососедства навсегда. Да и «выручающего» все равно найдут. Крепкое мужское рукопожатие стало залогом сотрудничества.
Родственники жены зашли почаевничать где-то после Дня Победы. Просьбу свою высказали как бы между прочим, после обсуждения погоды и видов на урожай. Суть ее была той же: скоро ЕГЭ, а сынуля больше футболом да дискотеками интересуется, чем повышением уровня знаний.

— Но я уже договорился.

— Так нам ведь тоже только сочинение. Неужели не успеешь два сделать?

Разве откажешь...

В день сдачи ЕГЭ школа напоминала Зимний дворец, окруженный революционными массами в ту судьбоносную октябрьскую ночь. На почтительном удалении от главного здания, возле которого неспешно отсчитывал шаги туда-обратно молодой полисмен, колыхалось народное море. Наш «мобильный штаб», снабженный двумя ноутбуками, расположился в «Газельке», на которой в обычные дни таксует сосед-умелец. Один ноутбук— в моем распоряжении, за другим расположилась, обложившись кучей словарей, девица-филолог, работающая, правда, не по специальности. Ждем. Сейчас должны прийти фото с заданиями. «Как же так? Ведь «мобилы» на ЕГЭ запрещены!» — слышу уже. А вот так. Запрещены, конечно. Но не забывайте: дело происходит в селе, где практически все — учителя, члены наблюдательной комиссии, тот же полисмен у входа — обременены либо родственными в каком-то колене, либо соседскими, либо просто дружественными отношениями с теми, кто взял в кольцо пришкольную площадь.

Есть контакт! Лихорадочно зашуршала страницами словарей девица. Мне же, как велит задание «С-1», предстоит «разбор полетов» романтика Грина. При этом, не в ущерб качеству, нельзя забывать, что в библиотеке по соседству ждет команда жениных родственников. Слава Богу, Грина в юности любил и читал, мысль работает, как отбойный молоток. Готово! Сестра сдающей с дискетой мчится в соседнее интернет-кафе — там уже занята очередь на принтер. Оттуда — бегом к школе, где между входом и страждущей толпой то и дело курсируют... общественные наблюдатели. Можно, конечно, скидывать ответы и на сотовый, но когда вот так — на листах — переписывать куда удобней.

В библиотеке — не протолкнуться. Не хватает книг, авторы которых угодили в программу экзамена — предисловия «сдирают» сразу втроем-вчетвером с экземпляра. Мои «клиенты» машут рукой из-за дальнего столика — там незнакомый очкарик, специально «выписанный» из соседнего города за приличную сумму, уже завершает теоретическую часть. Мне достается отрывок из Паустовского, ранее не читанный. Да и ладно, вникнуть в суть недолго. Полет нормальный! Минут через двадцать — результат «на-гора». Исписанные листы (здесь — без ноутбука) с курьером отправляются к школьному заборчику, где ждет эстафета. Все, кажется. Как бы не так!

— Друг, выручай! «С-1» написать надо!

И ведь действительно — друг! Где ж ты раньше был? «Писарь» забухал накануне ЕГЭ? Так надо с кадрами работать, подбирать тщательнее. А что там? Грин? Везет тебе. Давай, пишем!

Необходимость строчить в «темпе вальса» подтверждает звонок на сотовый друга:

— Ивановы, долго вы еще? Час остался, а у вас только теория сдана.

— Мы сейчас, сейчас, Марья Ивановна! Уже пишем «С-1»!

Звонила учительница, искренне заинтересованная в том, чтобы ее питомцы сдали ЕГЭ без провалов. А может, заинтересованная в чем-то еще... Это ее дело, а нам надо иными словами изобразить то, что уже было написано часом ранее, — Грин не терпит повторений. Да еще цейтнот давит. И все равно — получите и распишитесь! К школьному порогу мчим вдвоем. Там принимаются последние уже «послания».

— Что тянули-то так долго? — укоряет курьер из наблюдателей. — Дело-то серъезное. Марья Ивановна уже ругается.

Ругалась Марья Ивановна напрасно. Работа автора этих строк — могу гордиться — во всех трех случаях была оценена в итоге максимально. Больше, пожалуй, гордиться нечем. Понимаю: оказал медвежью услугу школярам, поступил предательски по отношению к системе народного образования. Что ж, каюсь. Но если поставить на кон ваши соседские, родственные и дружеские отношения — вы бы как поступили? Зная при этом, что «медведей» с услугами вокруг — полон лес и они все равно их окажут.
Читайте нас: