Все новости
Образование
29 Мая 2012, 04:52

Так ли страшен ЕГЭ, как его малюют?

Девчонки и мальчишки, а также их родители, проверить свои знания сегодня не хотите ли?

Учить всегда, учить везде...
Учить всегда, учить везде...
Пожалуй, ни одно новшество, которыми столь богата в последнее время наша система образования, не вызвало столько откликов родителей, учителей и старшеклассников, как ЕГЭ. Можно до бесконечности пересчитывать его плюсы и минусы, но ясно одно: ЕГЭ плотно вошел в нашу жизнь, и речь идет уже о том, насколько и как можно улучшить подобную оценку качества знаний учеников. Предлагаем нашим читателям вспомнить слегка подзабытые «школьные годы чудесные» и примерить на себя роль выпускника, с головой ушедшего в подготовку к сдаче экзамена. Возможно, после того, как вы лихо осилите предлагаемую экзаменационную работу по литературе, у вас появится желание поделиться своими соображениями по поводу упомянутых плюсов и минусов ЕГЭ и предложениями, как сделать его реальной и действенной оценкой знаний учащихся. Просим учесть, что предлагаемые вопросы ни в коем случае не совпадают с теми испытаниями, которые ждут выпускников нынешнего года.
Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Гаев. Извините, какая чепуха!

Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад...

Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.
Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Гаев. И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад.

Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.

Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...

Гаев. Помолчи, Фирс.

Фирс. И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...

Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?

Фирс. Забыли. Никто не помнит.

Пищик (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?

Любовь Андреевна. Крокодилов ела.

Пищик. Вы подумайте...

Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...

Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!

(А. П. Чехов, «Вишневый сад»)

Ответом к заданиям является слово или словосочетание.

1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и принципы которого нашли свое отражение в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

2. Каково авторское определение жанра «Вишневого сада»?

3. Приведенная сцена передает разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

4. Укажите фамилию персонажа, внутренне не подключенного к обсуждаемой героями проблеме и вызывающего соответствующую реакцию Любови Андреевны.

5. Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

6. Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Гаев (возмущаясь) и т. п.)?

7. В основе спора о судьбе имения и сада лежит острое столкновение позиций, предопределяющее финал пьесы. Укажите термин, которым обозначается подобное противоречие, движущее сюжет к развязке.

Часть 2

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф. И. Тютчев, конец 1820-х годов)

8. Назовите прием одушевления неживого предмета, использованный Ф. И. Тютчевым в приведенном стихотворении («…дышит полдень…»).

9. К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

10. Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?

11. Как называются образные определения, служащие выразительно-изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

12. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).
Ответы

1 Реализм.
2 Комедия.
3 Диалог.
4 Пищик или Симеонов-Пищик.
5 Деталь.
6 Ремарка.
7 Конфликт.
8 Олицетворение или метафора.
9 Сравнение.
10 Анафора или единоначатие.
11 Эпитеты.
12 Ямб.

Читайте нас: