С 1 сентября 2012 года курс изучения основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) будет введен во всех учебных заведениях. Нагрузка составит час в неделю. Новый предмет стал обязательным в четвертом классе и будет изучаться в течение всего года, проинформировал участников пресс-конференции заместитель министра образования РБ Владимир Аристархов.
Апробация изучения предмета в 21 регионе России (наша республика участвовать в эксперименте отказалась) выявила плюсы и минусы введения новой дисциплины. Четвертый класс выбран по ряду причин. Социально-психологические особенности этого возраста — бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание — соответствуют сути курса, к четвертому классу, как правило, устанавливаются доверительные отношения между учителем, школьниками, родителями. Кроме того, отсутствуют дополнительные умственные нагрузки, вызванные в среднем звене увеличением изучаемых предметов, сменой педагогов.
В качестве преподавателей, как предполагается, видят учителей начальных классов, но не исключено, что это будут учителя-предметники. Дети же будут разделяться на группы по примеру изучения иностранных языков. Всего для преподавания этого курса необходимо, чтобы переподготовку прошли более 3 тыс. педагогов. Целесообразно привлекать к этому процессу и представителей разных конфессий. Дисциплина, действительно, несколько специфическая, по-особому будет и преподаваться. В частности, оценивать знания учащихся не будут. Двойки и невыученной темы можно не бояться. Это создаст на уроке благожелательную, спокойную обстановку. Новый предмет дает не столько определенное количество знаний, сколько воспитывает нравственную, духовную личность. Не будут задавать и домашние задания — в общепринятом виде. Конечно, они не исключены, но скорее будут носить творческий характер: нарисовать иллюстрацию по теме, например.
Сам учебный курс состоит из шести модулей: основы православной культуры, исламской, буддийской, иудейской культур, история мировых религий и основы светской этики. В феврале этого года министерство образования провело мониторинг среди учеников и их родителей, с тем чтобы определить, какие модули будут выбраны для изучения. Третий класс в этом году оканчивают свыше 43 тыс. школьников. Выбор модулей, согласно мониторингу, был таков: основы православной культуры — 1,8 %, исламской — 3,6%, история мировых религий — 22,2%, основы светской этики — 72,4%. На выбор школам предложено девять учебно-методических комплексов, включающих пособия как для учителей, так и для учеников, содержание их базируется на трех ценностях: Отечество, семья, культурные традиции. Обеспечение учебниками бесплатное.
Ни один предмет не породил столько споров и мифов, как ОРКСЭ, — по-видимому, от недостатка информации по этому вопросу. Например: священники стремятся занять эту нишу в школе. Никогда вопрос так не стоял. Преподаванием этого предмета занимается государство, поэтому и процесс обучения доверен светским учителям. Речь идет о преподавании не религии, но религиозной культуры. Это большая разница. Не зная основ религиозной культуры, невозможно понять творчество Андрея Рублева, Феофана Грека, Достоевского. Введение же такого предмета, как ОРКСЭ, стоит в наше время как нельзя более остро. Обилие всевозможных сект просто сбивает с толку человека светского, не получившего соответствующих знаний и заканчивающего школу религиозно дезориентированным. Это кандидатура для очередной секты, считает Вадим Розенфельд, руководитель информационно-аналитической службы Башкортостанской митрополии.
Представители религиозных конфессий республики высказали сомнение по поводу достоверности данных мониторинга. Мария Ларионова, методист отдела религиозного образования и катехизации Уфимской митрополии, отметила, что родители и дети, посещающие воскресные школы, даже не в курсе того, что в школах вводится новый предмет. А там, где мониторинг был проведен, ясную картину выбора того или иного модуля он не дал. Родителей заранее настраивают на то, чтобы они выбрали конкретный предмет, между тем как у них есть законное право предпочесть любой из модулей. Тем более что, по статистике, в республике более 20 процентов православных верующих.
Многие родители могут познакомить своего ребенка с основами своей религии и сами, и вовсе не против того, чтобы он изучал основы культуры других религий, прокомментировал указанные факты Владимир Аристархов. А предпочтение таких предметов, как светская этика и история мировых религий, можно объяснить их всеобъемлющим содержанием, в которое включено изучение таких категорий, как добро, зло, любовь. Настоящая проблема заключается в том, что сельские школы республики — малокомплектные, и нередко первые классы соединяются с четвертыми. Обращений же родителей по поводу нарушений процесса мониторинга в министерство не поступало.
Высказывались опасения и по поводу того, как личность учителя, имеющего устоявшиеся взгляды и во многом определяющего духовные предпочтения школьника, будет влиять на неокрепший ум ребенка. Не станет ли давить авторитет учителя на внутренние убеждения школьника? По мнению Владимира Аристархова, родители нынешних школьников очень активны и, безусловно, будут контролировать процесс обучения, как, впрочем, и руководство школы. В меру, конечно, чтобы не нарушать доверительную атмосферу урока. То, что предмет будут преподавать светские учителя, — это гарантия того, что на ребенка не будет оказываться давление, считает Вадим Розенфельд. Любой учитель физики, физкультуры, если он неэтичен и забывает о профессиональном долге, может оказывать давление на ребенка. Например, в одном из районов завуч школы, попавшая под влияние сайентологов, втягивала в эту секту и учеников. В связи с этим дельное предложение внес Артур Сулейманов, заместитель руководителя администрации Центрального духовного управления мусульман России, предложив организовать работу специальных телефонных номеров наподобие номеров доверия на случай возникновения конфликтных ситуаций.
Наше существование буквально пропитано техническими изобретениями, новости начинаются с сообщений об экологических и техногенных катастрофах, а международных террористов в лицо знают даже воспитанники детских садов. Мир встал перед проблемой человечности современного человека. «Тотальный потребитель», «массовый человек» — так определяют наше нравственное состояние философы и ученые. Процесс безусловно и беспощадно затронул систему образования. Считая главной задачей дать ученику максимум теоретических знаний, школа занималась многолетним отторжением человека от основ духовной жизни. Патриарх Алексий II говорил по этому поводу: «Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, то там просто никакого воспитания нет». Возможно, введение ОРКСЭ пробьет ощутимую брешь в обществе тотального потребления.