Все новости
Наука
16 Ноября , 11:15

Учись, турист!

Евразийский НОЦ запускает научно-популярные маршруты

автора Вся территория кампуса — перед глазами школьников.
Вся территория кампуса — перед глазами школьников.Фото:автора

Всероссийская инициатива «Научно-популярный туризм» в рамках Десятилетия науки и технологий активно реализуется в республике благодаря Евразийскому НОЦ.

Маршруты, разработанные башкирскими учеными, дают возможность посетить уникальные объекты и увидеть своими глазами, как сегодня развивается отечественная наука.

Опыт и перспективы научно-популярного туризма обсудили на панельной сессии форума «Наука и индустрия.

Стратегия-2030», прошедшего в межвузовском кампусе Уфы.

Семь башен кампуса

Башкирия появилась на карте научного туризма совсем недавно. Директор УК НОЦ Наталья Латыпова рассказала: в прошлом году она побывала на всероссийском съезде молодых ученых и услышала о том, как развивается программа научно-популярного туризма в стране:

— Показали большую карту России, на ней были подсвечены зеленым регионы, где есть научно-популярный туризм, а Башкирия была серой. Мне за родину обидно стало! Через полгода я стала работать в НОЦ, и мы активно взялись за реализацию этого проекта.

Отправной точкой стал межвузовский кампус, объединяющий вузы республики, где тогда уже проводили экскурсии. И у организаторов возникла идея создать тематические маршруты, связанные с разными научными направлениями.

Как известно, семь строящихся в Уфе башен студенческого кампуса будут названы именами знаменитых ученых. Было решено, что эти ученые дадут свои имена еще и семи научно-популярным маршрутам — гуманитарного, естественно-научного, технического, химического, медицинского, IT, физико-математического направления.

Задумали также два загородных — в геопарки «Янган-Тау» и «Торатау».

— Мы организовали рабочую группу из представителей всех наших университетов и научных организаций, — рассказала Наталья Латыпова. — И они разработали маршруты, их технологические карты и полное описание в соответствии с ГОСТом. Кроме того, созданы курсы по обучению гидов, ведь они должны хорошо разбираться в тематике. На сайте НОЦ есть интерактивная карта этих маршрутов, там же есть возможность записаться на экскурсию.

Эти туры дают возможность попасть на уникальные объекты научно-исследовательской инфраструктуры республики: лаборатории, предприятия. Директор УК НОЦ рассказала о сложностях, с которыми приходится сталкиваться организаторам:

— Туроператоры не готовы работать с научно-популярными маршрутами, это такая специфическая работа, не сильно доходная. Исследовательские лаборатории обычно вмещают не больше 15 человек, поэтому группы небольшие. Кроме того, мы стараемся так организовать туры, чтобы экскурсанты были не только зрителями, но и участниками, какие-то мастер-классы для них проводить. А это дополнительные затраты на реагенты и материалы. Экскурсии получаются дорогие по себестоимости, поэтому мы сейчас прорабатываем вопрос субсидирования.

Кроме того, для массового привлечения школьников нужно работать с министерством образования, популяризовать и широко освещать новый вид туризма. Пока это новое и необычное для большинства явление.

Обучить экскурсовода

— Нашей сильной стороной является объединение вузов республики, — отметила заместитель директора ESG и устойчивого развития УУНиТ Глюса Бакиева. — И в результате их взаимодействия при создании маршрутов порой рождаются новые идеи по развитию научных направлений, по подаче заявок на гранты. А сами экскурсии вызывают интерес не только у студентов и школьников, но и у самих ученых — им хочется увидеть, как организована работа в других вузах. Кстати, по результатам прохождения маршрута экскурсанты нередко записываются на курсы по заинтересовавшим их научным направлениям.

Открытие каждого маршрута — мероприятие публичное и бесплатное, поэтому желающих поучаствовать много. К примеру, когда проходила апробация тура «Шэнь Ко: мир научно-технических разработок», участников собралось столько, что пришлось организовывать четыре потока.

Научно-популярный туризм предъявляет высокие требования к экскурсоводам. Сложные научные термины должны объясняться понятным для всех языком. Но это не проблема: при НОЦ организованы курсы дополнительного профессионального образования по экскурсионному делу. Все студенты очной формы обучения имеют возможность бесплатно получить вторую квалификацию по программе «Приоритет-2030». Только за два последних года обучение прошли около 200 студентов, еще 100 человек выучились платно. Среди них есть экскурсоводы, владеющие разными иностранными языками, они могут вести экскурсию на английском и китайском.

— Так что у нас есть штат собственных экскурсоводов, — похвасталась Глюса Бакиева. — Тексты для них стараемся составлять так, чтобы можно было их легко модернизировать в зависимости от того, кто идет на экскурсию.

В будущем можно частично использовать аудиогиды, но отдать в их распоряжение весь маршрут целиком невозможно. Ведь в научно-популярном туризме наиболее ценно общение с реальными учеными на местах.

— В перспективе источниками финансирования продуктов научно-популярного туризма может стать программа «Школьный туризм», ведь такие экскурсии играют важную роль в профориентации, привлечении молодежи в науку, — рассуждает Глюса Бакиева. — Или «Башкирское долголетие: туризм» — к примеру, развитие медицины и фармацевтики может представлять интерес для пожилых людей, их наверняка заинтересуют экскурсии по таким направлениям.

Первопроходцы — школьники

Еще не все разработанные башкирскими учеными научно-популярные маршруты апробированы и протестированы, это происходит прямо сейчас. Сразу после сессии «Научно-популярный туризм в регионах России: успешные форматы и возможности развития» был дан старт научно-образовательному маршруту «Пифагор». В путь по точкам Уфы, раскрывающим возможности сферы it, отправились ученики восьмых классов уфимской школы № 83. Маршрут проходит через лаборатории межвузовского студенческого кампуса, Центр киберспорта и спортивного программирования СПАРКС, Центр роботизации бизнеса «Ufarobotics», Музей связи компании «Ростелеком» и другие интересные для будущих айтишников локации.

— Для вас, ребята, это уникальная возможность познакомиться с научными объектами по столь популярному сегодня направлению, — напутствовала первых экскурсантов Наталья Латыпова. — Восьмой класс — это как раз возраст начала профориентации. Вы увидите наши университеты, лаборатории, познакомитесь с учеными, которые создают технологии будущего.

А буквально на днях запущен еще один маршрут — «Циолковский. Уфа сквозь призму математики и физики». Школьники, принявшие участие в апробации этого тура, посетили ключевые лаборатории вузов и научных центров республики, где проводятся исследования в области физики, математики и робототехники. Они побывали в интерактивном музее «Интеллектус», Уфимском городском планетарии, Музее связи, Уфимском федеральном исследовательском центре РАН. Ребята узнали, как можно увидеть звук, заставить кипеть холодную воду, измерить силу своего крика, познакомились с работой телеграфного аппарата.

СПИСОК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ МАРШРУТОВ БАШКИРИИ:

- «Сократ. Научно-популярный маршрут гуманитарной направленности»
- «Циолковский. Уфа сквозь призму математики и физики»
- «Уфа естественно-научная: от зарождения жизни на Земле к ноосфере В. И. Вернадского»
- «Научно-образовательный маршрут «Пифагор»
- «Биолого-медицинская экскурсия «Авиценна»
- «Шень Ко: мир научно-технических разработок»
- «Дмитрий Менделеев. Уфа — химическая столица России: от атомов к материалам будущего»
- «Михаил Ломоносов. Взгляни на мир по-новому»
- «Научно-популярная экскурсия по геопарку «Янган-Тау»

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: