Все новости
Наука
7 Апреля , 13:15

В поисках клада

Школьники, постигающие сегодня азы науки о Земле, вместе с учёными пишут летопись планеты

из архива геологической школы «Алтынтау» В геологических кружках ребята учатся определять минералы и горные породы.
В геологических кружках ребята учатся определять минералы и горные породы.Фото:из архива геологической школы «Алтынтау»

В дни весенних каникул на базе центра образования № 40 Уфы состоялась геологическая сессия региональной открытой геологической школы «Алтынтау».

В сессии участвовали 54 школьника с 1 по 11 класс из Баймакского, Бакалинского, Уфимского, Хайбуллинского районов и городов Уфы, Октябрьского, Стерлитамака, Салавата и Сибая. В течение трех дней ребята демонстрировали теоретические знания по основам геологии, практические навыки по станциям «Палеонтология» и «Историческая геология», «Общая геология», «Минералогия и петрография», «Структурная геология», защищали исследовательские работы, выполненные на материалах, полученных в течение последнего календарного года.

Знаете ли вы, что такое криноидея? На секции «Палеонтология. Стратиграфия. Историческая геология» первоклассник уфимского центра образования № 40 Богдан Юрьев не только рассказал, но и наглядно показал особенности жизнедеятельности древних организмов — морских лилий, которые цветами, кстати, вовсе не являются. Его творческая работа «Тип иглокожие, класс крино­идеи» заслужила высший балл.

14-летний Раиль Нургалин из Хайбуллинского района представил свое исследование, выполненное на уровне классической научной палеонтологической работы. Под руководством педагога Валентины Алябьевой он уже несколько лет выезжает на меловые отложения в окрестностях Бурибая на реке Туратка и изучает морских ежей, зубы акул, раковины моллюсков. Сейчас у него глаз наметан уже настолько, что он видит в крупных образцах, скальных массивах совсем небольшие окаменевшие включения живых организмов. Он уже мыслит как настоящий ученый-палеонтолог, умеет работать с определителями, сопоставлять данные морфологии и морфометрии образцов, что ставит восьмиклассника в один ряд со старшекурсниками геологических факультетов.

Коллекцию образцов можно собрать самому, но для этого надо развивать внимание и наблюдательность, выработать у себя начитанность и насмотренность — тогда под ногами вы будете видеть не просто камни, а минералы и горные породы, окаменелых представителей древней флоры и фауны. Именно об этом рассказывали Анастасия Юрьева из Уфы и Эрнест Стаценко из Сибая: в период летней смены «Алтынтау» на учебной базе нефтяного университета «Солуни» на Павловском водохранилище они прямо на берегу и в скальных выходах нашли мшанок, брахиопод, криноидей и познакомили с ними всех участников геологической сессии.

Как палеонтологические экспонаты сделать доступными для широкого круга желающих с ними познакомиться? Зачастую фоссилии (а именно так они и называются) бывают уникальными (найденными только в одном экземпляре) или очень хрупкими. Цифровые технологии все глубже интегрируются с естественными науками: Елисей Коротков решил делать точные 3D-модели, которые можно трогать сколько угодно, и привез их на геологическую сессию. Елисей с детства привык обращаться с ценными экземплярами — его мама работает в Музее камня Ивана Скуина в управлении карьера Шахтау.

Ряд проектов участников из Стерлитамака, Октябрьского, Уфы имеет выраженный методический характер, их работы (игры, лото, модели, квесты) адаптируют сложный геологический материал под детский возраст, интересы ровесников, возможности использования детьми с ОВЗ, чтобы ребята могли за рамками уроков, на переменах, занятиях кружков познавать основы палеонтологии, исторической геологии, минералогии и петрографии. Среди их авторов — ученица 6 класса Агния Смирнова, которая разработала геологическую игру «В поисках клада». Именно она стала абсолютным победителем по сумме результатов выполнения всех этапов геологический сессии, обогнав даже одиннадцатиклассников.

Перед награждением ребята прослушали лекцию директора Уральского горно-геологического агентства, геолога Александра Кочергина об алгоритмах и истории открытий месторождений. В ней рассказывалось в том числе и о замечательных открытиях наших башкирских геологов — Михаила Николаевича Доброхотова, который обнаружил Верхне-Аршинское полиметаллическое месторождение в Белорецком районе (1929), и Виктора Александровича Шефера, открывшего серию месторождений магнезитов Кужинского рудного района (1989). Сегодня среди юных геологов были и внуки Виктора Шефера — учащиеся булгаковской гимназии Виктор и Ксения.

Уже много лет занимаются с детьми увлеченные педагоги. Для многих геология стала семейным хобби. Валентина Ивановна Алябьева — учитель математики, но увлекается геологией уже более 30 лет. Она руководит командой «Искатель», члены которой вместе с наставником создали в Бурибае прекраснейший школьный музей, включающий многообразие фоссилий мелового периода. Среди воспитанников Валентины Ивановны — все ребята села, ее дети и внуки, многие из которых поступают в вузы и колледжи геологической направленности.

Елена Ивановна Щербакова, учитель географии центра образования № 40, создатель клуба «Контакт» и школьного музея, гордится своими учениками, среди которых специалисты не только геологической направленности, но и других специальностей. Все они стали хорошими людьми, ведь те, кто прошел закалку в полевых лагерях, кто помогал товарищу в геологических маршрутах, увидел красоту родного края, навсегда остается патриотом и получает правильные жизненные ориентиры.

Роза Рамильевна Буляккулова — руководитель команды «Кифа» из школ Стерлитамака, —изучает, в первую очередь, шиханы, раннемеловые рифы, которые в 2024 году учеными Башкортостана номинированы на получение статуса всемирного наследия ЮНЕСКО. Она работает с ребятами на базе школ и в центре детско-юношеского туризма города.

Не так давно в селе Старый Сибай заинтересовалась геологией художник Малифа Шаяхметовна Сибаева. Настолько увлеклась, что прошла переобу­чение на учителя географии и сегодня создает геологический музей в новой школе, где дальновидный директор выделил ей для этого отдельное помещение.

Формирование современного научного мировоззрения на базе фундаментальных естественных наук без геологии вряд ли возможно. Кроме того, она отвечает за обеспечение общества минеральными ресурсами, а значит, имеет исключительное практическое значение. Роль геологического образования подрастающего поколения для России особенно важна. Башкортостану есть чем и кем гордиться!

В марте 2024 году отмечался 140-летний юбилей советского ученого, академика Академии наук СССР, геолога А. Н. Заварицкого, уроженца Уфы. Он изу­чал руду и минералы, объездил всю территорию Российской империи, а позже — СССР.

Заварицкий побывал на Кавказе, Урале и Камчатке, проводил исследования в Казахстане и Армении. Его имя носит Институт геологии и геохимии в Екатеринбурге, в честь ученого назвали минерал «заварицкит». Мы верим, что и среди участников детско-юношеского геологического движения есть ребята, чьи имена мы еще увидим в каталогах новых минералов и горных пород и в списках первооткрывателей уникальных месторождений!

КСТАТИ

Организаторами и спонсорами геологической сессии школьников выступили Институт геологии УФИЦ РАН, Роснедра (Башнедра), минэкологии РБ, Центр образования № 40 Уфы, геопарки «Янган-Тау» и «Торатау», Уральское горно-геологическое агентство, региональное отделение РГО, УГНТУ, БГПУ имени М. Акмуллы, общественная организация поддержки геологического общества в РБ БашРосГео и геологические производственные организации.

из архива геологической школы «Алтынтау» Богдан Юрьев из центра образования № 40 уже в первом классе прекрасно разбирается в палеонтологии.
Богдан Юрьев из центра образования № 40 уже в первом классе прекрасно разбирается в палеонтологии.Фото:из архива геологической школы «Алтынтау»
Автор:Галия ГИЛЬМАНОВА, член регионального отделения РГО
Читайте нас: