История доктора наук из Индии Прабхахарана Ренганатхана, или Прабы, как для краткости называют его коллеги, очень необычна. Однажды он прочитал в свободном доступе в Интернете статью доктора биологических наук, профессора БГПУ им. М. Акмуллы Лиры Гайсиной о гидропонике (выращивании растений без почвы — прим.ред.). Написал ей письмо, в котором выразил желание приехать, чтобы познакомиться с ее методами исследований. Она с радостью согласилась, а Акмуллинский университет пошел навстречу. И вот уже три месяца индиец знакомится с опытом наших ученых и делится своим, заодно постигая особенности русского менталитета, башкирской погоды и трудоустройства иностранцев в России.
Научное путешествие
Праба закончил университет в Индии по специальности «Биотехнология», а докторскую степень (PhD) в области пищевой биотехнологии и сельского хозяйства получил в Мексике, изучая улучшение свойств растений с помощью бактерий. В общей сложности он успел поработать в 12 странах мира: Чехии, Австралии, Чили, Нигерии, Испании, Германии и других. А потом в область его научных интересов попали водоросли, и именно ученого из Башкирии он посчитал лучшим экспертом в этой сфере.
В разговоре с нами Праба отметил, что такая мобильность объясняется и личными качествами, и научными интересами.
– Мне нравится работать в различных научных группах, это очень обогащает ученого, – перевела Лира Альбертовна с английского слова своего коллеги. – Но и в целом я люблю путешествия. Можно сказать, что до защиты магистерской диссертации я никогда не уезжал из своего города, а после этого никогда туда не возвращался. И конечно, знания ученых из Башкирии в области использования водорослей в гидропонике меня очень заинтересовали.
К России у Прабы и личный интерес. Оказывается, что его отец был… коммунистом. В доме родителей будущего ученого висели портреты Ленина и Сталина, а сам он, будучи студентом, по собственной инициативе изучал марксизм и ленинизм. Жители Индии, отметил он, очень уважительно относятся к Ленину, Путину как к людям, обладающим большим авторитетом, и сильным личностям, которые объединили страну. Повод задуматься и нам, россиянам, об уважении к той относительно не далекой истории, от которой в свое время многие предпочли отвернуться…
Эти удивительные водоросли!
Но вернемся к науке. Сегодня Праба работает старшим научным сотрудником лаборатории молекулярной систематики фототрофных микроорганизмов им. Л.С. Хайбуллиной БГПУ и проводит исследования в рамках стратегического проекта «Биопрепараты для сельского хозяйства» и проекта Евразийского НОЦ «Биопестициды и биоудобрения на основе водорослей и цианобактерий», а параллельно пишет научные статьи для международных рейтинговых журналов.
Такой пристальный интерес государства — и не только России, но и Индии, Мексики и других стран мира — к этой теме объясняется просто: в эпоху глобального потепления и недостатка влаги важно сохранять и повышать урожайность сельскохозяйственных растений. Гидропоника, применяемая в тепличном хозяйстве, и вовсе позволяет получать урожай круглый год.
– Когда люди используют химические вещества в качестве удобрений, зачастую нарушается баланс веществ в почве, она становится засоленной, – поясняет Праба. – Один из выходов в этом случае — использовать живые объекты – водоросли, из которых создают биоудобрения и биопестициды. Такие «живые» препараты можно производить, сочетая организмы различных групп — водоросли и бактерии.
Праба уже изучал влияние бактерий на рост растений. Дело в том, что, например, цианобактерии поглощают атмосферный азот и переводят его в формы, доступные для растений. А именно азот вместе с другими макроэлементами: углеродом, фосфором, калием, кальцием, магнием, – нужны для их роста и плодоношения.
В лаборатории Башкирского государственного педагогического университета еще в 70-е годы прошлого века была создана альгологическая (занимающаяся изучением водорослей) научная школа. Ее основателем был доктор биологических наук, профессор Рустэм Кабиров, который лично объездил всю страну, собирая образцы водорослей. И сегодня научная коллекция университета составляет более тысячи штаммов.
Лаборатория молекулярной систематики фототрофных микроорганизмов им. Л.С. Хайбуллиной появилась в 2016 году, и благодаря средствам университета и федеральным грантам ее удалось оснастить современным оборудованием. Но главное, по словам заведующей лабораторией Лиры Гайсиной, это люди — энтузиасты своего дела, обладающие уникальными знаниями, накопленными в родной научной школе.
– Мы можем научить человека работать с водорослями от образца почвы до готового штамма. В мире это умеют единицы. Сегодня в тренде — молекулярно-генетические методы. Мы же сохраняем свою научную школу, хотя специалистов, к сожалению, становится все меньше, – сетует Лира Альбертовна. – Радует, что на каждом курсе находятся студенты, готовые идти в науку. В педагогическом университете сегодня нет специализированной аспирантуры, однако в скором времени планируется составлять для них научную траекторию.
В этом смысле приезд в Уфу Прабы оказался очень своевременным. Ведь он не только сам впитывает знания и навыки наших ученых-альгологов, но и готов делиться своим опытом научных исследований. За рубежом он работал на самом современном оборудовании и многому может научить коллег в сфере биотехнологий.
В БГПУ индиец подключился сразу к нескольким научным исследованиям и экспериментам. Например, вместе с коллегами производит суспензию водоросли Parahlorella kessleri по заказу стратегического партнера вуза — предприятия «Башинком», выпускающего биопрепараты.
Ученые установили, что хлорелла выделяет уникальный комплекс биологически активных веществ: антибиотики, стимуляторы роста, фитогормоны, антиоксиданты. Например, если такую суспензию использовать для полива тепличных огурцов, то их урожайность повысится на 20 процентов, томатов — на 15, а болгарских перцев — на все 40 процентов! И будут они при этом экологически чистыми и безопасными.
Но водоросли применяются не только в сельском хозяйстве. Они вырабатывают объемы кислорода, в сотни раз большие, чем деревья. Перспективны с точки зрения производства белка и становятся основой для функционального питания (слышали про суперфуды? Это как раз о них). К тому же водоросли используются в фармакологии — для изготовления лекарств против некоторых видов рака. Словом, это уникальный биотехнологический продукт, за которым — будущее, уверены ученые Башпедуниверситета.
Хочешь быть здоровым — ешь овощи и фрукты
Конечно, нам интересно было узнать и о том, какой в глазах Прабы предстали России и Башкирия. К слову, от приезда в нашу страну его отговаривали все друзья и знакомые.
– Многие говорили, что я сумасшедший. Еще бы! По голливудским фильмам складывается впечатление, что все мужчины у вас ходят с оружием, а женщины все как одна – шпионки из КГБ, которые соблазняют иностранцев с целью вербовки в спецслужбы, – смеется ученый. – Мне же раньше казалось, что в России закрытые и суровые люди, похожие на немцев. Когда приехал, увидел — да, закрытые, мало улыбаются, не привыкли демонстрировать свои чувства. Но не холодные. Девушки — скромные и стеснительные, скромнее, чем в других странах. А люди просто сдержанные.
В Уфу Праба приехал в декабре, когда на его родине было плюс 40, а в Башкирии минус 35 градусов. И хотя он говорит, что мороз ему понравился, тут же вспоминает чувство, будто «даже кости заледенели». Впрочем, русскую зиму он перенес стойко, почти не болел. Прихварывать начал только весной. Мол, организм у индийцев крепче, чем у русских. Причины тому, как он считает, – гены темнокожести, унаследованные от далеких африканских предков, а также обилие в рационе овощей, фруктов, специй и минимум мяса (и то — куриного). По сравнению с Индией наш стол показался ему ограниченным.
Неудивительно, если учесть, что на плантации у себя дома (в тропическом климате на юге Индии поблизости от города Ченнай) Праба выращивал 500 видов манго, бананы, кокосы и все виды овощей. И использовал при этом исключительно биотехнологии, которые исследовал самолично.
В Башкирии ему предстоит работать два года, и он уже начал посещать курсы русского языка, которые бесплатно предоставил университет. Учительница хвалит молодого человека за прилежность. А сам Праба признается, что больно уж алфавит у нас заковыристый! Испанский было выучить проще. На нем он защищал докторскую диссертацию в Мексике.
А вот российское законодательство к индийцу как трудовому мигранту было не особо благожелательно: в течение полугода пришлось оформлять документы, дважды проходить медосмотр и сдавать отпечатки пальцев. Меры вроде бы резонные, особенно в свете последних событий, но для ученого это было психологически тяжело — не преступник все же. Но коллектив вуза помогал шаг за шагом преодолевать бюрократические трудности, поддерживая стремление Прабы работать в России.
Индийский ученый благодарен ректору Акмуллинского университета Салавату Сагитову и коллективу вуза за возможность заниматься наукой в ведущем педвузе России. Университет предоставил Прабе однокомнатную квартиру за символическую плату, он работает на ставке старшего научного сотрудника.
Но и при этом за вычетом налогов зарплата у него — более чем скромная. Ведь он приехал по собственной инициативе, без грантовой поддержки.
Лира Гайсина, которая взяла шефство над индийцем, очень надеется, что и на уровне республики возможно ему каким-либо образом помочь. Это же уникальный случай — когда человек, имеющий огромный научный опыт, приехал в Россию и помогает развивать нашу науку! Газета «РБ» со своей стороны обратилась в Евразийский НОЦ, где пообещали оказать ученому поддержку.
Фото: Александр ДАНИЛОВ.