Помните, «как из камня сделать пар, знает доктор наш Гаспар...»? Старая, любимая с детства сказка «Три толстяка». В интерактивном музее «Интеллектус», наверное, тоже в курсе, «как поймать лису за хвост», но такими пустяками не интересуются, да и зачем. Задача его сотрудников самая добрая — развлечь детей и самая, наверное, нужная — помочь им понять играючи, в самом прямом смысле слова, один из наиболее трудных предметов — физику.
«Ну и немного математики», — добавляет директор Айрат Сайфуллин. Это как раз ему
и Андрею Коршенкову пришла в голову замечательная мысль объединить игру и «суровые» законы физики. «Развлечений для детей в городе предостаточно, — считает директор, — а вот чтобы ребенка незаметно для него самого, забавляя, научить чему-то серьезному — таких мест не хватает». Авиационный университет дал основателям музея солидные базовые знания, а креативность довершила остальное. И вот он, «Интеллектус». Скорее не музей (тихие гулкие залы, почтительный шепоток оробевших посетителей), а настоящая волшебная страна, уместившаяся в трех комнатах, в которых чудес на один квадратный метр больше, чем где-нибудь в городе, — общим числом 60.
В республике такой музей пока единственный, в Москве и Белгороде ребята оккупируют «Экспериментаниум», в Санкт-Петербурге — «Лабиринтум», в Красноярске — «Физика вокруг нас». Но самый главный источник фантазии — это, конечно, книги — книги Якова Перельмана. Половина экспонатов — это идеи замечательного популяризатора науки, воплощенные уфимскими физиками. Кстати, Яков Исидорович — автор не только широкоизвестных книг, но и идеи подобного музея, открывшегося в Ленинграде аж в 1936 году. К сожалению, не вовремя. Блокада не пощадила ни музея, ни автора.
Уфимский музей пребывает еще в младенческом возрасте — открылся 1 декабря прошлого года, но уже знаком и жителям города, и гостям столицы. Вчитайтесь в названия экспонатов: «Левитатор Бернулли», «Фонтан Бернулли» — но вместо журчащих струй в воздухе без видимых (для непосвященных) причин подпрыгивает и парит веселый желтый мячик. Все просто: в движущемся потоке воздуха давление ниже, чем в окружающей среде, и этим, кстати, пользуются мигрирующие в потоках океанские животные и рыбы (физики, однако!). Манка, рассыпанная по столу, и скрипичный смычок позволяют «увидеть звук»: крупа под протяжные мелодии на глазах складывается в правильный узор. Пригодились и открытия господина Гальвани: разность потенциалов между разными пластинами металлов (например, меди и алюминия), если положить на них ладони, показывает электропроводность человека. Этим воспользовались практичные американцы, которые придумали всем известный детектор лжи.
Арочные мостики, известные еще со времен древнего Рима, оказывается, можно соорудить без единого гвоздя. Причем на века. В музее светит и собственная Луна — но обращенная к нам той стороной, что видят только поэты, космонавты и фантазеры. А вот копия «рыбного таза» времен династии Мин (XIV — XVII века) — если потереть его ручки, то по поверхности воды забьют мелкие, игривые фонтанчики. Или «Шар Теслы», сверкающий хищными молниями. Экскурсии здесь, как представления в дореволюционном цирке: «Магия и ее разоблачение». Правда, от разоблачения-то скучнее не становится, а наоборот, все хочется сделать самому, потрогать, обсмотреть. А еще теперь я в курсе фокусов Калиостро, стращавшего неграмотный народ своей говорящей головой на серебряном блюде. Кстати, это один из самых любимых экспонатов экскурсантов, норовящих с ней сфотографироваться. А хотите почувствовать себя космонавтом? Попробуйте зашнуровать ботинок (тоже экспонат музея) пассатижами. В космосе-то подвижность ограничена.
На прошлой неделе здесь верещал от восторга детский сад — малыши от двух до шести лет. Причем, как подметил Андрей Коршенков, чем младше ребятишки, тем любопытнее. А как-то забрели заслуженные дедушки-изобретатели весьма мудрого возраста — лет восьмидесяти.
Словом, Гарри Поттер со своей волшебной палочкой и заклинаниями отдыхает. У нас есть голова, руки и «Интеллектус».