Виртуоз–кубызист, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича Миндигафур Зайнетдинов давно зарекомендовал себя как один из лучших исполнителей на кубызе. Где бы он ни выступал — в родной республике, других регионах России или в больших концертных залах за рубежом, его выступления неизменно пользуются громким успехом.
В Башкортостане он единственный исполнитель такого уровня на кубызе — металлическом и деревянном.
Исполнительский репертуар Зайнетдинова огромен. Это весь фонд фольклорных кыска-кюйных мелодий в сольном и ансамблевом вариантах (эпические, песенные, танцевальные, инструментальные), это напевы других народов, проживающих в республике, различные импровизации, построенные на принципе художест- венного звукоподражания. Ему присущи мастерское владение инструментом, техническое совершенство, эмоциональность и артистизм.
В течение многих лет, работая преподавателем в Институте развития образования РБ, я читала лекции о башкирской народной и профессиональной музыке, национальных инструментах. Часто приглашала на творческие встречи с учителями музыки, истории и культуры Башкортостана деятелей искусства, в том числе и Миндигафура Миндиахметовича. Его рассказы о конструкции, технических возможностях инструмента, его использовании в произведениях академической национальной музыки и, естественно, исполнение народных мелодий всегда вызывали неподдельный интерес учителей, ведь простой, на первый взгляд, инструмент оказывался способным на самое богатое и разнообразное звуча- ние. После таких встреч учителя мгновенно заражались решимостью научиться играть на нем, рассказать о кубызе своим ученикам.
Выдвинутая на соискание государственной премии име-ни Салавата Юлаева композиция «Эхо седых веков» М. Зайнетдинова — это яркое кон- цертное произведение, продолжающее традиции башкирской народной инструмен- тальной музыки и в то же время обогащающее ее элементами и приемами современного музыкального искусства. Главной идеей произведения является воссоздание звуковой атмосферы Урала, богатейшей природы родного края, его животного мира, башкирского пей- зажа, шума лесов и колыхания на ветру курая, ковыля... Эти образы сохранялись в вековой памяти народа, поэтому произведение и названо «Эхо седых веков»…
Тематика эта присутствует в народном твор- честве башкир издревле и реализуется в самых различных фольклорных жанрах.
В произведении использованы такие традиционно сложившиеся в народном исполнительстве приемы испол- нения на кубызе, как пальцевая и кистевая (tremolo) техника. Однако если в фольклорном исполнительстве кубыз- ные напевы очень краткие, небольшие по масштабам (кыс- ка-кюи) и они в основном исполнялись женщинами и детьми, то в профессиональной музыке такие выдающиеся исполнители-виртуозы, как Роберт Загретдинов и его последователь Миндигафур Зайнетдинов, придали им масш- табную, укрупненную динамическую форму. В этом заключается новаторский характер произведения. Краткие музыкальные иллюстрации преобразованы фантазией профессиональных исполнителей в развернутые многокрасочные импровизации.
«Эхо седых веков» Зайнетдинова не просто призвано вызвать у слушателей конкретную ассоциацию с Уралом и Башкортостаном, а самые разные чувства — любовь, вдохновение и гордость за свою родину. Его отличают глубина музыкального языка, наличие чисто инструментальных виртуозных приемов, придающих всему повествованию эффектно-концертный характер.
Одаренный музыкант и талантливый педагог Миндигафур Зайнетдинов продолжает вести активную пропаганду музыкального наследия башкирского народа, обучать детей и взрослых исполнительству на кубызе. Он объездил весь Башкортостан, многие регионы России, неоднократно гастролировал в Белоруссии, Австрии, Норвегии, Франции, Германии, Турции, Китае, Иране, Сербии и Польше. «Эхо седых веков», являясь постоянным номером концертной программы, доносит до многочисленных слушателей эстетику и поэтику башкирского художественного творчества и этим самым выполняет важную просветительскую и творческую задачу. И потому выдвижение Зайнетдинова на соискание госпремии имени Салавата Юлаева считаю по-настоящему достойным.