Все новости
Мода
8 Сентября , 13:15

Кто там в малиновом берете?

В Доме-музее С. Т. Аксакова встретились ампир и бидермайер

Альберт ЗАГИРОВ  В начале XIX века подчеркивать талию было не принято.
В начале XIX века подчеркивать талию было не принято.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Старинные платья, шляпки и аксессуары — женская мода в историческом разрезе интересна не только потому, что рассказывает, как жили и чем восхищались женщины всех времен и народов. Но и потому, что так можно узнать, что ожидает нас на очередном модном витке. Мода всегда возвращается, и в XXI веке неожиданно «выстреливают» корсеты, шнуровки и туники из прошлых веков. Научные сотрудники Мемориального дома-музея С. Т. Аксакова решили проследить стилевые тенденции женского костюма XIX века и представить их на примерах героев классической русской литературы в экспозиции «Кто там в малиновом берете? Или история о том, как одевались герои литературных произведений».

На необычной интерактивной выставке можно увидеть как изображения моделей платьев и аксессуаров, так и сами платья, сшитые по старинным образцам участницами уфимского клуба исторического танца «Ассамблея». На открытии выставки авторы продемонстрировали гостям, как собиралась на бал девушка XIX века. А начался разговор с литературных произведений русских классиков. В первую очередь, конечно, с Сергея Тимофеевича Аксакова.

Как рассказала старший научный сотрудник музея Татьяна Петрова, образ любимой маменьки писателя и главной героини его повести «Семейная хроника» Марии Николаевны Аксаковой — один из первых женских образов в русской литературе конца XVIII века, не считая госпожу Хлестакову и других героев комедии Фонвизина «Недоросль». Содержание «Семейной хроники» составляет в том числе и история замужества Марии Николаевны, которое случилось в Уфе в 1788 году, и именно на этой женской истории — замужества, рождения и воспитания сына — можно проследить революционную смену стиля в женской одежде — от платья «англез» конца XVIII века к платью-рубашке «шемиз» начала XIX века.

Ампирная мода начала XIX века нам более знакома по таким героиням, как Наташа Ростова и Татьяна Ларина. Легкие платья, подвязанные под грудью, господствовали почти два десятилетия. Прически были разнообразными, но основная их функция заключалась в том, чтобы создать высокий пучок, который бы сделал женщину выше.

Красота требует жертв, шутят модницы, однако, по свидетельству историков, в XIX веке россиянка, носившая модное платье, и впрямь могла поплатиться за это жизнью. После буржуазной революции во Франции, когда аристократическая мода с богато украшенными платьями была отвергнута, в моду вошли платья-рубашки, легкие и прозрачные, которые носили даже зимой. Это привело к появлению «ампирной болезни» — разновидности гриппа, от которой часто умирали молодые девушки.

— Особенности кроя и декорирования менялись почти ежегодно, и к началу 30-х годов линия талии плавно опустилась к своей естественной границе, — рассказывает Татьяна Петрова. — На примере образа Татьяны Лариной можно проследить эту тенденцию: если на первом свидании с Онегиным она была в платье «шемиз», то на балу Онегин встретил Татьяну в платье ранней эпохи бидермайера. Стиль одежды этой эпохи более всего присущ героям гоголевских повестей и комедий.

Гоголь и сам был не чужд моде, его даже называли Гоголь-щеголь. Известна его страсть к жилетам, которые были тогда изюминкой мужского гардероба, — рассказывает Татьяна Петрова. — В стиле бидермайер предстают перед нами герои повестей Лермонтова. События в них приходятся на период 30-х годов XIX века. Это время, когда женское платье приобрело совершенно другой облик по сравнению с платьями начала века: лиф опустился на линию талии, юбка стала пышной, особенное внимание уделялось рукавам. Женский силуэт из подобия гречес­кой статуи превратился в эфемерное облако.

В 40-х годах вышли из печати первые романы Тургенева. Хронологически его творчество продлится до 80-х годов. Сложившийся образ «тургеневской девушки» неизменно связан с платьем эпохи романтизма: скромная прическа, узкие рукава, покатые плечи, в меру пышная юбка и неброская отделка. За этот период значительно изменилась лишь форма юбки: в 50-х в моду вошли кринолины — специальное приспособление для пышных юбок, от которого женщины откажутся лишь в конце 70-х годов.

То, как одевались платья с замысловатыми, на сегодняшний взгляд, деталями, продемонстрировали на себе участницы клуба исторического танца «Ассамблея» Светлана Хабирова и Елена Сиротина. Клуб активно участвует в проведении городских мероприятий и балов.

— Мы занимаемся историческими танцами, и для этого нам нужны достоверные костюмы, поэтому мы стали сами шить платья для участников клуба. У нас есть несколько художников, которых мы называем профессиональными любителями.

Информацию, касающуюся исторических костюмов, мы берем из разных источников. Особенно полезными для нас оказались книги мастеров, которые провели обширные исследования в музеях, измерили каждую деталь и создали примерные выкройки, которые мы адаптируем под свои размеры. Каждая деталь имеет значение. Нужно не только правильно сшить платье, но и создать образ в целом. Это включает и наличие правильного нижнего белья, которое отличалось в зависимости от эпохи и стиля платья. Мы танцуем на балах, и наши аутентичные костюмы помогают нам чувствовать себя настоящими дамами и кавалерами той эпохи. Это не только хобби, но и способ сохранения и передачи культурного наследия, — рассказала Светлана Хабирова.

Танцоры относятся к своим платьям очень бережно, практически как к музейным экспонатам, однако в начале XIX века бальные платья в основном были рассчитаны на однократное использование, и их даже не стирали. И это несмотря на то, что в отсутствие швейных машин платья из тончайших тканей шили вручную.

Участники клуба «Ассамблея» продемонстрировали наряды в деле, исполнив танец лендлер. Это парный танец, который благодаря воздушности движений можно было танцевать и в небольших помещениях.

— Окунуться в старину всегда интересно. Мы можем увидеть, как развивались технологии, многие из которых потом были утрачены, — поделилась впечатлением гость выставки Лариса Клих. Оказалось, что она тоже мастерица — руководитель уфимского клуба кружевоплетения на коклюшках «Плетешок».

— Я занимаюсь кружевом и изучаю его историю. Создание кружева — это более древнее искусство, чем плетение на коклюшках. В Россию кружево завозилось из Европы и стоило баснословных денег. Вначале оно использовалось в мужском костюме, а потом уже женщины начали использовать его на белье. И только после этого кружево пришло в женское платье. Этот вид рукоделия перестал быть элитным, когда Петр завез в Россию кружевниц. Они создавали кружева вручную для дворянства. Позже кружево­плетение пришло и в народ. Крестьянки стали использовать его не только в одежде, но и в быту — на полотенцах, постельном белье. Сейчас ручное кружево снова ценится, как и все штучное и уникальное.

Альберт ЗАГИРОВ  Женская мода — неиссякаемая тема для обсуждения.
Женская мода — неиссякаемая тема для обсуждения.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Альберт ЗАГИРОВ  Зачастую бальный наряд был «одноразовым».
Зачастую бальный наряд был «одноразовым».Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Альберт ЗАГИРОВ  Платье-облако.
Платье-облако.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: