Кого мы обычно видим в национальных костюмах? Правильно, артистов на сцене да бабушек в деревнях, спасибо им за это и низкий поклон. А вот наша героиня, 34-летняя учительница уфимского лицея № 42, их не только с удовольствием носит, но и сама мастерит, причем подходит к этому делу с позиции науки.
Альфина Габидуллина, правда, родилась не в Уфе. Родом она из деревни Новомусятово Бурзянского района.
— Когда вспоминаю детские годы, сразу перед глазами встает чудесная картина: кочевье, расположенное между высоченными горами и непролазными чащами, детский смех, молодежь резвится верхом на лошадях, мужчины степенно гонят стадо, женщины доят коров, дети возятся с телятами... Если ты выросла в такой обстановке, на земле, пропитанной национальным духом, интерес к традиционной одежде своего народа легко объясним. Нас у мамы было трое: старший брат Динар, младший Инсаф и я в серединке, — рассказывает Альфина.
Братишки у нее уже нет: младший сержант, контрактник Инсаф Шамигулов погиб в зоне специальной военной операции, выполняя свой воинский долг. В Демском районе Уфы на фасаде дома, где он жил, установили мемориальную доску. Награжден орденами Мужества и генерала Шаймуратова — посмертно. Динар — кандидат в мастера спорта по борьбе куреш.
Сама Альфина окончила Стерлитамакскую педагогическую академию, преподает в лицее башкирский язык и литературу. Как принято в башкирских деревенских семьях, с малых лет была приучена к рукоделию — и мама, и тети были знатными мастерицами. А вот интерес к национальному костюму возник у нее во время учебы в аспирантуре. Научный руководитель, доктор филологических наук профессор Гульфира Абдуллина предложила своей аспирантке написать диссертацию на тему «Лексика одежды и украшений в башкирском языке». Тема Альфину очень заинтересовала, за работу она взялась с большим интересом. А следом появилось желание и самой мастерить красивые вещички, которые видела только в книгах.
Взяла несколько уроков у специалистов по национальным костюмам Сарвар Аслаевой и Гульсум Хусаиновой. С тех пор работает в этом направлении, мастеря национальную одежду не просто как искусная рукодельница, но и как кандидат наук, знаток всех нюансов. Вместе с руководителем Гульфирой Рифовной они даже выпустили монографию и два словаря.
— На территории моего родного Бурзянского района живут представители рода тангауер, карагай-кыпчак, — делится Альфина Тагировна своими познаниями. — Я из рода бурзян. Для нашего рода характерны нагрудник среднего размера, альмизеу (украшение с монетами и позументом), кашмау, налобник, тастар (полотенце, приданое невесты), платье, камзол, елян, чекмень, казакин, чарык, особые украшения. К сожалению, национальная одежда и украшения бабушки не сохранились. Приходится по крупицам собирать нужную информацию.
Два костюма — одеяния женщины и девушки — она скопировала с экспонатов, хранящихся сейчас в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Сшила их по установкам историка Альберта Махмудова. В 2022 году на Третьем международном конкурсе мастериц башкирской национальной одежды «Тамга» ее работа заняла первое место в номинации «Аксессуары».
— Когда шью костюмы и изготавливаю украшения, стараюсь строго следовать историческим канонам, первоисточнику. Так что все мои наряды максимально аутентичны. Последняя из работ — одеяние башкирской женщины рода калмык, воссозданное по фотографиям ученого Сергея Руденко. Трудилась над ним три-четыре месяца. Чарык мне помог сшить и украсить специалист по исторической одежде Азат Гарипов. Это только кажется, что образы создаются легко, в действительности, чтобы воссоздать их, требуется много времени и сил, да и расходы немаленькие, — замечает мастерица.
Кто выбирает для себя такое увлечение, шить национальную одежду, — настоящие энтузиасты. У Альфины уже образовался круг единомышленников: они ходят на различные курсы, практические занятия, общаются меж собой, перенимают друг у друга опыт. Да и в целом интерес общества к национальной одежде заметно вырос, считает собеседница.
— Мы очень благодарны главе республики Радию Хабирову за то, что сегодня уделяется такое большое внимание возрождению культуры, обычаев, традиций всех народов, населяющих Башкортостан, — говорит она. — Проведение два раза в год Дней национального костюма — тому подтверждение. В нашей республике бок о бок проживают представители десятков национальностей — башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, удмурты, белорусы. Представьте, если каждый выйдет на улицу в своем национальном убранстве — это же такое соцветие будет, словами не передать! И что удивительно, национальный костюм не разъединяет, а соединяет людей, делает их добрее друг к другу. Как думаете, в чем здесь секрет?